Первый эпизод «Останови поезд смерти »




Театрализованная композиция: на сцене создается таинственная атмосфера по средствам музыки и света. На сцене стоят в два ряда стулья. Сцена заполняется сценическим дымом. Холодный свет направлен на дым. Звуки вокзала. На сцену выходит толпа и садится на эти стулья. Пластический номер толпы со стульями под звуки движущегося поезда.

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Отправляй, вагон полный!

 

Звук гудка и шум колес поезда. Затемнение. Синий свет на дым. Выходит толпа и садится на стулья. Из тумана выходит Антон Павлович Чехов и Алексей Сергеевич Суворин.

СУВОРИН. Антон Павлович, голубчик, куда вы собрались?

 

ЧЕХОВ. Куда они, туда и я, Алексей Сергеевич.

 

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Внимание, отправление поезда через 5 минут.

 

СУВОРИН. Это нелепая затея! Что за дикая фантазия.

 

ЧЕХОВ. Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали преступников и все это свалило на тюремных красноносых смотрителей. Теперь вся образованная Европа знает, что виноваты не смотрители, а все мы.

 

СУВОРИН. Это место куда вы отправляетесь никому не нужно и ни для кого не интересно.

 

ЧЕХОВ. Вы говорите так, будто бы это верно. Еду я совершенно уверенный, что моя поездка не даст ценного вклада ни в литературу, ни в науку: не хватит на это ни знаний, ни времени, ни претензий. Я хочу написать хоть 100 - 200 страниц и этим немножко заплатить своей медицине, перед которой я, как Вам известно, свинья. Не поминай лихом!

 

Чехов запрыгивает в заполненный вагон.

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Отправляй, вагон полный!

 

Звук гудка и шум колес поезда. Затемнение.

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Прибыли, выгружаемся.

 

На сцене красный свет. Звук проходящего поезда. На авансцену с правой стороны выходит Чехов. Из дыма выходит на авансцену с левой стороны начальник острова В.О. Кононович.

КОНОНОВИЧ. Здравие желаю, Антон Павлович Чехов. Меня зовут Георгий Осипович Кононович, я являюсь начальником острова. С какой целью вы прибыли к нам?

 

ЧЕХОВ. Здравствуйте, Георгий Осипович. Решил потерять пол года из своей жизни, и попробовать написать хотя бы 100 страниц об увиденном.

 

КОНОНОВИЧ. Не имеете ли вы какого-либо официального поручения?

 

ЧЕХОВ. Нет.

 

КОНОНОВИЧ. Тогда, добро пожаловать.

 

Кононович уходит. Звук гудка поезда. На стульях появляются каторжники в одежде кучера, сторожа, повара, няньки. Выходят на авансцену. На экране показывается фрагмент письмо А.П. Чехова А.С. Суворину. «Каторжные и поселенцы, за немногими исключениями, ходят по улицам свободно, без кандалов и без конвоя, встречаются на каждом шагу толпами и в одиночку. Они во дворе и в каждом доме, потому что они кучера, сторожа, повара, кухарки и няньки. Такая близость с непривычки смущает и приводит в недоумение. Идешь мимо какой-нибудь постройки, тут каторжные с топорами, пилами и молотками. А ну, думаешь, размахнется и трахнет.». Чехов читает письмо. Каторжница в одежде няни выходит к Чехову, опускается на колени, в руках ее сломанная кукла, начинает ее убаюкивать. Каторжник в одежде сторожа подходит к Чехову со спины, начинает ходить во круг него и няни по кругу посвистывая, тщательно осматриваясь по сторонам. Каторжник в одежде кучера подходит к Чехову и постоянно спрашивает его « Вас подвести, сударь?». Каторжник в одежде повара с большим ножом в руке подходит к Чехову и постоянно спрашивает его « Что вам приготовить, сударь?». Чехов дочитывает письмо. Звук поезда. На стульях появляются новые каторжник в одежде кучера, няни, повара и сторожа. Они встают со стульев и подходят к Чехову. Няня садиться на колени с противоположной стороны другой няни и убаюкивает куклу. Повар подходит к повару и они вместе спрашивать Чехова. Два сторожа вместе кружат вокруг всех. Кучера вместе спрашивают Чехова. Звук поезда. На сцену выходит В.О. Кононович. Каторжники уходят.

КОНОНОВИЧ. Дорогой, Антон Павлович, вы определились чем вы будите заниматься на острове?

 

ЧЕХОВ. Да, Георгий Осипович. Хочу поближе познакомится с народом.

 

КОНОНОВИЧ. Каким образом вы хотите соприкоснуться с нашей жизнью?

 

ЧЕХОВ. Я проведу перепись населению.

 

КОНОНОВИЧ. Вам помогут с этой миссией, обращайтесь в любое время.

 

Кононович уходит. Чехов достает листок и ручку. На сцену выходит мальчик. На экране появляется бланк переписи.

ЧЕХОВА Как по отчеству величаю твоего отца?

 

МАЛЬЧИК. Не знаю.

ЧЕХОВ. Как же так? Живешь с отцом и не знаешь, как его зовут. Стыдно!

 

МАЛЬЧИК. Он у меня не настоящий отец.

 

ЧЕХОВ. Как так не настоящий?

 

МАЛЬЧИК. Он у мамки сожитель.

 

ЧЕХОВ. Твоя мать замужняя или вдова?

 

МАЛЬЧИК. Вдова. Она за мужа пришла.

ЧЕХОВ. Что значит за мужа?

 

МАЛЬЧИК. Убила.

 

ЧЕХОВ. Ты своего отца помнишь?

 

МАЛЬЧИК. Не помню. Я незаконный. Меня мама на Каре родила. Я могу идти?

Звук гудка поезда. На стульях появляются дети. Они выходят к Чехову выстроившись в колону. На экране появляется следующий фрагмент письма А.П. Чехова А.С. Суворину «Пробыл я на Сахалине 3 месяца плюс 2 дня. Работа у меня была напряженная; я сделал полную и подробную перепись всего сахалинского населения. Я видел голодных детей, видел тринадцатилетних содержанок, пятнадцатилетних беременных. Проституцией начинают заниматься девочки с двенадцати лет. Школа существует только на бумаге – воспитывают же детей только среда и каторжная обстановка.». Чехов читает письмо. Дети исполняют хореографический этюд с кандалами. Дети в пластических комбинациях изображают взрослых и их непристойное поведение. Звук гудка поезда. На стульях появляются дети, которые присоединяются к пластическим комбинациям. На экране показывается цифра 10.000 карточек. Звук гудка выходит Канонович. Дети уходят.

КОНОНОВИЧ. Не желаете ли вы посмотреть наши тюрьмы, на суд, наказания и казнь в Дуе?

 

ЧЕХОВ. Трудно сказать, что желаю, но пойдемте.

 

Кононович и Чехов уходят. Сцена озаряется красным светом. На сцену выходит каторжник. Устрашающая музыка, фоном удары плетью. Пластическая композиция.

МУЖСКОЙ ГОЛОС. За побег с острова, за убийства Казаха и двух внучек Прохоров, он же Мельников приговаривается хабаровским окружным судом к 90 плетям и приковыванию к тачке 13 августа. Здесь и сейчас.

 

ГОЛОС ЧЕХОВА. Палач стоит сбоку и бьет так, что плеть ложится поперек тела. После каждых пяти ударов он медленно переходит на другую сторону и дает отдохнуть полминуты. У Прохорова волосы прилипли ко лбу, шея надулась; уже после 5—10 ударов тело, покрытое рубцами еще от прежних плетей, побагровело, посинело; кожица лопается на нем от каждого удара.

КАТОРЖНИК. Ваше высокоблагородие! Пощадите, ваше высокоблагородие!

Звуки криков, плети и плач. Затемнение. Красный свет. Фоном звуки плети и плача. На сцену выходит Чехов.

ЧЕХОВ. Этот счет ударов будет преследовать меня всегда.

 

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Сорок три, сорок четыре, сорок пять.

 

ЧЕХОВ. Ааааа, снова и снова.

 

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Сорок три, сорок четыре, сорок пять

 

Звук гудка поезда. На стульях появляются каторжники.

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Люблю смотреть, как их наказывают, люблю. Таких негодяев и мерзавцев вешать надо.

 

Каторжники встают на стулья и пытаются сделать из своих рубах петлю.

 

ЧЕХОВ. Хватит, хватит этой жестокости и злобы. Хватит.

 

Чехов бежит к поезду- стульям. Музыка страстей. Звук плетей и плача. Чехов пытается спустить каторжников со стульев. Пластический этюд - каторжника танцуют со стульями и ложатся под них.

МУЖСКОЙ ГОЛОС.

Колесо стучит не замолкая

Движется бездонная железная тюрьма.

Каторжник невольно головой качая

Чувствует душою, что жизнь его прошла.

 

Их везут в несбыточные дали,

Пачками кидая в ржавые углы.

Отрыгнуло общество ненужные педали.

Нашему народу мерзавцы не нужны.

 

 

Звук гудка поезда. Затемнение. На экране появляется письмо Чехова Суворину «Пробыл я на Сахалине не 2 месяца, как напечатано у вас, а 3 плюс 2 дня. Работа у меня была напряженная; я сделал полную и подробную перепись всего сахалинского населения и видел все, кроме смертной казни. Знаю я теперь очень много, чувство же привез я с собой нехорошее. Пока я жил на Сахалине, моя утроба испытывала только некоторую горечь, как от прогорклого масла, теперь же, по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом.» Сцена заполняется сценическим дымом. Холодный свет направлен на дым. Звуки вокзала. На сцену выходит толпа и садится на эти стулья. Пластический номер толпы со стульями под звуки движущегося поезда с Чеховым. Чехов пытается остановить их, встает перед поездом и не дает ему движения вперед. Затемнение. Звук гудка поезда. Синий цвет на сцене. На сцене стоят пустые стулья.

МУЖСКОЙ ГОЛОС. Приехали.

 

Затемнение. На сцене скамейка и молодой парень, который пытается согреться. На сцену выходит Чехов. Выходит толпа, которая обходит его.

МОЛОДОЙ ПАРЕНЬ. Помогите!

 

Чехов оборачивается, и оборачиваются еще два человека на просьбу. Звуки города становятся громче. Толпа сносит Чехова и людей за кулисы. Затемнение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: