Все задания, кроме 4, выполняются в тетради для практических работ.




Содержание заданий и инструкция по их выполнению

1. Разработайте памятку «Как отличить научно-познавательную литературу от художественного произведения». Используйте свои знания и справочные материалы (см. ниже).

2. Составьте сравнительную таблицу, предварительно изучив справочные материалы:

Научно-популярная литература: Научно-художественная литература:

Задачи:

Сюжет:

Герой:

Общие признаки:

Язык:

3. Приведите примеры научно-познавательных статей из учебника «Литературное чтение» по программе «Школа России».

4. Изучите последовательность действий при изучении научно-познавательной литературы (см. справочные материалы, пункты 3, 4). Запишите в тетрадь для лекций.

5. Составьте фрагмент урока (тема и этап урока по выбору): 1) подготовка к восприятию или 2) повторное чтение и анализ содержания.

Справочные материалы:

1. В отличие от художественной литературы, воздействующей на читателя путём восприятия и оценки образа, научно-познавательная литература имеет чётко определённую предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему, опираясь на активность интеллекта читателя. Научно-познавательная литература не только описывает признаки явления, излагает суть исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, даёт им научное обоснование, иногда учит практическому применению предмета.

2. При общей цели воспитать умственную активность, приобщить к великому миру науки - каждая разновидность научно-познавательной литературы имеет свои задачи, а именно: научно-популярная статья призвана прямо сообщать детям определённые знания, а научно-художественное произведение как бы конкретизирует материал, данный в произведении научно-популярном, и развивает творческую любознательность читателя. Научно-художественным произведениям в большей степени свойственна увлекательность, лёгкость восприятия; они имеют сюжетную линию, легко выделяется конкретный герой, при чтении возникают образные представления, коотрые часто подкрепляются богатым использованием изобразительных средств языка, картинностью изложения… Трудно провести чёткую грань между научно-популярной статьёй и научно-художественным произведением, но очевидно, что в научно-популярных произведениях сильнее логический элемент, а в научно-художественных – образно-повествовательный. (В.А.Кустарева и др. Методика русского языка.)

3. Последовательность действий ученика при работе с научно-популярными произведениями:

1) Прочитать текст от начала до конца.

2) Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и найти главный вопрос произведения - т.е. определить его тему.

3) Найти ответ на этот вопрос - т.е. определить главную мысль.

3) Найти, как доказывает автор эту главную мысль.

4) Выделить в каждой части новую информацию, новые термины.

5) Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.

6) Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.

4. Последовательность работы учителя и учеников с научно-художественными текстами:

Учитель:

1) читает произведение (к концу обучения в начальной школе дети читают текст самостоятельно);

2) выявляет, как воспринято произведение учениками;

3) ставит перед учениками проблему, связанную с авторским отношением к изображаемому;

4) предлагает план действий для разрешения проблемы (к концу обучения в начальной школе дети это делают самостоятельно);

5) руководит аналитической деятельностью детей;

6) подводит итоги работы.

Ученики:

1) слушают (или читают самостоятельно) произведение;

2) отвечают на вопросы учителя после прослушивания (чтения) произведения;

3) осмысляют поставленную перед ними проблему и план действий по ее разрешению (позднее самостоятельно вырабатывают план действий);

4) самостоятельно перечитывают текст и выделяют его части;

5) определяют основное событие в каждой части, выделяют ключевые слова, определяют точки зрения на событие автора и персонажей; микротему и главную мысль в каждой части текста;

6) озаглавливают каждую часть и объясняют свой выбор;

7) устанавливают причинно-следственные связи между поступками персонажей, событиями;

8) выделяют в каждой части языковые средства, передающие авторское отношение, отношение к происходящему персонажей, и средства, создающие художественные образы;

9) находят языковые средства связи между частями текста;

10) выявляют причины изменения в отношении персонажей и автора к событиям и их участникам;

11) формулируют основную мысль рассказа;

12) выясняют, что в произведении можно пересказать, а что нельзя и почему;

13) сжато пересказывают текст;

14) сравнивают авторский вариант текста с его сжатым изложением;

15) выборочно пересказывают текст по заданию учителя (возможен творческий пересказ).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем отличается научно-познавательная литература от художественного произведения?
  2. В чём отличие научно-популярной литературы от научно-художественной?
  3. Какова методика изучения научно-познавательной литературы?

Формы контроля за выполнением практической работы:

- контроль записей;

- собеседование.

 

 

Задание на дом: завершить работу над ТКУ (7 и последующие структурные элементы урока) к следующему практическому занятию (в субботу). При разработке урока работы над сказкой учтите знания, полученные на сегодняшнем практическом занятии. ТКУ распечатать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: