Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис - это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать окончание тезиса.
Пример незаконченных предложений:
• Я всегда хотел(а)...
• Если все против меня, то...
• Будущее кажется мне...
• Знаю, что глупо, но боюсь...
• В хорошем отряде всегда...
• Лучше всего я общаюсь с...
• Сделал(а) бы все, чтобы забыть...
• Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы...
• Надеюсь на...
• Не люблю людей, которые...
• Моей самой большой ошибкой было...
• Наступит тот день, когда...
• Когда мне начинает не везти, я...
• Больше всего я хотел(а) бы в жизни...
• Когда буду старым(ой)...
• Когда у меня плохое настроение, я...
• Весело провести время - это значит...
• Меня особенно раздражает, когда...
• Хорошая жизнь - это...
• Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные.
Работая в детских оздоровительных лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха. Вот вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Иногда я боюсь...
4. Больше всего мне нравится...
5. По-моему, лучший вожатый тот...
6. Многие ребята из нашего отряда...
7. Когда кто-то кричит на меня...
8. В будущем я хочу...
9. Для меня нет ничего хуже...
10. Я бы на месте наших вожатых...
11. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...
12. По-моему, хуже всего, когда вожатый...
13. Мне хотелось бы научиться...
14. Я ценю в людях такие качества, как...
15. Когда другие делают что-то лучше, чем я...
ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
Шляпа.
Обсуждение проблемных ситуаций в отряде. На листочках пишутся вопросы к детям, которые накопились за несколько дней. Каждый ребенок вытаскивает из шляпы вопрос и говорит о своем отношении к данной проблеме.
Круг молчания – 1.
Участники огонька сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.
Ситуативный (Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
У/о высокий
Наедине с собой 2-3 этап, ситуативно.
Говорящий выходит в круг к свече.Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.
Разговор с игрушкой
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).
По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.
Разговор со свечой
Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде.
После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.
ОГОНЬКИ ПРОЩАНИЯ
Ленточки на память
Приготовь много ленточек одинаковой длины. В конце заключительного вечера раздайте ленточки каждому. Люди могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить
Напоследок
Заготавливаются изображения следов, на них пишутся пожелания (выдающихся успехов в спорте, отличной учебы и т. д.). Пожелания должны быть адресными, действительно соответствовать интересам детей. Следы складывают в коробку или просто кладут перевернутыми в центр круга. Каждый вытягивает и дарит тому, кому хочет, аргументируя выбор (каждому достается по одному следу). Это следы в сердце, которые будут напоминать о лагере.
В конце огонька очень важно, чтобы вожатые сказали несколько теплых слов почти каждому ребенку, возможно, подарили какие- либо сувениры, изготовленные собственными руками, чтобы они напоминали ребенку о времени, проведенном в лагере. Обязательно нужно заранее сочинить прощальную легенду и рассказать ее в заключение огонька.
Обнималки.
Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее.
Живой уголек
Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.
"Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
Разговор с попутчиком
Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.
Отряд для меня
Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.