Методика изучения научно-популярной статьи и очерка




Практическое занятие

Специфика использования системы методов и приемов обучения чтению в зависимости от жанра художественного произведения (методика работы над рассказом, малыми фольклорными жанрами, жанрами несказочной прозы, сказкой).

(3ч.)

Студент должен:

знать:

методические приёмы работы над эпическим произведением;

методику изучения рассказа повествовательного и описательного характера;

методику работы над жанрами несказочной прозы, малыми фольклорными жанрами, сказкой;

уметь:

использовать систему методов и приёмов в зависимости от жанра художественного произведения.

 

Устно выполняются задания: 1, 9.

В тетради для лекций выполнить задания: 3, 6, 10.

В тетради для практических работ должны быть выполнены задания: 2, 4, 5, 7, 8, 11.

Содержание заданий и инструкция по их выполнению

1. Уточните по «Словарю литературоведческих терминов» (воспользуйтесь электронным вариантом) определения эпических жанров: рассказ, сказка, басня, былина, сказание, легенда, миф, эпическое стихотворение.

2. На примере одного из произведений из учебника «Литературное чтение» покажите специфику эпического произведения: 1) содержание представлено в действующих лицах; 2) происходят определённые события, связанные между собой и развивающиеся во времени и пространстве; 3) события выстраиваются в сюжет; 4) стройная композиция (дайте краткое пояснение).

3. Познакомьтесь с методическими приёмами работы над эпическим произведением, запишите сжато в тетрадь для лекций:

1) Анализ обычно начинается с разбора сюжета: С чего всё началось? Как развивались события? Какой момент самый напряжённый? Чем всё закончилось?

2) При анализе любого эпического произведения внимание сосредоточивается на действующих лицах, даётся их характеристика. При анализе поступков персонажей следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

4) Одним из ведущих приёмов является пересказ, за исключением произведений в стихотворной форме. Тип пересказа выбирается в зависимости от композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура может стать основой выборочного пересказа; если произведение включает диалог, пересказ нецелесообразен.

5) В заключительной беседе выявляется план, главная мысль, отношение детей к содержанию.

4. Сравните методические схемы изучения рассказа повествовательного и описательного характера. Что общего и чем отличаются? Чем обусловлено отличие в методике работы над рассказами разного вида? Ответьте письменно на эти вопросы.

Методическая схема изучения рассказа повествовательного характера:

- выяснение конкретного содержания;

- выявление рассказчика (кто ведёт рассказ, присутству​ет ли он сам в рассказе);

- выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;

- выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;

- определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;

- словесное описание (по воображению) действующего лица;

- выяснение авторского отношения к поступку, герою;

- определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;

- выяснение основной мысли произведения.

Методическая схема изучения рассказа описательного характера:

- нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);

- акцентное вычитывание слов и выражений, с помощью которых описываются картина природы, животное, предмет;

- воссоздание этих картин путем словесного рисования;

- нахождение слов с общим оценочным значением (замечательнаякартина);

- определение авторского и личностного отношения к описанию.

5. При подготовке к работе над произведениями несказочной прозы учебные задачи урока должны включать следующие компоненты:

- литературоведческий: формирование понятия о жанре, его специфических

особенностях;

- познавательный: расширение знаний об исторических событиях, окружающем мире,

мировосприятии наших предков и т.п.;

- воспитательный: знакомство с морально-нравственными категориями, развитие

духовно-нравственных качеств.

Проанализируйте с точки зрения этих требований цели урока при изучении «Легенды о покорении Сибири Ермаком»:

- сформировать представление о легенде, научить отличать её от сказки;

- расширить знания учащихся об освоении Сибири;

- создать условия для формирования таких нравственных понятий, как «служение родине», «патриотизм».

6. Изучите особенности работы над жанрами несказочной прозы, ключевые положения запишите в тетрадь для лекций:

1) Подготовка к восприятию произведения должна быть направлена на обогащение и уточнение представлений детей. Ведущим методом является рассказ учителя.

2) Рассказ учителя должен отвечать следующим требованиям:

- быть информационно насыщенным;

- включать словарную работу;

- попутно разъяснять новые сведения;

- сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фрагментов фильмов;

- включать работу с картой, схемами (по необходимости);

- быть эмоционально выразительным.

3) Особое значение приобретает словарная работа. В сносках после текстов произведений даются разъяснения некоторых исторических понятий, сведения об исторических лицах и героях, толкования бытовых названий и т.д. Словарная работа над другими словами проводится на этапе подготовки к восприятию и в ходе повторного чтения и анализа.

4) Работа над произведением обязательно должна включать работу над языком. Основная задача – помочь учащимся увидеть мир (природу, человека, его нравственный облик) таким ярким, красочным, удивительным, каким видели его наши предки, и через образное видение понять идею произведения.

5) Обобщающая беседа должна содержать морально-нравственные оценки поступков героев произведений.

7. Проанализируйте фрагменты уроков с точки зрения этих требований. Выводы запишите в тетрадь для практических работ.

1) Рассказ учителя при изучении древнегреческого мифа «Храбрый Персей»:

Если в ясную, звёздную ночь мы посмотрим на небо, то увидим много созвездий – отдельных групп звёзд. Разобраться в созвездиях нам помогает карта звёздного неба. (Демонстрируется карта звёздного неба). Постепенно мы начинаем различать созвездия и говорим: вот созвездие Андромеды, Персея, Пегаса, там сверкает яркими звёздами созвездие Ориона. Всё это неподвижные звёзды, они всегда светят на небе в одном и том же месте. Между ними двигаются планеты: горит белым светом планета Юпитер, светятся красноватым Марс и жёлтым Сатурн. Утром, перед восходом солнца, мы можем любоваться ярко сверкающей планетой Венера. Андромеда, Персей, Юпитер, Марс, Венера – всё это имена богов, богинь, героев и героинь Древней Греции и Древнего Рима, и в их честь названы созвездия и планеты. Сегодня мы познакомимся с мифом, в котором рассказывается о Персее.

2) Языковой анализ при изучении славянского мифа «Ярило-Солнце»:

- Как начинается миф? Почему предложение звучит непривычно?

- Какие слова придают тексту особую торжественность? С какой целью они употребляются?

- Найдите «солнечные» слова в тексте. Когда и для чего они используются?

- Почему свет назван живоносным?

- Найдите однокоренные слова к слову любить. Почему их так много в этом мифе?

- Можно ли сказать, что всё живое рождается от любви?

- Какие слова подчёркивают, что человек – владыка всего земного?

- Каким же видел мир древний славянин?

- Как он представлял себе сотворение человека?

3) Языковой анализ и работа над символами при изучении Легенды о граде Китеже»

- Где расположено знаменитое озеро?

- Как вы думаете, почему такое красочное описание природы вокруг этого озера?

- Прочитайте последние слова этого абзаца: «…слышится далекий колокольный звон».

Комментарий учителя: Звон колокола говорит о святости, чистоте этого места. Считают, колокольный звон предвещает радостное событие, но иногда это признак грядущего несчастья.

- Что до прихода татар располагалось на месте озера?

- Что возвышалось в центре города?

- Кто устремился в этот город? Почему?

- Что увидели татары, подойдя к городу?

- Что в этом случае предвещает колокольный звон?

- Почему люди молились?

Комментарий учителя: Для православного человека молитва имеет большое значение. Люди видят в боге спасителя, в трудную минуту они обращаются к нему за помощью. Господ услышал глас людей и не позволил врагам захватить город.

- Что обозначает слово «ринулись»? Каким синонимом его можно заменить?

- Почему татары испугались?

- Что произошло с городом?

- Почему, как вы думаете, последними погрузились в воду купола с крестами?

Комментарий учителя: Жители Китежа - православные христиане. Крест - это символ великой веры. Погружение в воду купола с крестами последним – знак победы добра над злом. Это легенда основана на реальных событиях, она показывает силу характера русского народа, его любовь к Родине.

- Почему в названии употреблено слово «град», а не «город»?

Обобщение учителя: Использование устаревшего слова, во-первых, указывает на древность легенды, во-вторых, придаёт торжественность звучанию, значительность описываемым событиям.

8. Соотнесите жанр устного народного творчества и его характеристику. Слева запишите жанр, справа - характеристику:

а) жанр: чистоговорка, скороговорка, считалка, побасенка, небылица;

б) характеристика: произнесение сочетаний звуков, близких или, напротив, далёких по способу и месту образования, предназначена для развития речевого аппарата; ведущим является ритм, служит для распределения ролей в игре, содержат зачин, или вступление, ход, или основное содержание; концовку, то есть результат, представляет законченное произведение, развивает речь, память и мышление; предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других, предназначена для развития речевого аппарата; способствует развитию фантазии и воображения ребенка, раскрывает его творческий потенциал; короткий занимательный рассказ анекдотического или поучительного характера, построен на диалоге.

9. Познакомьтесь с методикой работы над загадкой и пословицей (см. справочные материалы).

10. Познакомьтесь с общими методическими требованиями к работе над сказкой и над и 9 запишите в тетрадь для лекций.

11. Составьте фрагмент урока: работа над языком сказки или работа над жанровыми особенностями сказки (по выбору).

Справочные материалы:

1. Работа над загадкой:

1) Через загадку даются первые представления об образности языка, учитель знакомит детей с иносказательными оборотами. \

2) Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой, подчеркнуть признаки заданного предмета, его назначение, соотнести метафорический образ с реальным предметом или явлением. Для этого можно предложить нарисовать две картинки – художественный образ загадки и реальный предмет – отгадку.

3) Чтение и отгадывание отгадок можно использовать на подготовительном этапе перед чтением произведения.

4) После того, как дети уяснили структуру загадки, можно провести конкурс на сочинение загадок об окружающих предметах.

Работа над пословицами:

1) уяснить прямой смысл пословицы, т.е. конкретный факт, который лежит в её

основе;

2) выяснить переносное значение, подтекст, тот иносказательный смысл, который

позволяет употреблять её в других ситуациях;

3) соотнести пословицу с определёнными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении.

Такой порядок работы над пословицами обосновывает методическую рекомендацию - привлекать пословицы только на завершающем этапе (обобщении). Нельзя предлагать сочинить пословицу, так как они рождаются как обобщение богатого жизненного опыта.

2. Общие методические требования к работе над сказкой:

1) На этапе подготовки к восприятию сказки главная задача учителя - создать

особую, сказочную атмосферу (свечи, полумрак, сказочные предметы: пёрышко, спицы, веретено, яблоко, стрел).

2) При первичном знакомстве со сказкой, учитель должен помнить, что она

создавалась для рассказывания, поэтому народные сказки пересказываются близко к тексту (сказываются). Литературные сказки читает учитель. Используются фонохрестоматии.

3) На этапе повторного чтения и анализа содержания работа строится по следующем плану:

а) выяснение конкретного содержания;

б) определение героев, разграничение их ролей;

в) установление места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;

г) работы над характером персонажей, выяснение причин поведения;

д) обсуждение взаимоотношений героев;

е) словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;

ё) сравнение персонажей;

ж) определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);

з) определение личного отношения к персонажам сказки, со​бытиям, высказывание оценочных суждений;

и) наблюдения над жанровыми особенностями сказки (компо​зицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);

к) чтение в лицах или инсценирование эпизодов (другая творческая работа).

4) Сказка используется и для обучающих работ по составлению плана, так как она легко членится на сцены – части плана, а заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

5) Обязательна работа над языком. Дети должны увидеть выражения, типичные для

сказки, образные слова ивыражения. Работа над языком сказки актуальна для раскрытия её жанровых особенностей и идейно-художественного смысла, помогает понять психологическое состояние персонажей сказки и подготовить учеников к выразительному чтению.

6) В методике рекомендуется и такой вид работы, как составление сказки. Перед составлением сказки учитель обратит внимание детей на её особенности: О чём будет сказка? Чему она должна учить? Придумайте героя или героев вашей сказки? Что с ними произойдёт? Какие приключения их ждут? Какие волшебные предметы будут в сказке? Кто будет противостоять героям? Как добро победит зло? Какие троекратные повторы вы будете использовать?

7) На этапе обобщающей беседы учащиеся должны понять нравоучительный смысл сказки (чему учит сказка), так как в сказках отражена и народная мудрость многих поколений.

Учёт литературоведческих особенностей при работе над сказкой:

1) наличие вымысла;

2) своеобразие композиции: присказка (шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом, цель –привлечь внимание слушателя)), зачин (цель которого перенести слушателя в сказочный мир, зачин говорит о времени и месте действия, которые, как правило, неопределённы и необычны, концовка (носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателя от сказочного мира к реальному), развязка;

3) троекратный повтор;

4) повторение основного эпизода, после последнего повтора совершение контрастного события.

8)Особенности работы над сказками о животных

1) Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. На последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни: может ли такое случиться в отношениях между людьми?

2) Структура сказок о животных довольно проста. В них рассказывается об одном каком-то событии. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. Нередко в сказках трёхкратность ситуации. В сказках о животных важную роль всегда играют разговоры, диалоги между ними. Диалогизм движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Кроме разговоров, в сказках могут быть песенки.

3) В работе над характером героев сказок о животных можно выделить некоторые направления:

- анализ прозвищ;

- анализ качеств сказочного героя через словесную характеристику;

- анализ конфликта между героями.

4) Учитель может познакомить со схемой построения сказки:

1) Герои – звери, птицы, насекомые, домашние животные.

2) Сюжет действия строится, как цепочка событий.

3) Троекратные повторы встреч.

4) Песенка как обязательная деталь раскрытия характера героя.

9) Особенности работы над волшебными сказками

1) Состав и расстановка персонажей в волшебных сказках мотивируются идейным заданием сказок, состоящем в борьбе добрых и злых сил и в победе добра, поэтому основой состава и расстановки персонажей служит антитеза: к одной относятся положительные, к другой – отрицательные. Важную роль в достижении цели играют чудесные предметы.

2) Специфичным в работе над волшебными сказками будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.

3) Существенными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др., поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание их композиции.

4) При работе над языком в центре внимания должны быть эпитеты, гиперболы, метафоры, устойчивые формулы сказки, употребляемые для характеристики персонажей, играющих важную роль в создании фантастики чудесного мира. Это образы волшебных помощников, дарителей, чудесных диковинок. Эта работа не является отдельным этапом урока, но должна органически входить во все виды занятий.

Пример: Народная сказка «Кот-воркот, Котофей Котофеевич»

- Как жили старик и старушка? (бедно, на лесной опушке, в маленькой избушке)

- Почему у кота было прозвище Воркот? (был он вороватый: то сметанку слижет, то масло съест, то молочко выпьет)

- На что похоже «мяу, мяу»? («мало», «мало»)

- Почему Кота называют по имени и отчеству? (важный, деловитый, спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой)

- Какие слова характеризуют красоту лисички? (шубка шелковая, хвост золотой, глаз огневой)

- Как слова «волчище, серый бочище» характеризуют волка? (злой, страшный)

- Подберите синонимы к концовке сказки (вот и сказка вся, больше плесть нельзя)

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие методические приёмы используются в работе над эпическим произведением?
  2. Какова методика изучения рассказа повествовательного и описательного характера?
  3. Какова методика работы над жанрами несказочной прозы, малыми фольклорными жанрами, сказкой?

Формы контроля за выполнением практической работы:

- контроль записей;

- собеседование.

Литература:

1. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, С.В.Боброва. – 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464с.

2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464с.

Практическое занятие

Методика изучения научно-популярной статьи и очерка

(1ч.)

Студент должен:

знать:

понятие «научно-познавательная литература»;

отличие научно-познавательной литературы от художественного произведения;

отличие научно-популярной литературы от научно-художественной;

методику изучения научно-познавательной литературы;

уметь:

отличать научно-познавательную литературу от художественной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: