Тема: Стойка и перемещение в стойке на согнутых в коленном суставе ногах. Хват и передача баскетбольного мяча.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(для дошкольного образования)

 

 

Методический отдел ОО «ФБСО»

2013 год

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол - одна из самых популярных игр в мире, самый массовый, представительный и зрелищный вид спорта. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Он является увлекательной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, уверенность в себе, воспитывают чувство коллективизма. Поэтому необходимы постоянный рост качества подготовки спортивного резерва, а, следовательно, более тщательный подход к проблемам ранней ориентации и отбора в секции баскетбола.

В методических рекомендациях даются общеразвивающие упражнения и упражнения с мячами, направленные на всестороннее развитие организма, совершенствование его двигательных качеств и навыков, укрепление здоровья. В решении этих задач каждому преподавателю приходится применять различные средства и методы в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности занимающихся. Широкое использование общеразвивающих упражнений и упражнений с мячами обусловлено, прежде всего, тем, что они позволяют избирательно воздействовать на нужные мышечные группы, органы и системы.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Упражнения с мячами для развития физических качеств и укрепления здоровья применялись уже давно. Выбор упражнений, их количество, дозировка, последовательность и скорость выполнения определяются конкретными задачами занятия и зависят от возраста, пола, подготовленности группы. Независимо от всего этого имеются некоторые общие методические принципы, которых следует придерживаться при включении в занятия упражнений с мячами:

1. Упражнения должны подбираться по возможности для всех мышечных групп. Если в основной части занятия предусмотрена большая нагрузка на какую-либо определенную группу мышц, то в комплексе общеразвивающих упражнений с мячами не следует планировать упражнения, интенсивно нагружающие ту же самую группу мышц. Если друг за другом следуют два упражнения для одной части тела, то второе упражнение должно нагружать мышцы – антагонисты.

2. Между отдельными упражнениями, вызывающими достаточно большие напряжения, следует давать легкие упражнения в расслаблении, на координацию или дыхательные упражнения, способствующие восстановлению деятельности сердечно-сосудистой системы.

3. Физически слаборазвитым и плохо подготовленным детям необходимо подбирать простые по структуре упражнения, в основном влияющие на какую-либо одну группу мышц, при этом темп должен быть медленным, посильным для занимающихся.

Очень важно соблюдать постепенность в увеличении нагрузки как на одном занятии, так и в общей системе занятий. Замечено, что интенсивная нагрузка в начале занятия ведет, в конечном счете, к снижению общего объема.

Во избежание функциональной асимметрии все упражнения необходимо выполнять в обе стороны, обеими руками, ногами. Упражнения с передачей, перекатыванием и перебрасыванием мяча партнеру могут выполняться в различных положениях: стоя (сидя) на месте и в движении (ходьба, бег). Следует также менять расстояние между партнерами, исходные положения или включать несложные дополнительные движения в выполнении бросков, например: бросив мяч партнеру, повернуться кругом, присесть и встать и т.д.

Особые требования предъявляются при выполнении бросков (особенно в парах). Эти упражнения следует делать по общей команде одновременно. При большом количестве занимающихся существенную роль играет их правильная расстановка, рациональное использование всей площади зала, строгая дисциплина и порядок на протяжении всего занятия. Упущения в этом отношении могут привести к травмам. Если площадь мала, то упражнения в перебрасывании мяча нужно выполнять поочередно. Нелишне на одном из первых занятий объяснить занимающимся, что нельзя бросать мяч в стену, потолок, вставать двумя ногами на мяч, поворачиваться спиной к бросающему мяч.

Рекомендации по проведению занятий:
- занятия проводятся 2-3 раза в неделю 25-30 минут;
- занятие делится 3 части:
- подготовительная часть (5-6 мин.) - общеразвивающие упражнения;
- основная часть (15-20 мин.) - упражнения с мячами, обучение элементарным приемам баскетбола, подвижная игра, эстафета с мячами;
- заключительная часть (3-5 мин.) - ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на растяжение, расслабление.

УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ

1. Исходное положение - партнеры стоят спиной друг к другу на расстоянии большого шага (рис. 1), мяч внизу у первого игрока.

1—2 — поднимаясь на носки и прогибаясь, руки вперед-вверх, передать мяч партнеру.

3—4 — получивший мяч опускает его вниз в исходное положение (далее – и. п.).

Варианты: а) то же, но постепенно увеличивать расстояние между партнерами; б) исходное положение — то же, но мяч у первого партнера внизу в правой руке; 1—2 — руки дугами в стороны-вверх, далее — как и в основном упражнении.

Рис. 1

2. И. п. — стоя, ноги врозь, спиной друг к другу, руки вперед, мяч у первого партнера (рис. 2).

1 — наклоняясь вперед, первый партнер передает мяч (между ног) второму;

2 — выпрямляясь, вернуться в и. п. (мяч у второго партнера).

 

3. И. п. — то же (рис. 3).

1 — поворачиваясь в разноименные стороны, первый передает мяч второму:

2 — партнеры возвращаются в и. п. (мяч у второго).

Варианты: а) то же, но партнеры поворачиваются в одноименную сторону; стоя, ноги врозь или ноги вместе; б) то же в положении приседа, или сидя, ноги врозь, или ноги вместе.

 

4. И. п. — партнеры стоят лицом друг к другу, руки внизу, мячу первого.

1 — первый бросает мяч второму,

2 — второй ловит.

Варианты: а) бросать мяч одной рукой, ловить двумя; б) бросать и ловить мяч одной рукой; в) мячи у каждого партнера.


Рис. 2

Рис. 3

 

 

5. И. п. — стоя, лицом друг к другу, партнеры держат мяч у груди (рис. 4).

1 — первый передает мяч второму по низкой траектории, а второй — по высокой.

2 — поймать мячи и вернуться в и. п.

Варианты: а) бросать мячи двумя руками, а ловить одной рукой; б) бросать мячи одной рукой, а ловить двумя руками; в) бросать и ловить мячи одной рукой; г) бросать мячи обратным хватом; д) то же из и. п.— присев, с выпадом вперед и др.

Рис. 4

 

6. И. п.— стоя лицом друг к другу, каждый партнер держит мяч вверху (рис. 5).

1—2 — отклониться назад и бросить мяч прямыми руками;

3—4 — поймав мяч, принять и. п.

 

7. То же из и. п.— мяч за головой.



 

Рис. 5

 

 

Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 8. И. п. — стоя ноги врозь, левым боком к партнеру, держать мяч на правой ладони у плеча (рис. 6). 1 — согнув правую ногу, перенести на нее тяжесть тела, наклониться вправо. 2 — разгибая правую ногу и поворачиваясь налево, бросить мяч партнеру вверх-вперед. 3 — партнер ловит мяч двумя руками. Варианты: а) то же, но бросить мяч прямой рукой через голову; б) и. п.— о. с. левым боком к партнеру, мяч внизу в руках, 1—2 — отставляя правую ногу в сторону и сгибая ее, мяч к правому плечу, левая рука в сторону, 3—4 — выпрямляя правую ногу, бросить мяч в сторону партнера, 5—6 — поворачиваясь налево и приставляя правую ногу, занять и. п. В то же время партнер ловит мяч и на 7—8 принимает о. с.   9. И. п. — стоя лицом друг к другу, партнеры держат мяч за головой (рис. 7). 1 — наклоняясь вперед, бросить мяч партнеру, 2 —поймать мяч и вернуться в и. п.   10. И. п. — первый партнер в упоре присев, руки на мяче, второй стоит лицом к первому на расстоянии 3—4 м (рис. 8). 1—2 — первый двумя руками перекатывает мяч второму. Одновременно второй, бросив мяч первому, приседает, а первый, поймав мяч, быстро встает. Варианты: а) первый партнер все время перекатывает мяч по полу, а второй перебрасывает его верхом. Затем партнеры меняются местами; б) то же одной рукой; в) то же из и. п. — сидя, ноги врозь.  

 

Рис. 9 Рис. 10 11. И. п. — стоя левым боком друг к другу на правой ноге, левую отодвинуть в сторону на носок, руки в стороны, мяч у каждого партнера на правой ладони (рис. 9). 1—2 — поворачиваясь одновременно влево (лицом друг к другу) и перенося центр тяжести на левую ногу, руки внизу и далее правую вперед, бросить мяч партнеру. 3—4 — оба ловят мяч правой рукой и возвращаются в и. п. Вариант: то же, но мяч ловится двумя руками.   12. И. п. — партнеры стоят в затылок, иа расстоянии 4—6 м, мяч у первого у груди (рис. 10). 1 — 2 — первый толчком бросает мяч через голову второму, одновременно прогибаясь; 3 — 4 — второй ловит мяч; 5 — 6 — оба партнера поворачиваются кругом; 7 — 8 — бросок выполняет второй.   13. То же из и. п. — стоя, ноги врозь, нагнувшись вперед (рис. 11).  

 

Рис. 11

 

Рис. 12 Рис. 13   Рис. 14 Рис. 15 Рис. 16     14. И. п. — лицом друг к другу в полуприседе, левая нога впереди, мяч у каждого партнера внизу справа (рис. 12). 1 — выпрямляясь, встать на левую ногу, правая сзади на носке, перебросить мяч партнеру; 2 — поймать мяч обеими руками и вернуться в и. п.   15. И. п. — стоя лицом друг к другу, партнеры держат мячи в вытянутых вперед руках (рис. 13). 1 — 2 — опуская мяч прямыми руками вниз и далее сгибая руки (локти в стороны), поднять мяч вдоль туловища до уровня плеч (повернув ладони вперед) и бросить его партнеру; 3 — 4 — поймать мяч обеими руками и вернуться в и. п.   16. И. п. — стоя на левой, правую ногу отодвинуть назад на носок, мяч на ладони правой руки, левая рука опущена вниз (рис. 14). 1—2 — кругом книзу и перенеся центр тяжести на правую ногу, бросить мяч из-за головы; 3—4 — поймать мяч правой рукой и вернуться в н. п. 5—8 — то же с левой руки.   17. И. п. — партнеры стоят в затылок (ноги врозь), мяч у первого внизу (рис. 15). 1—2 —поворачивая туловище налево, бросить мяч партнеру; 3—4 — партнеры поворачиваются кругом; 5— 8 — то же с поворотом направо.   18. И. п. — стоя в затылок, ноги врозь, на расстоянии 3—4 м. Мяч у первого партнера в вытянутых вверх руках. 1 — 2 — наклоняясь вперед, бросить мяч между ногами; 3—4 — партнер ловит мяч, оба выпрямляются и поворачиваются кругом в и. п.     19. И. п. — партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3—5 м, мяч за спиной у первого. 1—2 — первый, наклоняясь вперед и слегка согнув ноги, а затем выпрямляя их, резко бросает мяч из-за спины через голову второму; 3—4 — первый принимает, второй ловит мяч и принимает и. п. для броска.   20. И. п. — первый партнер лежит на спине, руки вверх, мяч на ладонях, второй стоит лицом к лежащему на расстоянии 4—6 шагов (рис. 16). 1 — первый, поднимаясь в положение сидя, бросает мяч прямыми руками второму; 2—3 — второй ловит мяч двумя руками и бросает назад первому; 4 — первый ловит мяч обеими руками и возвращается в и. п.    

 


 

 

ЭСТАФЕТЫС МЯЧАМИ

Эстафеты с мячами — наиболее эмоциональная часть занятий, требующая от преподавателя особой организационной четкости. При проведении эстафеты необходимо помнить, что нечеткая организация, нарушения правил и дисциплины не способствуют решению воспитательных задач занятий. Очень важно, чтобы все занимающиеся хорошо поняли содержание и условия эстафеты. С этой целью первая попытка должна проводиться в порядке ознакомления и разминки, в ходе которой следует объяснить допущенные ошибки и меры наказания (или штрафы). Разумеется, после команды «Марш!» прерывать ход эстафеты нежелательно. Однако если в ходе эстафеты обнаружено много нарушений, а ошибки учесть невозможно, то следует эстафету прервать и начать сначала.

Очень важно, чтобы команда-победительница была награждена.

Трудность эстафеты следует устанавливать в зависимости от подготовленности группы и необходимости обновления учебно-тренировочного материала (средств).

Приводимое здесь небольшое количество эстафет с мячами не включает простейшие эстафеты типа «встречных», достаточно хорошо знакомые преподавателям. Такие эстафеты легко разнообразить, изменяя способы передвижения (шагом, бегом, прыжками, переползанием, и т. д.), преодолением различных препятствий (бум, гимнастические скамейки, прыжки через веревочку или планку, «ров», отмеченный мелом на полу, и т. д.), выполнением различных акробатических кувырков на матах, влезанием на гимнастическую стенку, канат и т. д.

 

ЭСТАФЕТА № 1

И. п. — 4—6 команд (по 6—10 человек в каждой) построены в колонну по одному, ноги врозь, на дистанции 1 м. Мяч в руках у первых.

По свистку или команде «Марш!» первые, наклонившись вперед, бросают мяч между ног назад и убегают в конец колонны. Последние в колонне, поймав мяч, бегом занимают место первых. Эстафета продолжается, пока первые не вернутся на свое место.

Возможны различные варианты в передаче мяча:

1) над головой;

2) с поворотом направо (налево);

3) чередуя: одни — с поворотом направо, другие — с поворотом налево или

4) одни передают мяч над головой, другие —между ног;

5) мяч передается после поворота кругом прыжком.

Можно также изменять расстояние между участниками.

 

ЭСТАФЕТА № 2

И. п. — 4—6 команд построены в колонну на расстоянии 2—3 м. Перед командами (лицом к команде) стоят капитаны с мячом в руках. По команде преподавателя они бросают мяч стоящим впереди, которые, поймав его, возвращают обратно капитанам, а сами перебегают в конец своей команды. Эстафета продолжается, пока первые номера не вернутся на свои места.

Возможны другие варианты:

1) участники делают выпад вправо (влево) для ловли мяча, брошенного капитаном сбоку от колонны;

2) участники занимают и. п., присев или сидя на полу;

3) капитаны занимают место на максимально далеком от своей команды расстоянии.

 

ЗАНЯТИЕ 1

 

Тема: Стойка и перемещение в стойке на согнутых в коленном суставе ногах. Хват и передача баскетбольного мяча.

Задачи:

1.Обучить: стойке, хвату баскетбольного мяча; передаче от груди и ловле мяча.

2. Развивать ловкость, скоростные качества.

3. Воспитывать чувство уверенности в свои силы, инициативу.

Спортивный инвентарь и оборудование:баскетбольные мячи (по одному на пару); свисток, тумбы, кубики.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

1) Построение. Приветствие. Сообщение задач занятия.

Воспитатель демонстрирует баскетбольный мяч: Сегодня мы начинаем учиться азбуке спортивной игры под названием «баскетбол». Это очень увлекательная игра, которая развивает ловкость, быстроту, смекалку, физическую активность.

Воспитатель показывает разметку баскетбольной площадки.

2) Ходьба на внешней, внутренней стороне стопы.

«На внешней стороне - как гуси, на внутренней стороне стопы - как медвежата».

3) Бег с ускорением по диагонали зала. Подвижная игра «Заяц и волк».

4) Бег приставными шагами левым, правым боком в стойке на согнутых в коленном суставе ногах.

5) Прыжки на левой, правой ноге по боковым линиям площадки. Перестроение в колонну по 2, размыкание, перестроение в шеренги.

6) Комплекс ОРУ с кубиками:

1-е. Исходное положение: стойка ноги врозь.

Счёт:

1,2- наклон влево руки вверх, кубик переложить в правую руку;

3,4- выпрямиться, вернуться в исходное положение, кубик в левой руке;

5, 6-то же вправо.

2-е. Исходное положение: то же.

Счёт:

1,2- наклон вперед руки вниз, переложить кубик в левую руку под ногами;

3,4- выпрямиться в исходное положение, кубик в левой руке.

3-е. Исходное положение: основная стойка, кубик на голове.

Счёт:

1 - присесть на носки руки вперед;

2 - встать в исходное положение.

4-е. Исходное положение: сидя на полу упор руками сзади, кубик на голове.

Счёт:

1 - поднять левую руку;

2 - опустить, вернуться в исходное положение;

3, 4 - то же правой рукой.

5-е. Исходное положение: стоя на коленях, кубик на голове.

Счёт:

1, 2-сесть на пятки;

3,4- вернуться в исходное положение.

6-е. Исходное положение: основная стойка, кубик на полу справа.

Прыжки вперед, назад, влево, вправо.

II. Основная часть

1) Передача мяча в паре друг другу из рук в руки.
Воспитатель обращает внимание: на постановку стоп согнутых в коленном суставе ног; хват кистями сбоку, незамкнутые пальцы.

2) Передача с расстояния 1,5-2 м, ловля.

Воспитатель обращает внимание учащихся: на разгибание ног, выпрямление рук, направление передачи, завершающие движения кистями рук, приведение рук к груди при ловле мяча.

3) Эстафеты:

• Эстафета «Гонка мячей над головой» с обеганием тумбы.

• Эстафета «Гонка мячей» слева от колонны.

• Эстафета «Гонка мячей» справа от колонны.

III. Заключительная часть

1) Ходьба в колонне по одному в медленном темпе. Дыхательные упражнения

2) Подведение итогов занятия. По усмотрению воспитателя.

 

ЗАНЯТИЕ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: