Актуальность и причины введения учебной дисциплины «Менеджмент качества»




В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия, независимо от формы его собственности и размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости её цены с предлагаемым качеством, то есть от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителей. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение современных методов управления на российских предприятиях, в том числе внедрение идеологии и методологии применения управления качеством.

Необходимость введения курса «Менеджмент качества» обусловлена тем, что специалисты в области управления должны знать и уметь применять на практике основные элементы стратегии качества для эффективного менеджмента предприятия.

Разработанные мною практические занятия приведены в приложении 1.

 

 

Часть

Подготовить презентацию лекции 1.2 «Термины и определения процессного подхода». Презентация по лекции 1.2 приведена в приложении 2.

 

Лекция 1.2 Термины и определения процессного подхода

Понятие процесса

«Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом», так гласит четвертый принцип менеджмента качества.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 «Процесс – это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».

Другое определение процесса: «Процесс – последовательность исполнения функций (работ, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя».

Данная формулировка позволяет отметить важнейшие составляющие процесса:

· «последовательность исполнения функций» – обращает наше внимание на то, что важно выстраивать порядок, регламент их исполнения;

· «направленных на создание результата» – этим подчеркивается предназначение процесса (не может быть процесса без результата, а если таковой процесс существует, становится непонятно, зачем?);

· «результата, имеющего ценность для потребителя» – формирует ориентированность на клиента, как у сотрудников, так и у организации в целом. Это означает, что ценность сделанной работы, оказанной услуги оценивает не исполнитель, а потребитель, клиент процесса. Причём неважно - внешний (покупатель), или внутренний (соседний отдел).

У любого процесса есть границы, определяемые начальной стадией (вход) и конечной (выход) (рисунок 1.6).

Вход процесса – то, что преобразуется в результате процесса.

Вход всегда должен иметь своего поставщика. К входам процесса могут относиться: сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.

Выход процесса – материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом преобразования или набора преобразований (выполнения процесса) и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.

Выходпроцесса, по существу, является результатом преобразования или набора преобразований, типы которых могут быть классифицированы четырьмя категориями:

· физическое преобразование;

· преобразование места расположения;

· преобразование сделки, договора, протокола или ведения дела;

· информационное преобразование.

Выход процесса всегда имеет потребителя. В случае, если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход процесса также может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, документация, информация (в том числе отчетная), персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.

Процесс выполняет свою деятельность, используя ресурсы, которые должны быть, распределены в нем. Ресурсы не являются входом процесса. К ресурсам процесса могут относиться: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и пр.

 

 

Отнесение информации одновременно ко входам и ресурсам различных процессов не является ошибкой.

Пример 1. В случае процесса маркетинга информация является основным входом, который преобразовывается в выход – отчет, контракт или прогноз продаж. В случае бизнес-процессов и обеспечивающих процессов информация о планах и перспективах организации, о конкурентах и рынке может являться ресурсом, так как напрямую не преобразовывается в выходы.

Пример 2. Персонал, с точки зрения бизнес-процессов, является ресурсом, который поставляет кадровая служба. С точки зрения кадровой службы – персонал это продукт, который поступает на вход в виде необученных кандидатов на заполнение вакансий, а на выходе процесса подбора и обучения кадров готовые специалисты передаются руководителям подразделений.

Пример 3. Счет на оплату является входом для финансовой службы. Выходом является оплаченный счет или копия платежного поручения. Для бизнес-процесса бюджет, в рамках которого производится оплата счетов, является ресурсом.

Несколько признаков, по которым можно отнести объекты к категориям входов или ресурсов.

Ресурсы процесса:

· находятся под управлением владельца процесса;

· их объем планируется на большое количество циклов или длительный период работы процесса.

Входы процесса:

· поступают в процесс извне;

· их объем планируется на один или несколько циклов работы процесса, или выпуск определенного объема продукта.

Деление объектов, необходимых для выполнения процесса, на «входы» и «ресурсы», является достаточно условным. Более важным для выполнения процесса, является точное определение того, что должно поступить в распоряжение владельца процесса, чтобы процесс состоялся и был выполнен успешно.

Пример 4. Рассмотрим процесс производства готовой продукции и процесс обслуживания оборудования. Предположим, что владельцем процесса производства является директор по производству, а владельцем процесса обслуживания оборудования – главный механик. В этом случае работоспособное оборудование является ресурсом, необходимым для осуществления процесса производства. В то же время работоспособное оборудование является выходом процесса обслуживания оборудования.

Пример 5. Рассмотрим процесс сбыта готовой продукции и процесс транспортного обслуживания. Владельцем первого процесса является начальник отдела сбыта, второго – начальник транспортного цеха. Для выполнения работы владельцу процесса сбыта требуется служебный автомобиль, причем он должен быть доступен определенное количество часов в месяц. Эти часы возможного использования автомобиля являются ресурсом для процесса сбыта. Для процесса транспортного обслуживания выходом процесса будет технически исправный, заправленный и готовый к эксплуатации автомобиль. Обратим внимание, что за состояние автомобиля отвечает начальник транспортного цеха, а использует его возможности по транспортировке (в качестве ресурса своего процесса) начальник отдела сбыта.

Выходы, входы и ресурсы должны обозначаться существительными, поскольку они являются материальными объектами.

Потребителем процесса называется субъект (физическое лицо, юридическое лицо, функциональное подразделение, другой процесс и т.д.), использующий результаты (выходы) процесса.

Внешние потребители рассматриваются по отношению к организации в целом. Внешние потребители являются одной из пяти основных групп лиц, заинтересованных в успешной деятельности организации:

· потребители основных продуктов, производимых организацией;

· собственники (акционеры, инвесторы, заинтересованные лица);

· персонал (сотрудники и руководители организации);

· поставщики (поставщики входящих материалов, комплектующих и продуктов, субподрядчики и партнеры, аутсорсинговые компании);

· общество (налоговые, федеральные и муниципальные органы, общественные организации, т.е. все те внешние организации, которые используют результаты деятельности предприятия, в том числе информацию).

Внутренними потребителями процесса являются подразделения (исполнители, процессы), использующие результат выполнения (выход) процесса.

Владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса и наделенное полномочиями и ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. Владелец процесса является неотъемлемой составной частью процесса.

Руководитель процессa (process manager) — лицо, ответственное за его качественное функционирование и выполнение.

Он должен:

- согласовать входные и выходные требования в интерфейсе (интерфейс — это совокупность средств и правил, обеспечивающих логическое и физическое взаимодействие входа и выхода процесса с внешней средой)процесса;

- нести ответственность за корректировку возможных недостатков и содействовать разрешению возникающих проблем;

- предусмотреть возможность для исполнителей вносить изменения в операции, способствующие улучшению процесса и качества его продукта.

Модель процесса - описание процесса, которое отражает с необходимой степенью приближения действительный процесс.

Структура процесса - состав шагов процесса, их последовательность и взаимодействие друг с другом и с другими процессами.

Определение процесса - установление состава процессов системы менеджмента качества и разработка моделей процессов, отражающих: структуру процессов; ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования процессов; индикаторы для оценки эффективности и результативности процессов в рамках СМК; методы измерения индикаторов, их анализа и применения в целях управления.

Границы процесса ограничивают круг его деятельности, которая должна быть управляемой и обеспечивать прохождение процесса в соответствии с входными и выходными требованиями его интерфейса.

Входная граница означает интерфейс между поставщиком и процессом, выходная граница — интерфейс с пользователем или потребителем процесса. Поставщик обеспечивает вход процесса. Потребитель является пользователем выхода процесса. Выход и входпроцесса определяются соответствующими требованиями.

Выходные требовани я должны отражать нужды и ожидания потребителя. Если выходом процесса является продукт, то эти требования представляют собой физические и функциональные характеристики, которые делают продукт пригодным для пользователя таким образом, чтобы удовлетворить его желания. Так, короткое время доставки, пунктуальность, исполнение и корректность при доставке продукта потребителю являются типичными требованиями для сервиса доставки.

Входные требования должны отражать все необходимое для осуществления процесса и для обеспечения заданных потребителем требований на его выход.

Они должны обеспечивать бесперебойное и экономичное протекание процесса, гибкость его настройки, соответствующие требованиям выхода процесса и исключающие в то же время громоздкий контроль и применение для этой цели сложного в эксплуатации оборудования. Задача каждого процесса — удовлетворить его потребителей, используя для этой цели минимально возможные ресурсы.

Процессы в любой компании по своей сущности могут быть трёх видов:

- индивидуальный процесс,выполняемый отдельным индивидуумом;

- функциональный, или вертикальный процесс,отражающий деятельность компании по вертикали и соответствующий ее структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих компании;

- деловой (business process), или горизонтальный процесс,который пересекает по горизонтали деятельность компании и представляет собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов, обеспечивая финальные результаты, соответствующие интересам компании: обеспечение запросов внешнего потребителя, достижения поставленной цели. Эта цепочка интегрированных процессов в то же время представляет последовательную цепочку потребителей,когда каждый последующий итерированный процесс (как и его отдельная операция) определяет требования к предыдущей.

Результативность (effectiveness) - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (ISO 9000:2005)

Эффективность (efficiency) - соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ISO 9000:2005)

Мониторинг процесса (Process monitoring) - постоянное наблюдение (слежение) за показателями процесса

Измерение процесса (Process measuring) - совокупность операций для установления значения величины параметров процесса

Показатель результативности процесса - качественный или количественный показатель, рассчитываемый по определенной методике и адекватно характеризующий результат и/или динамические показатели (изменение) функционирования процесса

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки (Современный философский словарь)

Критерий это величина или интервал величин, которым должен соответствовать показатель результативности процесса.

Например:

Показатель: коэффициент выхода годной продукции
Критерий: не менее 90%

Анализ (процесса) - деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого процесса для достижения установленных целей (ISO 9000:2005)

Иными словами - это обобщенная оценка процесса по установленным критериям.

 

 

Выводы

В ходе прохождения педагогической практики я приобрел навыки, а именно:

- развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;

- организация и участие в образовательном процессе ВПО и ДПО для формирования профессиональных компетенций специалистов по управлению персоналом;

- приобретение умений и навыков педагогической деятельности и работы в качестве преподавателя управленческих дисциплин;

- развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;

- получение навыков использования современных образовательных технологий в процессе обучения;

-закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.

 

Литература

 

 

1 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Программа педагогической практики; 2011-16с.

2 Логанина, В.И. Системы качества / В. И. Логанина, А. А. Федосеев. - М.: КДУ, 2008. - 357 с.

3 Мазур, И. И. Управление качеством: учеб. пособие по специальности "Упр. качеством" / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. - 400 с.

4 Салимова Т. А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации»/ Т.А. Салимова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.

5 Системы, методы и инструменты менеджмента качества: [учеб. пособие для вузов] / М.М. Кане [и др.]. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2008. - 560 с.

6 Управление качеством: учеб. для вузов по специальностям экономики и упр. / С. Д. Ильенкова и др.; под ред. С. Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 352 с

 

 

Приложение 1

 

 

Министерство образования и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет

 

М.А. Катанаева

 

Менеджмент качества

Утверждено редакционно-издательским советов СибГТУ в качестве

учебного пособия к практическим занятиям для обучающихся по магистерской программе «Производственный менеджмент» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент»

 

 

Красноярск, 2013


УДК 658.5

 

 

Катанаева М.А. Менеджмент качества: учебное пособие к практическим занятиям для обучающихся по магистерской программе «Производственный менеджмент» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» /М.А. Катанаева.- Красноярск.: СибГТУ, 2013.- 25 с.

 

Составитель: д.э.н.,профессор кафедры Катанаева М.А.

 

 

Утверждено на заседании кафедры Экономики и организации отраслей лесного комплекса «___» _________ 2013 г., протокол № ___

 

 

Рецензенты: Е.В. Мельникова (член научно-методического совета СибГТУ)

 

© М.А. Катанаева

 

© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….  
1 Описания практических занятий……………………………………  
1.1 Концепция качества …………………………………………………  
1.2 Жизненный цикл продукции ………………………………………  
1.3 Политика и цели в области качества ……………………………  
1.4 Процессы жизненного цикла продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 ….………………………………....  
1.5 Иерархическое дерево свойств качества.………………………  
1.6 Экспертный метод …………………………………………………  
1.7 Средства для анализа нечисловых данных...…………………  
1.8 Средства для анализа числовых данных...……………………  
1.9 Защита рефератов …………………………………………………  
Библиографический список..………………………............................  

 

 


Введение

 

В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия, независимо от формы его собственности и размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости её цены с предлагаемым качеством, то есть от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителей. В связи с этим особую актуальность приобретает внедрение современных методов управления на российских предприятиях, в том числе внедрение идеологии и методологии применения управления качеством.

Необходимость введения курса «Менеджмент качества» обусловлена тем, что специалисты в области управления должны знать и уметь применять на практике основные элементы стратегии качества для эффективного менеджмента предприятия.

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Менеджмент качества» для студентов специальностей «Производственный менеджмент» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент». Практические занятия построены в соответствии программой учебной дисциплины и курсом лекций по дисциплине и направлены на закрепление теоретического материала и развитие у студентов знаний, умений и навыков работы в области управления качеством. В частности, тренируются умения применения экспертных методов квалиметрии и статистических методов управления качеством на практике, разработки политики и целей в области качества,определения процессов жизненного цикла продукции, проектирования и описания процессов деятельности организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001.


1 Описания практических занятий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: