Рабочий материал к теме 3.1




Стандарт (от англ. standard – образец, норма) – нормативный документ, определяющий комплекс правил, характеристик, требований к какому-либо объекту.

! В сфере образования следует чётко различать образовательные стандарты (ФГОСы) – требования к образованию, и стандарты профессиональные – требования к профессиональной деятельности работников образования.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функци и – ст. 195. 1 ТК РФ.

Профессиональный стандарт педагога (ПС) – это те требования, которые предъявляет профессиональное сообщество педагогическим работникам, входящим в его состав, в условиях кардинальных изменений всей системы педагогической работы.

Концепция и содержание ПС педагога подробно прокомментированы в книге Е. А. Ямбурга «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?» (Москва: Просвещение, 2014).

Прежде всего, ПС – инструмент реализации ФГОСов, задающих новые требования к качеству и результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

В свою очередь, на основании результатов обучения и развития детей можно объективно судить об эффективности работы учителя и его квалификации. Поэтому ПС – основа для разработки критериев и показателей при заключении эффективного контракта с педагогическим работником, для разработки программ их подготовки.

Центральным звеном модернизации становится модернизация педагогического образования на основе индивидуальной программы профессионального развития каждого учителя. Такая программа базируется на независимой объективной оценке его компетенций, необходимых для реализации ФГОС и соответствующих требованиям ПС.

Таким образом, ПС – это та система координат, которая призвана помочь каждому учителю выстроить свою траекторию профессионального и личностного роста. Эта система, как отмечает Е. А. Ямбург, должна быть не только общенациональной и объективной. Прежде всего, – это система ориентировки для самого педагога, т.е. своего рода «навигатор» в поиске координат собственного профессионального и личностного роста.

Вместе с тем, критерии оценки качества должны вырабатываться общественно-профессиональным сообществом на основе понимания подлинных целей и задач профессионального стандарта, его конструктивной роли в реализации стратегии развития отечественного образования.

Объективная оценка компетенций учителя и результатов его деятельности, новая система оплаты труда и повышение заработной платы педагогов увязывается с уровнем квалификации и результатами труда, со справедливой и прозрачной оценкой профессиональных компетенций и достижений учителей. Эта идея заложена в переходе на эффективный контракт.

Следовательно, профессиональный стандарт педагога, ФГОС, профессиональный и личностный рост учителя, переход на новую систему оплаты труда, эффективный контракт – все это звенья одной цепи.

Введение эффективного контракта во все сферы государственного (муниципального) обеспечения утверждается на Федеральном уровне как способ оптимизации системы оплаты труда, целью которой является повышение заработных плат и качества оказания услуг в государственном секторе.

Нормативная база эффективного контракта в сфере образования определена следующими нормативными правовыми документами:

– Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

– Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р;

– Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р;

– Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;

– Письмом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– Показателями эффективности деятельности государственных, муниципальных учреждений образования.

В Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда на 2012 – 2018 гг. дано определение эффективного контракта:

«Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки».

В Программе определены функции и ожидаемые результаты перехода на новую систему оплаты труда. Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:

· дифференциацию оплаты труда работников;

· установление оплаты труда в зависимости от качества выполняемых работ;

· эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Министр образования и науки РФ в начале 2013-2014 учебного года в своём интервью назвал эффективный контракт с педагогом средней школы общественным договором, заключаемым между обществом и учительством. И далее добавил: «Принципиально важно, чтобы рост заработной платы не происходил за счет повышения учебной нагрузки. Если это происходит, то это не просто профанация идеи эффективного контракта, а прямой вред, который наносится профессиональному самочувствию учительства и в целом качеству обучения, качеству работы учителей».

Таким образом, эффективный контракт не является новой правовой формой трудового договора, а включает в трудовой договор изменения, касающиеся заработной платы и условий ее выплаты.

В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы:

1) трудовая функция;

2) показатели и критерии оценки эффективности деятельности;

3) размер и условия стимулирующих выплат (с учетом рекомендуемых показателей).

Согласно статье 135 ТК РФ, «локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников». Это означает, что критерии эффективности, на основании которых и устанавливается стимулирующая часть заработной платы, должны не формально определяться и «спускаться сверху», а вырабатываться профессиональным сообществом с учетом мнения работников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: