контрольных и курсовых работ




В структурном отношении требования и к реферату, и к контрольной работе идентичные. Эти виды работ предполагают наличие следующих составляющих: титульный лист (где указываются тема работы, ФИО студента, курс и группа, ФИО преподавателя, ведущего курс по рассматриваемой теме); план, отражающий основное содержание работы; введение, в котором подчеркивается актуальность рассматриваемой проблемы, ее обоснование; одна или две теоретические главы; заключение в виде подведения общих итогов; библиографического списка.

Контрольная и реферативная работа носят теоретический характер. Поэтому содержание такого рода работ предполагает краткий исторический обзор подходов к рассмотрению проблемы, современные тенденции. Необходимо представить основные понятия и термины, которые отражают суть предлагаемой темы. Причем такое представление желательно делать по дедуктивному способу, где границы общего и частного может определять сам студент. Например, при рассмотрении определенного вида такого или иного познавательного процесса (к примеру, произвольного внимания, логической памяти или наглядно-действенного мышления), необходимо охарактеризовать этот психический процесс в целом (внимание, память, мышление) и только после этого обращаться к его видам и конкретно к предлагаемому к рассмотрению виду.

Объем работы может варьироваться от 7 до 15 страниц в зависимости от требований преподавателя, ведущего руководство над этими видами деятельности студентов. Введение и заключение к работе не должно превышать 2 страниц соответственно. Библиографический список предполагает рассмотрение 5-7 источников.

Курсовая работа предлагается студенту, который имеет опыт написания контрольных или реферативных работ. Как уже было обозначено выше, такой вид работ предполагает наличие как теоретической, так и эмпирической части. В целом, курсовая работа может включать 2-3 главы (одну (две) теоретические и одну экспериментальную) в зависимости от объема проработанного материала. К основным требованиям к курсовым работам следует отнести следующие:

Структура курсовой работы:

l титульный лист;

l план-содержание;

l введение: актуальность и практическая значимость проблемы, объект исследования, предмет исследования, гипотеза, задачи исследования, этапы работы, методы, база исследования (учебное заведение (детский сад, ясли-сад, школа и др.), район, город), общая характеристика испытуемых (дошкольная группа, класс, возраст, общее количество респондентов, половая дифференциация, принципы отбора), структура работы;

l теоретическая часть: исторический обзор, современное состояние проблемы, выводы по главе (обобщение с гипотезой);

l экспериментальная часть: цель экспериментального исследования, гипотеза, методы, программа исследования, характеристика испытуемых; количественный и качественный анализ полученных результатов, обсуждение данных; выводы по исследованию и рекомендации; число испытуемых – не менее 12-15 человек;

l заключение: общие выводы по теоретической и экспериментальной частям (основной понятийный аппарат, результаты полученных экспериментальных данных); определение перспектив дальнейших исследований по проблеме;

l библиография (список использованной литературы): количество литературных источников – не менее 15-20.;

l приложения (таблицы, графики, гистограммы, математические расчеты, стимульный материал, работы испытуемых участников (рисунки, анкеты, тесты и т.д.).

Объем курсовой работы:

l общий объем – до 50 страниц:

l объем введения – до 3 страниц;

l объем заключения – до 2 страниц;

l объем библиографии – до 3 страниц (не менее 25 -30 источников);

l оставшиеся листы – примерно поровну на 1 и 2 главу;

l количество строк на листе – 30 + 2.

Требования к оформлению методики:

l название методики;

l автор методики (если есть);

l цель методики;

l источник (оформляется в виде ссылки на библиографию);

l оборудование (стимульный материал – карточки, бланки, предметы и т.п.);

l инструкция испытуемому (в прямой речи);

l ход исследования;

l форма протокола;

l алгоритм обработки данных;

l форма представления ожидаемых результатов (таблицы, графики, гистограммы и т.п.);

l математические расчеты (со ссылкой на приложение) – если имеются;

l направление анализа результатов.

Следует отметить, что в последнее время студентам предлагается защита своих курсовых проектов. К процедуре защиты относят анализ следующих знаний и умений студента: знание основного понятийного аппарата рассматриваемой темы; персоналий, которые обращались к этой проблеме (в историческом контексте и в современный период); четкое и конкретное ориентирование в проведенном экспериментальном исследовании (процедура проведения эксперимента, характеристика испытуемых, условно точные результаты, полученные в ходе экспериментальной ситуации); умение анализировать и объяснять исследовательские результаты, высказывать свое отношение и свою позицию по предлагаемой в курсовой работе проблеме.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала

Лекция 1. Введение в социальную геронтологию

План

1. Развитие социальной геронтологии.

2. Предмет, объект, цели и задачи социальной геронтологии.

3. Междисциплинарность социальной геронтологии, разделы и направления геронтологии

4. Определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях.

Основные понятия: геронтология, герокомия, хронология старости, старость, старение, гериатрия, социальная геронтология, биология старения,

 

Одной из особенностей нашего времени является интен­сивное развитие геронтологии — науки о старении и старо­сти. Вековая мечта человечества о продлении жизни стала актуальной научной проблемой.

Старость, старение интересовали людей с незапамятных времен. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. Истории о старости берут начало с момента возник­новения медицины. В трудах Гиппократа и врачей его школы встречаются первые описания признаков старения и болез­ней у старых людей. По мнению этих ученых, заболевание зависит от возраста, конституции человека, его характера и общего телосложения. По мнению Гиппократа, флегматики особенно подвержены болезням старости. Он подчеркивал, что люди с холодным темпераментом стареют быстрее. На­против, для холериков старческий возраст — самый здоро­вый период жизни. Тогда же было отмечено, что старые люди чувствуют себя лучше летом и в начале осени.

Г иппократ и его последователи описали специфические симптомы болезней почек и желчных путей в старости, стар­ческого удушья и кашля, боли в суставах, головокружение, бессонницу, ослабление слуха, катаракту и др. В Древней Греции была разработана схема гигиенического режима для старых людей "умеренность во всем": пище, привычных на­выках и в активности.

Школа Гиппократа впервые дала разграничение хроноло­гического возраста человека:

•детство (инвертия) — до 14 лет;

•зрелость (адолесцентиа) — от 15 до 42 лет

•старость (сенектус) — от 43 до 63 лет;

•долголетие (сениум) — от 63 лет и старше.

Древнеримский врач и ученый Гален изучил старение и старость, исходя из принятой древнегреческой медицинской концепции сущности жизни как равновесия между эле­ментарными качествами: теплом, холодом, влажностью, су­хостью. Гален ввел понятие "дискразии" как феномена старости, проявляющегося в потере теплоты и влажности тканей и нарастающей сухости человеческого тела. Он впервые разграничил нормальное и болезненное старение, ко­торое называл senium ex morti. Внимание его школы было обращено, прежде всего, нa профилактику старости и стремление поддержать гармоническое равновесие здо­ровья старого человека, именно Гален рекомендовал но­вое направление в медицине (герокомия), т. е. учение о старости. Пожилым людям ученый рекомендовал легкую пищу: нежирное мясо, грибы, рыбу, растительные мас­ла, сухофрукты.

Представитель арабской медицины Авиценна предписы­вал старым людям молочно-растительную пищу, немного красного вина, прогулки, массаж, верховую езду и слаби­тельные средства. Большой вклад в развитие герокомии вне­сли выходцы из Салермской медиц инской школы (Италия). Все правила режима для старых людей были написаны ими в книге "Салермские правила о здоровье". По их мнению, для достижения долголетия необходим режим в активном возрасте: умеренный образ жизни, радостное настроение и отдых.

Английский философ XVI в. Ф. Бэкон геронтологию как науку разделил на две группы: наука о природе и наука о человеке. Он был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вредные привычки.

В XIX столетии клинические наблюдения становятся основой учения о старости в Германии, Англии, Франции, где и созданы геронтологические центры. Значительно поз­же в США появились специализированные медицинские учреждения для старых людей, страдающих хроничес­кими заболеваниями.

Американский геронтолог — врач И. Нашер, считал, что старость есть болезнь, перед которой медицина бессильна, и по его инициативе в 1912—1914 гг. в Нью-Йорке было издано первое руководство по геронтологии и гериатрии для студентов-медиков и было создано первое научное о бществ о гериатров. Науку о болезнях пожилого и стар­ческого возраста он предложил называть гериатрией по аналогии с педиатрией — наукой о болезнях детского воз­раста, и за короткий период в США возникают крупные клиники и центры, в которых широко изучаются проблемы геронтологии и гериатрии, а также с оциальные проблемы старости.

В середине XVIII в. в России И. Фиш ер пишет книгу "О старости, ее степенях и болезнях", в которой говорится о конституционных факторах и их зависимости от вредных привычек.

В начале XIX в. Е. Енгальчев а написала книгу "Опреде­ление человеческой жизни" — профилактика болезней, закаливание, диета и режим питания.

Выдающийся русский врач СП. Боткин и его ученики в конце XIX в. провели массовое обследование престарелых в Петербур­ге. Результаты этого обследования дали основание рас­сматривать старение как естественный физиологический процесс. Они установил, что у различ­ных особей признаки жизни и долголетия бывают разные, например, у орла и дуба, слона и мыши, человека и жи­вотных и т. д. Старение развивается не одновременно и с различной динамикой.

Родоначальником современной отечественной геронтологии считается И.И. Мечников (1845—1916). Его работы посвящены роли межтканевых взаимоотношений в механизмах старения. И.И. Мечников впервые в мире получил экспериментальную модель старости. И.И. Мечник ов утверждает, что старость есть болезнь, которую нужно лечить, но по су­ществу и до настоящего времени эта теория представляет актуальную проблему геронтологии: старение - результат интоксикации организма продуктами обмена бактерий в ки­шечном тракте и продуктами азотного обмена, мочевых кислот. Идея И. И. Мечникова о профилактике старения и борьбе за долголетие не потеряли своего значения и в наши дни. Однако И. И. Мечни­ков, говорил: «Долгая жизнь ценна не сама по себе, а лишь в том случае, когда она совпадает с сохранением физических и умственных способностей».

Выдаю­щийся русский физиолог И.П. Павлов (1849—1936) дока­зал роль нарушений высшей нервной деятельности в раз­витии преждевременного старения.

Важную роль в развитии геронтологии сыграли труды А.А. Богомольца (1881—1946), направленные на изучение клеточных механизмов старения. Им при содействии Н.Д. Стражеско (1876—1952) в 1938 г. в Киеве была проведена первая в мире конферен­ция «Старость» по проблеме ста­рости и профилактике преждевременного старения. Конференция была организована на основе результатов массового обследования долгожителей горных районов Абхазии и Азербайджана (1937). Было установлено, что у разных людей признаки старения раз­виваются не одновременно. Был выдвинут тезис о максимальном продлении человеческой жизни (150 лет и более);На этой конференции были представлены труды А.В. Нагорного (1887—1953) о молекулярных механизмах старения.

В 1958 г. был создан в Киеве (СССР) Институт геронтоло­гии и гериатрии АМН. Цель этого института, ставшего ведущим геронтологическим центром по изучению фундаментальных проблем старе­ния, стала разработка трех основных направлений в ге­ронтологии: экспериментально-биологического (В. В. Фролькис), клинико-физиологического (Д. Ф. Чеботарев, А. В. То­карь) и социально-гигиенического (Н. Н. Сачук, В. В. Безруков).

Общепризнан значительный вклад в развитие отече­ственной геронтологии В.В. Фролькиса, Д.Ф. Чеботарева, О.В. Коркушко. Свой вклад в изучение проблем геронтологии и активного долголетия внесли так же 3. Г. Френкель, В. В. Нагорный, В. И. Никитин, М. С. Мильман, В. В. Алпатов, И. А. Аршавский, А. А. Богомолец и др.

Современные отечественные геронтологи: М.В. Глезер, П.А. Воробьев, И.Н. Денисов, Н.М. Михайлов, В.В. Се­ров, СВ. Яковлев, Н.Н. Яхпо, Л.Б. Лабезников, А.Л. Гребнев, А.П. Голиков, А.С. Мелентьев, B.C. Гасилин, Ф.И. Комаров, Е.И. Гусев, И.В. Мартынов, А.И. Марты­нов, А.И. Малиновский, Н.В. Корнилов и др.

Значение научных исследований и достижений советс­ких геронтологов невозможно умалить, они общеизвестны и признаны за рубежом; эти результаты должны быть вос­требованы, проанализированы и использованы в новых ус­ловиях российской действительности.

Геронтология имеет три основных раздела.

Биология старения — раздел геронтологии, объединяю­щий изучение процесса старения живых организмов (выс­ших животных и человека) на разных уровнях их органи­зации: субклеточном, клеточном, тканевом, органном и системном. Биология старения изучает механизмы нор­мального старения животных и человека, причины разви­тия патологических процессов, свойственных стареюще­му организму. Использует методы экспериментального исследования на животных с разной видовой продолжи­тельностью жизни и клинико-физиологическое исследо­вание человека в разные возрастные периоды.

Гериатрия — учение о болезнях людей пожилого и стар­ческого возраста. Гериатрия изучает возникновение, раз­витие, диагностику, лечение и предупреждение возрастной патологии, особенности обычных заболеваний в пожилом возрасте, а также организацию медико-социальной помо­щи лицам старших возрастных групп.

Социальная геронтология изучает влияние условий жизни на процессы старения и стареющего человека и разрабатывает мероприятия, направленные на устранение отрицательного воздействия факторов окружающей среды в целях максимального продления активной и полноценной жизни человека. Это учение о взаимосвязи между возрас­том стареющего человека, его здоровьем и работоспособ­ностью в условиях окружающей среды. Социальная герон­тология изучает вопросы социальной статистики, влияние социально-экономических факторов на качество жизни пожилых, положение пожилых людей в семье и обществе, взаимоотношения между поколениями и др., а также вли­яние фактора старения населения на развитие страны. Со­циальная геронтология объединяет представления об об­разе жизни стареющего человека (труд в предпенсионном и пенсионном возрасте, гигиена питания, отдыха, режим двигательной активности, личная гигиена и др.), а также выясняет причины раннего старения, в том числе и ран­него профессионального старения. Как видно из определения социальная геронтология представляет собой междисциплинар­ную область исследований и имеет три основных компонента - биологический, психологический и социальный.

Биологический подход акцентиру­ет физиологическую сторону старости, психологический — мыслительные и психические аспекты старения.

Старость в социальном контексте включает, в свою очередь, три раз­личных направления.

· Первое имеет дело с индивидуаль­ными переживаниями пожилых людей; здесь старость рассматривается в социальных рамках семьи, общества и культуры в целом.

· Второй подход стремится определить место пожилых людей в обществе.

· Третий, изучает про­блемы старости и их разрешение на уровне социальной политики.

Поэтому объектом исследования социальной ге­ронтологии является пожилой человек в структуре обще­ства и системе общественных отношений, в качестве предмета исследования можно выделить адаптацию и со­циализацию пожилого человека в социуме.

В зависимости от целей конкретного научного исследования в предмете исследования могут быть определены сле­дующие важнейшие взаимосвязанные направления:

· место и роль старения, старости и смерти в жизнедеятельности личности;

· социальное самочувствие пожилого человека, степень реализации им прав человека;

· социальная, экономическая и политическая активность пожилых граждан;

· личностный потенциал пожилого человека, возможности его раскрытия и использования в интересах самого пожилого человека, его семьи и социума;

· индустрия социально-геронтологических услуг, направ­ленная на создание нормальных условий жизнедеятельности пожилого человека с целью обеспечения наиболее полной его самореализации, повышения статуса пожилых граждан в обществе;

· проблема взаимоотношений и взаимодействия, "солидарности" поколений;

· семейный статус пожилого человека, проблема одиночества в пожилом возрасте;

· состояние и перспективы развития "стареющего" социума;

· социальная профилактика старения, направленная на достижение активного долголетия индивидов и, следовательно, частично решающая проблему "стареющего" социума;

· исторические традиции в отношении общества к пожилым, формы и методы помощи пожилым и престарелым людям в России и за рубежом;

· опыт зарубежных стран по разработке и реализации государственной геронтологической политики, созданию систем социальной защиты пожилых людей;

· деятельность негосударственных организаций и фондов, религиозных конфессий по оказанию помощи престарелым гражданам;

· и другие.

Таким образом, социальную геронтологию можно рассмот­реть на трех уровнях.

Первый или низший уровень анализа (микроуровень) ох­ватывает процессы физического и психологического ста­рения, присущие отдельному индивиду. Этот уровень объединяет две взаимосвязанные сферы исследования - ме­дико-биологическую и психологическую. Следующий сред­ний (мезоуровень) уровень означает перемещение фокуса исследований с психофизиологических параметров индивидуального старе­ния на процесс старения личности как группы и пережива­ние опыта старости в непосредственном социальном окружении. Этот уровень может быть назван социально-пси­хологическим. Наконец, третий (высший) уровень геронтологического знания - макросоциальный. Здесь анализиру­ются такие явления, как воздействие на процесс старения доминирующего способа производства, характер семейных жилищных условий, религии, распределения экономичес­ких ресурсов и политической власти, уровня социального благосостояния, темпов научно-технического прогресса.

Все три уровня находятся в сложных отношениях взаим­ной зависимости; в свою очередь, внутри каждого из них существует целый комплекс взаимовлияний между разны­ми параметрами старения. Однако, несмотря на очевидную связь, которая существует, например, между типичными заболеваниями пожилых и уровнем индустриального разви­тия общества или между распространенными стрессовыми состояниями престарелых в определенных социальных груп­пах, геронтологические исследования до сих пор носят "уз­коведомственный", разобщенный характер. Они проводятся под эгидой разных социальных институтов, причем то, что интересует медиков, остается вне поля зрения социологов, а их результаты никак не влияют на работу социальных психологов, и наоборот.

Макротеоретический анализ - это важнейшая часть со­циальной геронтологии. Традиционный интерес здесь пред­ставляет воздействие макросоциальных факторов на положение престарелых и доминирующий образ старости. Так, в ряде работ было показано, как характерное для со­временного общества преимущественное распространение знаний среди молодежи в сочетании с высокими темпами научно-технического развития и социальных новаций посте­пенно разрушило устойчивую ассоциацию между старостью и авторитетом, заменив ее образом старости как жизненной фазы, достойной презрительного сожаления. Гораздо меньше внимания в работах геронтологов уделяется обратному про­цессу, т. е. социальным воздействиям общественных групп и отдельных индивидов, которые подготавливают трансформа­цию ценностей и социальные связи на уровне макроструктур.

Как правило, геронтологи ограничивают изучение значимых перемен в положении престарелых социально-психологичес­ким анализом на уровне группы.

Другим фундаментальным основанием "динамической ге­ронтологии" должны стать "процессуальный подход" и прин­цип изменения в самом широком его толковании. В контексте современной цивилизации процесс старения следует рассмат­ривать в трех временных перспективах: а) как последователь­ность индивидуальных возрастных изменений; б) как смену поколений; в) как процесс исторического развития. Инструмен­тами анализа здесь могут быть понятия возрастной когорты и жизненного цикла. Популярный среди геронтологов когортный анализ позволит получить адекватные результаты только в том случае, если различия возрастных когорт будут соотнесены с условиями индивидуального развития в течение жизненного цикла, с одной стороны, и с историческими условиями, внутри которых происходит развертывание жизненного цикла, - с другой. Преимущество динамической перспективы состоит, та­ким образом, в том, что она позволяет осмыслить специфику наблюдаемых этапов жизненного пути как результат текущих социальных процессов. Направления социальной геронтологии представлены на схеме, показанной на рис.

Рис. 1. Направления социальной геронтологии

  Направления социальной геронтологии  
       
Изучение старения как процесса в его биологическом и психологическом измерениях   Институциональный подход, акцентирую­щий проблемы социоэкономического статуса и социальных ролей пожилых   Историко-культуро-логический анализ, сопоставление раз­личных представ­лений о старости и социальных аттитюдах
               

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы влечет за собой старение современного общества?

2. Охарактеризуйте новую модель старости.

3. Определите предмет социальной геронтологии.

Основная литература

1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.

2. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериоатрия. М., 1995.

3. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.-Воронеж. 2000.

4. Социальная геронтология/Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской. М.,1998.

5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.

Дополнительная литература

1. Дупленко Ю. К. Старение: очерки развития проблемы. СПб.: НАУКА, 1985.

2. Мелькумян А.С. Геронтология: Учеб. Пособие. М., 2000.

3. Филатова С.А. Геронтология. Учебник/ С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. Ревуцкая З.Г., Деркач Н.В.//Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1969 – 1970. Киев, 1970.

Лекция 2. Теоретико-методологический анализ старения и старости

План

1. Понятия старения, старости и витаукта. Механизмы старения и витаукта.

2. Происхождение и эволюция понятия "старость". История развития отношения к старости.

3. Методологические основания анализа старости.

4. Роль и место старости в онтогенезе человека. Сущность и виды старения.

5. Социогеронтологические теории.

Основные положения: старение, старость, витаукт, социогеронтологические теории.

 

 

До сих пор не прекращаются споры о том, когда воз­никает старение организма — вместе с его зарождением, с прекращением роста, с началом климактерического пе­риода и т. д. Спор имеет общебиологическое значение не только для понимания сущности старения, но и для по­строения тактики и стратегии поиска средств увеличения продолжительности жизни.

Знание закономерностей развития старения дает воз­можность прогнозировать появление таких заболеваний, как атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца и мозга, сахарный диабет, рак. Эти за­болевания развиваются в старшем возрасте, и большин­ство ученых считают, что это связано с процессом старения.

Следует различать понятия «старение» и «старость».

Старение — это разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом в результате нарастающего повреждающего действия экзогенных факторов и ведущий к недостаточности физиологических функций организма. Старение приводит к уменьшению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, раз­витию возрастной патологии и увеличению вероятности смерти.

Старение связано с изменениями, происходящими на всех уровнях организации живой материи — молекулярном, суб­клеточном, системном, целостного организма.

Закономерные возрастные изменения организма назы­ваются г оморезом. Определение гомореза позволяет про­гнозировать темп старения — естественный, ускоренный или замедленный. Чем плавней и медленнее механизм ста­рения, тем вероятнее достижение большей продолжитель­ности жизни.

Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения:

1. Старение — генетически запрограммированный про­цесс, результат закономерной реализации программы,

Старость — это закономерно наступающий заключи­тельный этап жизнедеятельности человека, являющийся следствием процесса старения.

Наряду со старением в организме действует процесс витаукта.

Витаукт — процесс, стабилизирующий жизнедеельность организма, повышающий его надежность, направленный на предупреждение повреждения живых систем с возрастом и увеличение продолжительности жиз­ни. На процессы старения и витаукта влияют не только эндогенные факторы, но и окружающая среда. Это обо­сновывает поиск оптимального образд жизни, экологичес­ких условий, замедляющих темпы старения.

Люди стареют в разном темпе. Продолжительность жизни и приспособительные возможности в одном и том же возрасте у разных людей существенно отличаются. Поэтому в геронтологии существует понятие «биологичес­кий возраст». Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящая продолжительность жизни. Для определения биологического возраста разра­ботаны тесты, определяющие морфологические, физиоло­гические, психологические изменения (ударный объем крови, артериальное давление, определение функции внешнего дыхания, аудиометрия, аккомодационные спо­собности глаза, изменения в анализах крови и др.). Мате­матическая обработка результатов тестирования дает воз­можность объективно определить биологический возраст. Определение биологического возраста позволяет разгра­ничить физиологическое и преждевременное старение. Чем больше календарный возраст человека опережает био­логический, тем медленнее темпы его старения, тем боль­ше будет продолжительность его жизни. У долгожителей биологический возраст меньше календарного.

При старении изменения происходят на всех уровнях организации живой материи — молекулярном, субклеточ­ном, клеточном, системном, целостного организма. Зако­номерные возрастные изменения организма называются гомеорезом.

Старение в отдельных органах и тканях наступает в разное время (гетерохронность). Атрофия тимуса у чело­века начинается в возрасте 13—15 лет, половых желез у женщин в 48—52 года, а некоторые функции гипофиза сохраняются на высоком уровне до глубокой старости. Выраженность процесса старения неодинакова для разных органов и для разных структур одного и того же органа (гетеротопность). Например, старение пучковой зоны коркового вещества надпочечников выражено меньше, чем клубочковой. Возрастные изменения в разных орга­нах развиваются с различной скоростью. Так, изменения опорно-двигательного аппарата медленно нарастают с возрастом, а сдвиги в ряде структур мозга возникают позд­но, но быстро прогрессируют, нарушая его функцию. От­мечается также разнонаправленность возрастных измене­ний. Например, секреция половых гормонов уменьшается, а гонадотропных гормонов гипофиза увеличивается.

Снижение адаптационно-регуляторных возможностей организма происходит поэтапно. На первом этапе — «мак­симальное напряжение» — мобилизуются процессы вита­укта, сохраняя приспособительные возможности в опти­мальном диапазоне изменения обмена и функции, несмотря на прогрессирование старости. На втором эта­пе — «снижение надежности» — несмотря на процессы витаукта, приспособительные возможности снижаются, но сохраняется уровень основного обмена и функции. На третьем этапе изменяются основной обмен и функции. Та­ким образом, при старении сначала снижается способ­ность адаптироваться к значительным нагрузкам, а затем изменяются уровень обмена и функции даже в покое.

Старение — многопричинный процесс. Такие факторы, как стресс, болезни, активизация свободно-радикального окисления и накопления перекисных продуктов метабо­лизма, воздействие ксенобиотиков (чужеродных веществ), изменение концентрации водородных ионов, температур­ные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белка, гипоксия, воздействие ионизирующего излучения и т. д., ускоряют процесс старения и уменьша­ют продолжительность жизни.

Старение является многоочаговым процессом, возни­кающим в разных структурах клетки (ядре, митохондри­ях, мембранах и т. д.); в разных типах клеток (нервных, секреторных, иммунных, печеночных, соединительно­тканных и др.)

Происхождение и эволюция понятия «старость» Временная траектория становления человека от момента рож­дения до смерти включает ряд возрастных этапов развития. Возра­сты жизни фиксируют возрастное различие в ритмах биологичес­кого и социального времени. Структурная организация возрастных этапов представлена не системой иерархии, или цикличностью, а «цепочкой» возрастов жизни, между которыми нет черты, раз­деляющей их непроходимой стеной. Возрастные этапы, не тождест­венные друг другу, но вполне равноценные, складываются в це­лостность истории человеческой личности. Существует определен­ная преемственность между возрастными этапами в процессе индивидуального развития, понимаемая как сохранение объектив­ных необходимых связей между ними. Каждый более поздний этап развития имеет своей предпосылкой непрерывное течение пред­шествующих этапов развития. Сама последовательность по направ­лению к данному этапу не осуществляется с необходимостью. Человек может умереть раньше, чем он достигнет более поздней ступени.

Качественно своеобразные этапы жизни человека рассмотрены в трудах К. Юнга, Э. Эриксона, Д. Левинсона, Б. Ананьева, Г. Ан­дреевой, Л. Выготского, А. Петровского, А. Леонтьева, В. Давы­дова, В. Слободчикова. Наиболее изучен период от рождения до окончания школы, что связано в первую очередь с наличием обязательного института социализации — школой. Следующие за ним возрастные периоды во многом остаются «белым пятном» в гума­нитарной науке, что в полной мере отражается на исследовании заключительного этапа жизненного пути человека.

В теоретических учениях о жизни человека старость рассмат­ривается как финальный этап, фокусирующий ценностный опыт человека. Если возраст определить как меру погружения в жизнь, тогда старость — глубинное погружение, пространство обитания многообразных смыслов, случайных или намеренных, фиксиру­ющихся в человеческой памяти, которые можно обнаружить в язы­ке, жестах, этикете, бытовой ориентации, возрастных «фильтрах» и «усилителях». Молодость дает смысловую подготовку жизни, старость — смысловое завершение жизни, ее смысловой эпилог. Старение, по определению Витторио Хесле, есть «превращение времени во внутренний фактор жизни организма», когда выстра­дан и оплачен каждый эпизод жизненного опыта. Иначе говоря, человек на этом этапе жизни осознает свою принадлежность вре­мени, осознанно движется по временному графику, замечает «плотность» жизни.

При анализе старости как этапа жизненного пути человека важ­но отметить следующее: 1) старость есть финальный этап в ин­вариантной последовательности возрастных стадий; 2) старость равноценна в соотношении с другими возрастными периодами; 3) старость фиксирует смысловые компоненты жизненного опы­та; 4) старость испытывает давление предшествующих возрастных стадий развития. Время не преображает человека, оно раскрыва­ет, высвечивает его сущность. Иначе говоря, роль старости в зна­чительной степени обусловлена тем багажом знаний, умений, на­выков, личностных характерологических свойств, которые скла­дываются у человека в предшествующие периоды.

Этимологический анализ термина «старость» позволяет пред­ставить схему развития данного понятия, его конкретные значе­ния, необходимые для адекватной интерпретации и применения. Слово «старость» с этимологической точки зрения первоначаль­но означало жизненную силу, энергию (от инд. ster, st(h)a — про­являть силу, энергию). Лишь впоследствии развилось его времен­ное значение. Совпадение в одной лексеме двух далеких друг от друга значений не случайно. Архаичное мышление оба значения считало близкими. Человеческое сознание начиная с периода пер­вобытных религий моделирует категорию жизненной силы как некую нематериальную субстанцию, разлитую в космосе и цир­кулирующую во всех включенных в космическое единство вещах и существах и этим обусловливающую сам факт их существования.

В недалеком прошлом лишь немногие люди доживали до ста­рости — именно те, кто обладал мощной конструктивной силой, организующей жизненный материал в наполненное смысловое целое. Само слово «старость» стало означать некую цезуру (реша­ющий момент), когда человек, приложив усилия, чего-либо до­бивался, достигал, когда начинал осознавать собственную силу благодаря опыту преодоления преград, когда его окружали почет и уважение сородичей. Не случайно древние мифологии изобра-жаютдемиАфга старцем, представляющим духовное лоно народа. От него, по некоторым представлениям, каждый человек получал свою «душу», и к нему она возвращалась после смерти.

В.В. Колесов, рассматривая историю древнерусских слов, от­мечает, что слово «старый» означает старшего в роде, того, кото­рый в случае необходимости становится первым. Цивилизация мо­мент превратила в продолжительный этап жизни, характеризую­щийся наличием целого «букета» физиологических расстройств, социальных ловушек. За словом «старость» закрепилось значение финала, конца жизни, сопровождающегося болезнями, немощно­стью. Любопытно, что каждый возраст, как правило, обозначает­ся определенным фазисным глаголом: детство — «начинать», сред­ний возраст — «продолжать», старость — «кончать». Драматичес­кий потенциал глагольной кат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: