В соответствии с общими требованиями рабочая программа должна отражать структуру процесса обучения, представленную 7 компонентами:
-целевой;
-потребностно-мотивационный;
- содержательный;
-операционно-деятельностный;
-эмоционально-волевой;
- контрольно-регулировочный;
-оценочно-результативный.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования могут быть определены новые подходы к содержанию указанных компонентов.
Стандарт выдвигает следующие цели начального образования:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Ведущим компонентом образовательной деятельности становятся результаты освоения основной образовательной программы.
Стандарт устанавливает трехчастную структуру
Достигаемых (планируемых) результатов:
-личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Содержание образования признается одним из ведущих факторов развития обучающихся.
В Стандартах общего образования содержание образования отражается в разделе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем фиксируются:
-базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
-основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
-универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.
Организация процесса обучения должна осуществляться наоснове достижений системно-деятельностного, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного обучения, педагогики развивающего образования.
Первостепенной задачей учителя в современном образовательном процессе становится обеспечение условий учебной деятельности и развития обучающихся:
-определить учебные цели, создать условия для их реализации;
-мотивировать деятельность обучающихся на поиск средств и способов достижения учебных целей;
-организовывать учебный процесс с использованием форм коллективного взаимодействия обучающихся с постепенной передачей им функций контроля и оценки.
- создавать условия для творческой деятельности обучающихся через поддержание детских инициатив, проектов, презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (выставки, конкурсы, фестивали и т. д.).
Проектирование и реализация рабочих учебных программ различных предметов и курсов строится с учетом совершенствования системы диагностики, контроля и оценки достижений планируемых образовательных результатов обучающихся.
При проектировании данной системы необходимо учитывать трехкомпонентную структуру планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, учитывая, что итоговой аттестации подлежат метапредметные и предметные результаты.
Рабочая программа должна учитывать возрастные, психологические и образовательные возможности школьников.
Рабочая программа должна предусматривать различные виды
деятельности младшего школьника:
-совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);
-игровая деятельность (высшие виды игры – игра, драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами);
-творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.);
-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
-спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Разнообразие видов деятельности младших школьников определяются составителями программы.
Концептуальная часть программы представляет собой описание целей и задач курса и излагается в пояснительной записке.
В содержательной части программы отражаются разделы и темы курса, порядок их изучения и время, отводимое на прохождение отдельных разделов и тем, основные компетенции, приобретаемые при изучении данного курса.
Процессуальная часть отражает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося; особенности построения процесса освоения учебного содержания, формирования универсальных учебных действий
Оценочно-диагностическая часть программы содержит набор инструментария для оценки уровня обученности и сформированности компетенций, критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания курса.
Проектно-исследовательская часть содержит темы и проблемы
исследовательских работ обучающихся по предмету.
В пояснительной записке, как правило, содержатся следующие сведения:
1. Документы, на основе которых создана данная рабочая программа.
2. Цели и задачи изучения предмета (курса с учетом требования государственных стандартов.
3. Расширения целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения национально-регионального компонента.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой и обоснование целесообразности внесения данных изменений.
5. Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана, место учебного предмета, курса в учебном плане.
6. Общая характеристика построения учебного процесса: образовательные технологии, методы, формы и средства обучения.
7. Применяемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).
Требования к уровню освоения дисциплины формируются в терминах: для личностных УУД «у обучающегося будут сформированы» и «обучающийся получит возможность для формирования», для остальных
групп УУД и предметных результатов «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться».
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы могут иметь следующую структуру:
Личностные результаты.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД;
Познавательны УУД;
Коммуникативные УУД.
Предметные результаты– программы учебных предметов, курсов.
Одним из разделов рабочей программы является учебно-тематический план.
В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.
В учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции, проектные, творческие и другие формы проведения занятий, а также литература, необходимая обучающимся для выполнения заданий.
Описание содержания тем рабочей программы определяется творческим подходом учителя и уровнем профессиональной практики.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основания и полномочия образовательного учреждения по проектированию рабочей программы по предмету (курсу).
2. Дайте характеристику функцийрабочей программы по предмету (курсу).
3.Виды и назначение рабочих программ, их отличие от основных и типовых образовательных программ.
4. Требования к структуре и содержанию рабочей программы по предмету (курсу).
5. Какие проблемы возникают у учителей при подготовке контрольно -измерительного инструментария и планировании результатов УУД?
Литература
1.«О рабочих программах учебных предметов» письмо Минобрнауки России от 28.10.2015г. № 08-1786
2.Приказ Минобрнауки России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
3.Приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
4.«О рабочих программах учебных предметов» письмо Минобрнауки России от 28.10.2015г. № 08-1786
5. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010.- 120 c.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785).
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. – М.:. Просвещение, 2010.- 152с.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
9.Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов// www.openclass.ru
10.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей// www.musfestival.narod.ru
Интернет-ресурсы
https://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg
https://www.niro.nnov.ru/?id=4622
https://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg
https://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg
https://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg