о здоровом образе жизни (включается во все уроки физкультуры)




Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Пра­вильное дыхание ори длительных физических нагрузках (бег, ходь-

1 Учебные нормативы см таблицу 3, с. 132.

2 Из расчета 2 ч в неделю.


ба на лыжах). Значение и важность правильного выбора здоровой пищи и регулярных физических упражнений. Правила безопасно­сти при выполнении физических упражнений.

Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения (34 ч)

Ходьба: разновидности ходьбы (на носках, на пятках, прогнув­шись; в полуприседе и в приседе); с высоким подниманием бедра; обычная и на носках в коридоре шириной до 30 см; с изменением направления; в разных построениях.

Бег: широким шагом; наперегонки в парах и группами; равно­мерный медленный; в чередовании с ходьбой (15 м — ходьба, 25 м — бег); с ускорением.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Занимай свои мес-I та!», «Ходьба гуськом», «Мыши и кот», «Птицы в гнездах», «По-| езд», «Сумей догнать!», «Вызов номеров».

Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с I заданиями; ходьба по гимнастической скамейке прямо и боковы­ми приставными шагами с перешагиванием через предметы высо­той до 25 см; повороты на скамейке направо, налево; приседание на скамейке и переход в упор присев.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Переправа», «Через ручей», «Повернись — не упади!», «Стоп!».

Лазанье: на четвереньках по наклонной плоскости гимнастиче-|Ской скамейки, установленной под углом до 30°, вверх; подполза-|ние под шнур, веревку, дугу (высота до 40 см); перелезание через [предметы (высота до 80 см) и лазанье по гимнастической стенке (одноименным и разноименным способами; лазанье по канату про­извольным способом на высоту до 1,5-2 м.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Смелые верхолазы», «Не оставайся на полу!», «Медведь и пчелы», «Ловля обезьян».

Прыжки: прыжки на месте на обеих ногах с поворотом на 90 и 180°; с высоты (до 70 см) с приземлением на горку матов; впрыги­вание на мягкое препятствие (высота до 50 см); перепрыгивание через препятствия шириной и высотой до 25 см; прыжки через ко­роткую скакалку с продвижением вперед.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Лиса и куры», «С кочки на кочку», «Зайцы в огороде», «Удочка», эстафеты с прыж­ками.


Упражнения с большим мячом: подбрасывание мяча вверх и лов­ля его после отскока; перебрасывание мяча по кругу вправо, влево; перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3—4 м способами сни­зу, из-за головы, от груди; ведение мяча в ходьбе.

Упражнения с малым мячом: подбрасывание мяча и ловля его од­ной рукой; отбивание мяча двумя руками, одной рукой; перебрасы­вание мяча друг другу на расстоянии 4—6 м; ловля мяча после допол­нительного движения (хлопок в ладоши перед грудью, за спиной).

Метание: метание малого мяча из-за головы в вертикальную цель (1 х 1 м) на высоте до 3 м, с расстояния до 6 м; метание мало­го мяча и мешочка с песком в горизонтальную цель (ширина цели до 2 м), с расстояния до 8 м; метание мяча и других предметов на дальность по коридору шириной до Юм.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Мяч по кругу», «Пере­дача мячей», «Кто дольше не уронит?», «Гонка мячей в шеренгах», «Переброска мячей», «Мяч через веревочку», «По наземной мише­ни», «Сбей булаву!», «Вертикальная мишень», «Охотники и утки».

Дифференцированная двигательная деятельность (12 ч)

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами:

положение рук к плечам, перед грудью; сгибание и разгибание рук из положения руки в стороны, вперед, вверх; поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении сидя, лежа; наклоны туловища вперед с различными положениями рук, впра­во, влево со скольжением рук вдоль туловища; комплексы утрен­ней гимнастики; упражнения с движениями рук, ног, туловища с использованием стандартного и нестандартного оборудования и инвентаря.

Пространственные ориентировки и строевые упражнения: ориен­тировка относительно самих учащихся и по ориентирам; перестро­ение из одной шеренги в две (по распоряжению учителя), в круг из колонны по одному; повороты направо, налево переступанием; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне по одному; выпол­нение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «По порядку рассчитай­ся!», «На 1—2-й рассчитайся!».

Подвижные игры и игровые упражнения: «Быстро в круг!», «Слушай командира!», «Слушай сигнал!».

Элементы ритмической гимнастики: выполнение комплексов уп­ражнений с заданным музыкальным сопровождением, включаю-


щих упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы из по­ложений стоя, сидя, лежа; танцевальные упражнения (простейшие сочетания изученных танцевальных шагов); имитационные, прыжковые и беговые упражнения; упражнения на восстановле­ние дыхания.

Элементы акробатики: из упора присев кувырок вперед до упора присев со страховкой и без нее; стойка на лопатках из положения лежа на спине; стойка на лопатках перекатом назад из упора при­сев (со страховкой); из упора присев кувырок назад до упора при­сев со страховкой.

Профилактические и коррекционные упражнения: для формирова­ния правильной осанки: стойка с грузом на голове с положением рук на поясе, вверх, в стороны, вперед, назад; из положения лежа на животе, руки согнуты, подбородок-касается кистей, поднимать и опускать голову и плечи; то же, но руки вывести вверх; лежа на жи­воте, опора на предплечья, поднимать правую (левую) ногу; то же, но поднимать обе ноги; для укрепления свода стопы: сидя на гимна­стической скамейке продольно, руки на поясе, ноги прямые, сги­бать и разгибать стопы; в том же положении вращать стопы вправо, влево; для развития координации движений: движения правой ру­кой вверх-вниз, сгибая ее в локтевом суставе, с подключением (по команде) движений левой рукой в противоположном направлении; одновременное отведение правой руки в правую сторону и левой ноги в левую сторону и наоборот; одновременное поднимание со­гнутой в локте правой руки и согнутой в колене левой ноги и наобо­рот; профилактические и специальные дыхательные упражнения: стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке пальцами вперед, отвести локти назад — вдох, наклониться вперед со ступен­чатым выдохом и толчкообразными нажимами кистей рук на ребра с произнесением звука оо-оо-оо; стоя на четвереньках, голову при­поднять, спину прогнуть в пояснице — вдох, голову опустить, спину выгнуть дугой вверх — продолжительный выдох с произнесением звуков ф-рр-ф-рр', имитационные упражнения с произнесением зву­ков на выдохе; для формирования тонких движений пальцев рук: любые комплексы упражнений пальчиковой гимнастики.

Лыжная подготовка: перестроение из шеренги в колонну; пово­роты на месте вокруг носков лыж; передвижение ступающим и скользящим шагом по учебной лыжне; спуск с пологого склона и подъем на склон наискось и прямо «лесенкой»; передвижение в медленном темпе до I км.


5 Зак 943



Подвижные игры и игровые упражнения: «Быстрый лыжник», «Лыжная эстафета», «Кто быстрее?», «Живой конвейер».

Плавание: лежание на груди и на спине (с помощью и у стенки бассейна); скольжение на груди и спине (с помощью и без); движе­ния ногами (кроль), сидя на краю бортика бассейна; то же, но с опорой рук о дно или бортик бассейна; то же с выполнением выдо­ха в воду; скольжение на груди и на спине (с помощью) с движени­ем ног; проплывание отрезков до 15м.

Подвижные игры и игровые упражнения: «Караси и карпы», «Охотники и утки», «Водолазы», «Смелые ребята».

Элементы спортивной деятельности. Сведения о спорте (10 ч)

Сведения о спорте. Понимание спортивных терминов, использо­вание их в речи (виды спорта, спортивные площадки, спортсме­ны). Знание и выполнение элементарных правил некоторых спор­тивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), знание элементарных правил проведения соревнований.

Игровые задания с элементами спортивных игр. Баскетбол: «Быс­трая передача», «Мяч ловцу», «Мяч в корзину»; волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку», «Вперед-назад», «Борьба за мяч»; футбол: «Мяч в сетку», «Порази цель!», «Послуш­ный мяч», «Кто больше?».

Легкая атлетика (12 ч)

Ходьба и бег: ходьба с замедлением и ускорением; ходьба краду­чись с высоким подниманием бедра, на носках; высокий старт; бег на 30 м на скорость в парах; бег в умеренном темпе до 3 минут, в со­четании с ходьбой до 5 минут.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Поезд».

Прыжки: прыжки на месте на обеих ногах с поворотом на 90° и 180°; прыжки ноги скрестно, ноги врозь; прыжки в длину с места на результат; прыжки в длину с разбега (длина разбега 6—7 м); прыжки в высоту с места и с прямого разбега с мягким приземле­нием (высота веревочки до 50 см).

Подвижные игры: «Кто лучше прыгнет?», «С кочки на кочку», «Поймай комара!».

Метание: метание мешочка с песком на дальность правой и ле­вой рукой на результат способом из-за головы; метание набивного мяча (масса 1 кг) двумя руками из-за головы на расстояние 5—6 м.


Учебные нормативы 1 класс Показатели физической подготовленности Виды упражнений --------------------------------------- 1 ------------------------ мальчики девочки Бег 30 м 8,0-7,2 с 7,8-7,2 с Прыжок в длину с места 97- 1 30 см 80- 1 24 см Прыжок в длину с разбега Без учета результатов Метание малого мяча на дальность Без учета результатов Ходьба на лыжах (до 500 м) Без учета времени

Учебные нормативы II класс Показатели физической подготовленности Виды упражнений ----------------------------------------. ----------------------- мальчики девочки Бег 30 м с высокого старта 7,7-6,9 с 7,8-7,0 с Прыжок в длину с места 100—155 см 85—145 см Прыжок в длину с разбега Без учета результатов Метание малого мяча на дальность Без учета результатов Ходьба на лыжах (до 500 м) Без учета времени Учебные нормативы III класс Показатели физической подготовленности Виды упражнений ---------------------------------------- i ----------------------- мальчики девочки Бег 30 м с высокого старта 7,0—6,2 7,1-6,3 Прыжок в длину с места ПО— 160см 90-150 см Прыжок в длину с разбега 160— 200см 150— 180см Метание малого мяча на дальность 12— 19м 5— 12м Ходьба на лыжах (до 800 м) Без учета времени Учебные нормативы IV класс Показатели физической подготовленности Виды упражнений ----------------------------------------. ----------------------- мальчики девочки Бег 30 м с высокого старта 5,7—7,0 с 5, 8—7,2 Прыжок в длину с места 120— 170см 100— 155 см Прыжок в длину с разбега 200— 240 см 180-220 см Метание малого мяча на дальность 16— 23м 8— 15 м Ходьба на лыжах (1 км) Без учета времени

Ритмика

Пояснительная записка

Характерные для детей с задержкой психического развития осо­бенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незре­лость хорошо поддаются коррекции на уроках ритмики. Специфи­ческие средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в психическом и физическом развитии.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность учащихся. Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства му­зыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети усваивают несложные музы­кальные формы, у них развиваются чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чув­ства. Эти задачи решаются через овладение учащимися разнооб­разными формами движения: выполнение с музыкальным сопро­вождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда же входят ритмические упражне­ния с звучащими инструментами — погремушками, дудками, бара­банами и т п.

Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, про­странственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятель­ность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физ­культуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкульту­рой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее прак­тическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфичес­кой форме музыкально-ритмической деятельности.


Вместе с тем при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе по физкультуре для соот­ветствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые де­тьми песни и прослушанные произведения, обозначенные в про­грамме по музыке.

Программа по ритмике содержит 4 раздела: «Ритмика-гимнасти­ческие упражнения»; «Ритмические упражнения с детскими звучащи­ми инструментами»; «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные дви­жения».

На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разде­лам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкрет­ного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока должны выполняться упражне­ния на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Ритмико-гимнастические упражнения

Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в на­чале урока, являясь организующим моментом. Они включают гим­настическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. В этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равнове­сия, динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической коорди­нации, которые можно выполнять, стоя на обеих ногах или на од­ной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокое­нию, развивают способность управлять своим телом, ориентиро­ваться в пространстве, закалять волю.

Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы ис­пользуются в порядке постепенного усложнения, строятся на чере­довании различных музыкальных сигналов: громкое и тихое звуча­ние (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование тем­па (быстрое и медленное хлопанье или поскоки); различение по высоте тона (движения в противоположных направлениях) и т. п.


При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и вни­мания развивается быстрота реакции. В работе полезно использо­вать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а также гим­настическую скамью (широкую и узкую), шведскую стенку и др.

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

Для упражнений этого раздела используются детские музыкаль­ные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы — погремушки, дудки, коло­кольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. (игрушечные пианино и гармошки не рекоменду­ются из-за их различной звуковысотной настройки и невозможно­сти в связи с этим использования в детском оркестре). Большин­ство упражнений со звучащими инструментами проводится в со­провождении фортепиано или аккордеона.

Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его воз­можностями в отдельности, учатся обращению с ним. Их упраж­няют в реакции на музыку (совместное начало и окончание звуча­ния, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т. п.). Сначала все упражня­ются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хоро­шо знакомых музыкальных произведений, при этом дети должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, про­стых мелких долей.

По мере овладения инструментами становится возможным их комбинированное использование, создание ансамблей и оркестра. Так, воспроизведение сильных долей можно поручить тем, кто иг­рает на барабане, а слабые доли исполняют другие ученики на по­гремушках или треугольниках.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержа­ние музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы пере­дать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.


Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко рит­мична, мелодична. Целесообразно привлекать песни и произведе­ния, указанные в программе по музыке для пения и слушания; по­лезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже пони­мается их содержание. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «де­ревья под ветерком», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх «Колыбельная кукле», «За работу, лесорубы» и т. п.; или свободно изображать действия на темы «Мы бегаем по лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики мо­гут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.

В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке — каноны): несколько групп уче­ников выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль стен, «змейкой», по кругу и т. п.), однако группы всту­пают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.

Народные пляски и современные танцевальные движения

В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год).

Все народные танцы предназначены для совместного исполне­ния и совершенствуют навыки общения детей между собой. В ра­боте используются хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, на­ходить с ним общий ритм движения, терпеливо обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у которых имеют­ся какие-либо индивидуальные затруднения.

Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизво­дя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музы­кального произведения, передавать пластикой их содержание, точ­но начинать и заканчивать движение.


Следует добиваться, чтобы дети овладевали способностью сво­бодно и непринужденно двигаться в танце. Вместе с двигательны­ми навыками они должны усвоить термины «шаг польки», «пере­менный шаг», «галоп» и др.

Программа

I класс (60 ч)1

Ритмико-гимнастические упражнения

Основные движения под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 — ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одно­временно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача в движении шагом различного характера музыки (бодрый, задум­чивый и т. п.), различной силы звучания (громко, тихо), различно­го темпа (умеренно, быстро, медленно) — строевым или мягким шагом, ходьбой на пятках или на носках и т. п.

Ходьба (бег) друг за другом по одному, врассыпную с использо­ванием всего пространства помещения с последующим построе­нием в колонну по одному, в шеренгу, в круг — в соответствии с из­менением звучания музыки. Выполнение под музыку общеразви-вающих упражнений, перечисленных в программе по физкультуре, с предметами и без них. Отражение в движении различного харак­тера, темпа, динамики музыки.

Бросание, подбрасывание, ловля, катание, передача, перекатыва­ние и другие упражнения с мячом различной величины, с обручем — в сопровождении музыки; прыжки под музыку через скакалку.

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

Знакомство с барабаном. Использование барабана, погремушек и тому подобных двух-трех инструментов (каждого в отдельности) для передачи сильной и слабой долей в знакомых музыкальных

Из расчета 2 ч в неделю.


произведениях. Повторение предложенного ритмического рцсун-ка и передача на инструменте простых песенных ритмов.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

Свободное естественное движение под четко ритмически орга­низованную доступную музыку. Изменение направления или фор­мы движения в соответствии с изменением темпа или громкости звучания музыки.

Определение сильных и слабых долей такта и свободная переда­ча их притопами, хлопками и другими формами движения.

Простейшие подражательные движения под музыку. Игры под му­зыку. Игры типа эстафет с мячами, обручами и т. п. Игры с пением.

Народные пляски и современные танцевальные движения

Элементы танца и простые танцевальные движения: простой шаг — мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бед­ра, на полупальцах, топающий на всей ступне. Бег на полупальцах. Притопы одной ногой с хлопками. Кружение через правое плечо с поднятыми руками (для девочек— с платочками), кружение пара­ми — на месте и на ходу. Приставной и переменный шаги вперед, в сторону, назад. Шаги галопа — прямой, боковой. Русский пере­менный шаг. Основной шаг местного народного танца.

Разучивание и отработка плясок, круговых танцев.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бо­
дрый, веселый, печальный, грустный),
темп музыки и движения (бы­
стро, медленно, умеренно);

• названия простых общеразвивающих упражнений (в соответ­
ствии с программой по физкультуре);

• названия простых танцевальных шагов (мягкий, на полупаль­
цах, приставной, переменный, галоп).

Учащиеся должны уметь:

выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения
с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;


• слышать изменения звучания музыки и передавать их измене­
нием движения;

• повторить на звучащем инструменте простейший ритмичес­
кий рисунок;

• выполнять простейшие подражательные движения;

• участвовать в четырех-пяти плясках.

II класс (68 ч)1

Ритмико-гимнастические упражнения

Совершенствование навыков правильного выполнения основ­ных движений под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 — ходьбы, бега, прыжков, поскоков. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкаль­ного сопровождения. Включение в движение одновременно с нача­лом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музы­ки. Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре — с соблюдением дистанции, врассыпную. Бег между пред­метами, не задевая их, не наталкиваясь на товарищей. Перестроение на ходу в колонне, изменение направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в помещении.

Четкое и ритмичное выполнение под музыку общеразвивающих упражнений, указанных в программе по физкультуре, с использо­ванием предметов и без них. Бросание, катание, передача и т. п. мячей разной величины, обручей, булав, использование скакалки для различных прыжков под музыку.

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

Использование инструментов, знакомых по прошлому году и новых, для передачи сильных и слабых долей в произведениях.

Использование поочередно нескольких инструментов в одном произведении. Создание и повторение заданного ритмического рисунка.

1 Из расчета 2 ч в неделю.


Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

Подбор под руководством учителя свободных движений под му­зыку разного характера после объяснения темы. Передача различ­ными формами движения (взмахом, прыжком, расслаблением, пе­ременой направления) динамических акцентов музыки, отрывис­тости (стаккато), связности и плавности (легато), восходящей или нисходящей линии мелодии.

Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением, инсценирование доступных песен.

Упражнения в отсроченном движении под музыку типа двухго­лосного канона.

Народные пляски и современные танцевальные движения

Танцевальные движения, отработанные в предыдущем учебном го­ду; знакомство с новыми элементами танца и движениями: бег мяг­кий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра. Пружин­ные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку впе­ред и в сторону, на носок вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в стороны. Шаги польки вперед и назад. Основные шаги местных народных танцев.

Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные ритмы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• термины, определяющие характер музыки (5—6 определений);

• термины, связанные с различными перестроениями;

• названия различных танцевальных шагов (5—6 названий).
Учащиеся должны уметь:

 

• начать и закончить движения одновременно с началом и
окончанием музыкальной фразы;

• обращаться с четырьмя-пятью звучащими инструментами в
отдельности;

• передавать движением или на инструменте сильную и слабые
доли такта;


• свободно двигаться под музыку различного характера;

• участвовать в пяти-шести новых плясках.

Ill класс (68 ч)1

Ритмико-гимнастические упражнения

Основные движения под музыку на 3/4, различение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров. Совершенствование дви­жений под музыку со сменой метроритма, узнавание чередования размеров в произведениях. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с переходом от умеренного к быстрому или мед­ленному темпу. Отражение хлопками, притопами, разными вида­ми ходьбы ритмического рисунка мелодии. Составление простых ритмических рисунков. Упражнения на выработку красивой осан­ки, на развитие ловкости, равновесия — с подниманием на носки, с подниманием ноги, с закрытыми глазами. Различные упражне­ния с гимнастическими снарядами (на скамейке, шведской стен­ке, с мячами, кольцами, лентами и т. п.). Точное начало и оконча­ние движения по звучанию музыки.

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

Исполнение различных ритмов на звучащих детских инструментах в медленном и быстром темпе. Передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен и музыкальных пьес. Согласован­ное звучание инструментов в ансамбле и оркестре, в канонах при ис­полнении различных ритмов в музыкальных произведениях. Исполь­зование нотной записи для игры на инструментах.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку разного характера на определенную тему. Передача различными формами движения крещендо и диминуэндо в музыке,

1 Из расчета 2 ч в неделю


мелодического и ритмического рисунка, темпа, метроритма. Оп­ределение регистра звучания и подбор движения соответственно нижнему, среднему и высокому регистру.

Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением. Инсценирование песен, простые сценические постановки.

Упражнения в отсроченном движении под музыку двух- и трех­голосного канона.

Народные пляски и современные танцевальные движения

Совершенствование танцевальных движений, отработанных ра­нее. Знакомство с новыми элементами танца и движениями: при­сядка и полуприсядка на месте и с продвижением, ковырялочка. Шаг вальса прямой и с поворотом. Разнообразные сочетания отрабо­танных шагов с движениями рук и хлопками.

Различные композиции движений из русских и местных народ­ных танцев. Хороводы и парные танцы. Исполнение разученных танцев.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• все изученные термины и названия;

• правую и левую стороны тела, пространства;

• два—три известных танцевальных коллектива, фамилии двух-
трех выдающихся деятелей балета;

• шесть—восемь плясок и танцев.
Учащиеся должны уметь:

• начинать и заканчивать движение или исполнение на звучащем
инструменте вместе с началом и окончанием звучания музыки;

• узнавать звучание общеизвестных народных плясок, популяр­
ных вальсов, отрывков из популярных балетов;

• бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам
и аппаратуре, к костюмам, реквизиту.


IV класс (68 ч)1

Ритмико-гимнастические упражнения

Различение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров, со­вершенствование движений под музыку со сменой метроритма. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с перехо­дом от умеренного к быстрому или медленному темпу. Отражение хлопками и притопами ритмического рисунка мелодии, исполне­ние в беге, при ходьбе или поскоках несложных ритмических ри­сунков. Составление простых ритмических рисунков. Упражнения в равновесии с подниманием на носки, с различными движениями рук, с подниманием ноги, с закрытыми глазами.

Исполнение общеразвивающих упражнений в различных тем­пах, усложнение упражнений, способствующих развитию силы, гибкости, правильной осанки, расслаблению определенной груп­пы мышц. Цепочки упражнений; упражнения со снарядами.

Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами

Понимание и передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен и ранее известных музыкальных пьес. Ис­пользование нотной грамоты при игре на инструментах. Исполне­ние канонов. Участие в ансамбле и в оркестре при исполнении раз­личных ритмов в музыкальных произведениях.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

Совершенствование свободных и естественных движений под музыку разного характера. Импровизация движений на задан­ную тему. Передача различными формами движения динамики, мелодического и ритмического рисунка музыки, ее метроритма, темпа.

Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением. Инсценирование песен, сценическое изображение сказки.

1 Из расчета 2 ч в неделю.


Упражнения в отсроченном движении под музыку двух- и трех­голосного канона.

Народные пляски и современные танцевальные движения

Совершенствование движений, отработанных в предыдущие го­ды. Усложненные упражнения в координации движений рук и ног при исполнении отдельных па и разученных танцев. Расширение объема танцевальных движений.

Различные композиции движений из русского танца, танцев других народов, современных массовых танцев. Исполнение раз­личных разученных танцев.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

все изученные термины и названия.
Учащиеся должны уметь:

• выполнять любые гимнастические упражнения с предметами
и без них под музыку различного характера, темпа;

• отражать изменением движения любые изменения в характе­
ре, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;

• передавать на различных звучащих инструментах ритмичес­
кий рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;

• участвовать в инсценировании песен, в сценических изобра­
жениях музыкальных сказок;

• участвовать в различных композициях движений из разучен­
ных плясок и танцев.


Программы подготовки к школе детей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: