Россия перед вторым пришествием 34 глава




Мы очень надеемся, но и с тревогой вглядываемся: где люди нового ведущего слоя? Их пока не видно, но, потенциально, хоть и в малом числе, они, пока не востребованные, скрываются до времени в глубине народа. Лишь бы, когда придет время Божия посещения, те, кто пока еще смиренно не вышел на поприще общественного служения, были бы отмечены Богом, обнаружены народом, выведены на это поприще и не посмели бы отказаться. Они не только не будут рваться к власти, но наоборот - чрезвычайно неохотно соглашаться на нее. Потому они будут обладать подлинной независимостью, и у них будут развязаны руки для честного, открытого и решительного действия. Люди нового слоя едва ли выйдут с разработанными детально кабинетными программами, потому что будут смиренными делателями чуда, и их главной задачей будет - внимательно наблюдать за действительностью, творимой Богом; чтобы не перечить Божиему деланию» 43.

 

1. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 180.

2. «Православная Русь». 1991. № 9.

3. Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 14.

4. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 196.

5. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: «Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Душа, закосневшая во грехах всякого рода, не легко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только чрез долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны, как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле». - Сост.

«Душеполезное чтение». 1904. Ч. 3. С. 193.

6. «Православное обозрение» (Канадский филиал братства преп. Иова Почаевского). 1959. № 28 (сентябрь).

7. «Прибавление к Почаевскому Листку». 1907. № 5.

8. «Душеполезное чтение». 1904. Ч. 3. С. 253.

9. Тимофиевич А. Преподобный Серафим Саровский. (К пятидесятилетию прославления). 1903-1953. Издание Успенского женского монастыря «Новое Дивеево». 1953. С. 70.

10. «Православный путь». Джорданвилль. 1953. С. 8.

11. Новые грозные слова. С. 42.

12. «Наш современник». 1991. № 12. С. 169.

13. «Православная Русь». 1970. № 1. С. 9.

14. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 538.

Как известно, кроме прославленного уже преп. Амвросия Оптинского, составлены и изданы жития иеромонаха Никона (Беляева, † 25 июня 1931), иеромонаха Нектария (Тихонова). Особым почитанием в Оптиной пользуются великие старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин, † 11 октября 1841) и иеросхимонах Макарий (Иванов, † 7 сентября 1860); первый скитоначальник схиархимандрит Моисей (Путилов, † 16 июня 1868).

Последним Оптинским старцам предстоит разгадать некую тайну, о которой поведал о. Василию Шустину летом 1910 г. схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, † 1 апреля 1913): «Тут он мне показал ряд деревьев - кедров, посаженных под какими-то углами. Эти деревья, говорил он, посажены старцем Макарием в виде клинообразного письма. На этом клочке земли написана, при помощи деревьев, великая тайна, которую прочтет последний старец скита».

Прот. Василий Шустин. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. С. 28.

15. Павлович Н. А. Рассказы о старце Нектарии Оптинском. Рукопись. Б. м. и г. (Архив Оптикой пустыни). «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 16.

16. «Московский литератор». 1991. № 19. С. 7.

17. Новиков А. Н. Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949) // «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». 1990. № 1-2. С. 33.

Другой вариант: «Пройдет гроза над Русскою Землею. Народу русскому Господь грехи простит, и Крест Святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит. Открыты будут вновь обители повсюду, и вера в Бога всех соединит, и колокольный звон всю нашу Русь Святую от сна греховного к спасенью пробудит. Утихнут грозные невзгоды, своих врагов Россия победит, и имя Русского, Великого народа, как гром по всей вселенной прогремит» (К. В. П. О будущем России // «Царь-колокол». № 2. М. 1990. С. 8-9). Некоторые (прот. Борис Кирьянов) считают, что упоминание Св. ап. Павлом в Послании к Колоссянам (3:11) трех поименованных народов - иудеев, эллинов и скифов - свидетельствует о том, что русские - третий избранный народ.

18. Новиков А. Н. Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949) // «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». 1990. № 1-2. С. 35.

19. Израиль - священное имя народа Союза-Завета. Не смешивать с названием современного государства, в котором, в противовес ветхозаветному иудейству, господствует талмудический иудаизм. - Сост.

20. «И вся земля будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25:11). Сказанное обычно относят и к судьбе России, предавшейся богоборческой власти и попустившей цареубийству. - Сост.

21. Новым Израилем (со времен Христа - Церковь. Евр. 8:8) свершается Израиль ветхий. Не обречен ли он в какой-то мере на отступничество самим своим богоданным именем: Израилем, как известно, был назван Иаков, боровшийся с Богом в лице ангела Божия (Быт. 32:28; Ос. 12:4)? - Сост.

22. Свят. Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. М. 1991. С. 20-22, 27-28.

23. С 1916 г. в затворе. Избранный на Поместный собор 1917-1918 гг., тянул жребий при выборе Патриарха. С 1923 г. - в Сергиевом Посаде. Церковное предание давно фактически канонизировало старца.

24. «Православная Русь». 1970. № 1. С. 9.

25. «Новый мир». 1992. № 6. С. 237.

26. «Томские Епархиальные ведомости». 1919. № 10.

27. Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 21.

28. Новые грозные слова. С. 42.

29. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 164.

30. То же. Т. IV. С. 238.

31. Новые грозные слова. С. 38.

32. Архиеп. Аверкий. Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 238.

33. «Вестник РХД». № 159. Париж-Нью-Йорк-Москва. 1990. С. 239.

34. Устрялов Н. Под знаком революции. Харбин. 1925. С. 303.

35. Подробнее см. в ст.: Тростников В. Н. Старая сказка и новая действительность // «Вече». № 37. Мюнхен, 1990.

36. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 523.

37. Павлович Н. А. Записи об отце Нектарии // Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди. Машинопись. Б. м. и г. (Архив Оптиной пустыни). «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 7.

В другое время старец говорил: «Ной звал всех людей, а пришли одни скоты» (Павлович Н. А. Записки об отце Нектарии. «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 8). И еще: «...Теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха, пережитая родом человеческим в предпотопное время, была безотрадной, дикой и невежественной. На самом деле культура тогда была весьма высокой. Люди многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по виду. Только на это рукотворное достояние они тратили все силы тела и души. Все способности своей первобытной молодой природы они сосредоточили лишь в одном направлении - всемерном удовлетворении телесных нужд. Беда их в том, что они «стали плотью». Вот Господь и решил исправить эту их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние пред лицом гнева Божия, а в доказательство правых слов строил ковчег. И что же вы думаете? Людям того времени, привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем потопе...» (Владыка Стефан (Никитин). Машинопись. Б. м. и г. (Архив Оптиной пустыни). «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 7).

38. Монахиня Таисия. Русское Православное женское монашество XVIII-XIX веков. Джорданвилль. 1985. С. 277.

39. Монахиня Мария (Стахович): Иеросхимонах Михаил. Последний Великий старец Валаамский // «Русский паломник». № 8. Чико (Калифорния). 1993. С. 129.

40. «Православная Русь». 1970. «1. С. 12.

41. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 126.

42. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 428.

43. Прот. Владислав Свешников. Новый ведущий слой // «Православная беседа». 1993. № 4. С. 27-28.

«Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит

 

всему тому быть. Но это еще не конец». Мф. 24:6

 

Умножение бедствий

 

«Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь: ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец» (Лк. 21:9).

 

«...восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф.24:7).

 

«Будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Лк. 21:11).

 

Все это перейдет в «болезни» (Мф. 24:8).

 

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» (Мф. 24:19).

 

«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22).

 

«Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Мк. 13:19).

 

Проповедование Евангелия во всем мире

 

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).

 

«И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47).

 

Таким образом, ко Христу должны иметь возможность обратиться все существующие на земле народы, способные и готовые к этому. С исполнением времен, когда «войдет полное число язычников» (Рим. 11:25), будет завершен круг избранных Божиих (Мф. 24:22).

 

К. Н. Леонтьев (1890): «Мир земной приблизится к своей гибели тогда, когда Евангелие будет везде проповедано. Ни в Евангелии, ни у Апостолов нигде не сказано, что христианство будет всеми с одинаковым усердием принято в душу. Сказано только, что оно будет везде известно; но вместе с тем сказано, что Христос «едва ли найдет веру на земле ко второму Своему пришествию». Как же понять это? Мне кажется, что христианские народы, обладая самой высшей религией на земле, возьмут наконец повсеместно и окончательно верх над язычниками и мусульманами. Быть может, они тогда, подобно Гамбетте, будут считать атеизм невывозным товаром, а полезным лишь для внутреннего обращения, и, конечно, допустят проповедь Евангельскую как суррогат - рациональному эвдемонизму - (если он устоит на века или вернется снова на царство после временного изгнания из лучших умов). Во всяком случае после преобладания христиан над всеми язычниками и мусульманами, после крещения многих из последних, после упадка старых не христианских верований у других, после распространения при этом общей и однородной цивилизации весь мир станет еще много однообразнее теперешнего. Будет окончательное всеобщее смешение; само Христианство <начнет> склоняться быстро к упадку, оставаясь убежищем немногих «избранных», в которых и будет воплощена последняя Церковь... Выходит, значит, так: если Россия, усилив даже на долгое время у себя свойственное ее национальному гению Восточное Христианство, распространит его потом сильно вглубь Азии, то этим самым исполнением своего главного (вероятно, главного) призвания Россия усилит всеобщее смешение, увеличит однородность - и таким образом приблизит этим самым век последнего космополитического всепретворения, за которым последует всеобщая гибель. Сперва умаление веры донельзя, потом разрушение и Страшный Суд» 1.

 

В. С. Соловьев (май-июнь 1896): «Евангелие будет проповедано на всей земле, т.е. Истина будет предложена всему человеческому роду или всем народам. <...> Проповедование Евангелия по всей земле по причине того эсхатологического значения его, которое вызвало особое упоминание о нем Самого Спасителя, не может быть ограничено таким внешним действием, как распространение Библии или молитвенников и проповедей среди негров и папуасов. Это только средства для настоящей цели, которая состоит в том, чтобы поставить человечество перед дилеммой: принять или отвергнуть истину, познав ее, т.е. истину, правильно изложенную и хорошо понятную. Потому что очевидно, что факт истины, принятой или отвергнутой по недоразумению, не может решать судьбу разумного существа. Дело идет, следовательно, о том, чтоб устранить не только материальное неведение прошлого откровения, но также формальное неведение вечных истин, т.е. устранить все духовные заблуждения, которые в настоящее время мешают людям правильно понимать открытую нам истину. Надо, чтобы вопрос быть или не быть истинно верующим не зависел бы от второстепенных обстоятельств и случайных условий, но чтобы он был сведен к такой окончательной и безусловной форме выражения, чтоб он мог быть разрешен чистым и волевым актом или определенным решением каждого самого за себя, абсолютно моральным или абсолютно имморальным» 2.

 

«Будете ненавидимы за Имя Мое»

(Гонения на христиан в предантихристово время)

 

«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13:13).

 

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы за имя Мое» 3 (Мф. 24:9).

 

«Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства» (Лк. 21:12-13).

 

«Но вы смотрите за собою; ибо вас будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними» (Мк. 13:9).

 

«Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11).

 

«И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24:10).

 

«Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мк. 13:12).

 

* * *

 

Преп. Нил Мироточивый Афонский (XVI в.): «В то будущее время, благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святого Духа, которую они получили во святом крещении, а равно потеряют и угрызения совести.

 

Церкви Божии лишатся богобоязненных и благочестивых пастырей, и беда тогда остающимся в миру христианам, которые совершенно будут терять свою веру, потому что лишены будут возможности от кого бы то ни было узреть свет познания. Тогда они будут удаляться от мира в святые убежища в поисках облегчения душевных страданий, но везде они будут встречать препятствия и стеснения» 4.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие - не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния. И мы томимся, отовсюду окруженные умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против Писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулою, клеветою и насмешкою адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время. Некоторый великий отец имел следующее видение: пред ним земная жизнь человека изобразилась морем. Он видел, что подвижникам первых времен монашества даны были крылья огненные, и они, как молния, перенеслись через море страстей. Подвижникам последних времен не дано было крыльев: они начали плакать на берегу моря. Тогда дарованы им были крылья, но не огненные, а какие-то слабые: они понеслись через море. На пути своем, по причине слабости крыл, они часто погружались в море; с трудом подымаясь из него, они снова начинали путь, и, наконец, после многих усилий и бедствий, перелетели через море. - Не будем унывать! Не будем безрассудно стремиться к блестящим подвигам, превышающим наши силы, примем с благоговением смиренный подвиг, очень соответствующий немощи нашей, подаваемый как бы видимо рукою Божиею» 5.

 

Иеромонах Нектарий (Тихонов, † 1928) Оптинский: «Над человечеством нависло предчувствие социальных катастроф. Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться: их оградит Благодать. В последнее время с верными будет то же, что с апостолами перед Успением Божией Матери: каждый верный, где бы ни служил, будет перенесен в одно место...» 6.

 

Патриарх Сергий (Страгородский, † 1944 г.): «Подобно тому, как древнему Израилю посылает Он (Господь - Сост.) Судей и Пророков, так и в Церкви Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной благодатной одаренности, как бы Пророков, сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество - оно есть личный подвиг таких, людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией» 7.

 

Игумен Никон (Воробьев, 1894 - 07.09.1963): «Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами. <...> Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и во всякое время нарушаем заповеди Христовы, поэтому остается нам каяться, терпеть и верить, что Господь Иисус Христос, пришедший взыскивать и спасти погибающего, спасет и нас, умоляющих Его о прощении и спасении. В это надо твердо верить. Надеющийся на свои дела, строит свой дом на песке. Спасение человеков есть дело милости Божией, дар Божий падшему человечеству, уверовавшему в Христа, осознавшему свою гибель и взывающему мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешному» 8.

 

Уменьшение веры и любви

 

«Но Сын человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

 

«И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

 

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1).

 

Комментируя евангельские тексты, священник М. Фивейский пишет: «По отсутствию взаимной любви между гражданами всегда можно судить, что среди них водворилось беззаконие; по существованию и развитию беззакония можно заключить о прекращении среди граждан взаимной любви» 9.

 

Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. Что сделали мы? - говорили они. Один из них, великий авва Исхирион (IV в.) отвечал: «Мы исполнили Заповеди Божии». Затем спросили: Что сделают те, которые будут после нас? - «Они, сказал авва, будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших» 10.

 

* * *

 

Преп. Нил Мироточивый Афонский (XVI в.): «Тогда Евангелие Церковное будет в пренебрежении».

 

Преподобный говорит следующие слова от лица Божия: «Прими сию примету и будешь знать, как Я говорю тебе: когда отыму руку Мою от них, тогда будут творить бдения и Литургии вскачь по большой дороге... Будут взаимно посылать послания и получать послания разнообразного (т. е. не единого) содержания и по различным предлогам...»

 

Примечание первых переписчиков: «Отыму руку Мою от них, т.е. когда отнимется благодать Святаго Духа. Посылать и получать послания означает, как думают, что монашествующие вдадутся в литературу, в рассмотрение научных и политических вопросов, и расположение их от духовного обратится к мирскому, духовное же, особенно молитву, будут всячески заменять и сокращать».

 

Это предсказание находится в полном согласии с предсказаниями самого началоположника монашества Св. Антония Великого о конце монашества и последних монахах (См. «Добротолюбие. Т. 1. С. 129-130). 11

 

«Говорим: (преданный духу мирского многостяжания) сокращает молитву, чтобы прибавить времени на тленные дела. Много печась о стяжании сокровищ нечистым воровским промыслом своим, он ленится в исполнении канона своего. Если же и творит канон, то совершает его, ругаясь над ним сокращением молитв, которые ускоряет ради того, чтобы скорее заняться житейскими заботами о многостяжании.

 

(Примечание: ныне уже почти все церковные службы сокращаются и убыстряются в совершении их, и уже подкрадываются к самой Литургии, совершая ее «вскачь по большой дороге», «в темпе». Служащие кощунствуют и над народным пением Символа Веры Православной и Молитвы Господней или даже совсем не давая петь их народу, не страшась угрозы Божьего проклятия на небрежение в деле Божием. Иер. 48:10).

 

Древние отцы, когда творили канон, говорили полную, совершенную молитву, то есть:

 

ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ, БОГОРОДИЦЫРАДИ, ПОМИЛУЙ МЯ!

 

Последующие, оставив слова «Богородицы ради», начали употреблять такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя». Дальнейшие выбросили «Слове Божий», - стали говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Следующие за ними покинули «Сыне Божий», а стали говорить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Теперешние, современные отцы оставили Христа, ухватившись за «хриса» (т. е. злато по-гречески), уже позабыли «Христа», а говорят: «Господи Иисусе, помилуй мя». Будущие оставят слово «Господи», станут говорить: «Иисусе, помилуй мя». Потом оставят слово «Иисусе» - станут говорить лишь: «Помилуй мя», и не будут сознавать, что именно хотят они этим получить, и не будут сознавать того, Кто имеет их помиловать...

 

(Т. е. и у антихриста будут просить так).

 

Ради этого и говорю вам: когда минут четыре двадцатипятилетия (т. е. наступит 1917 г. - Сост.), то какова станет тогда монашеская жизнь?» 12.

 

Игумен Никон (Воробьев 1894 - 07.09.1963): «...Святые угодники объясняют нам, что в последние времена монашества не будет вовсе или кое-где хоть останется наружность, но без делания монашеского» 13.

 

Святитель Феофан Затворник: «...Что такое есть «дух мира»?

 

1. Дух мира есть дух вражды на Бога...

 

Вкусившие духа мира о Боге и вещах божественных не помышляют, не говорят, не пишут; а живут так, как бы не было Бога: у них почитается даже неприличным поминать об этом в кругу своем. Есть между ними класс людей с очищенными, как они говорят, понятиями, которые не считают зазорным при случае отпустить острое словцо насчет святых убеждений наших и дел благочестия, которые каждый месяц выпускают в печать огромные томы, читаемые десятками тысяч, где о всем рассуждают, кроме Бога, все решают без участия Высшей Силы Премудрой и Благой и на все решаются, не чувствуя нужды в Божественном содействии и в молитвенном к Богу обращении, где, если по страху, не изрыгают открыто хульного неверия и безбожия, то не боятся разными изворотами речей вливать яд сомнения и колебания в вере в неопытные души. Дивно ли, что среди них распространяется холодность к вере и Св. Церкви, небрежение о Св. уставах ее, отчуждение от них, желание отменить и уничтожить их, потому только, что они так сильно возвещают о Боге и будущей жизни...

 

2. Дух мира есть дух взаимного между людьми охлаждения, разделения и враждования, в противоположность искреннему и глубокому единению, долженствующему царствовать между истинными христианами. Когда кто, увлекшись духом мира, отпадает умом и сердцем от Бога, то естественно останавливается на себе самом и, поставляя себя целью, все окружающее - и вещи и лица обращает в средство для своих целей. Себялюбие (эгоизм) есть источное начало жизни по духу мира...

 

И вот вы видите, что и у нас, среди тех, кои увлечены духом мира, распространяется взаимная холодность, иссякает братская любовь, начинают разделяться муж с женой, дети с родителями, домы подкапываются под домы, роды под роды, и сословия вооружаются против сословий: миряне хладеют к духовенству, низшие классы к высшим, светско-ученые к духовно-ученым и обратно... всюду проходит разделение... Господи! Это ли ученики Твои, к которым сказал Ты: «О сем уведят, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою!»

 

3. Дух мира есть дух всесторонних похотствований... ибо «все еже в мире, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин. 2:15-16), говорит Апостол. И вот у нас повсюду открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашние представления, живые картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней, праздников и постов. Сотни рук заняты описанием и живописным изображением всего этого, в сотнях листов, газет и журналов, где наперерыв стараются представить все это в самых привлекательных и обольстительных красках. Все это пред очами нашими. Видите ли, как одолевает нас дух мира и, совлекая с нас целомудренную одежду жития Христианского, облекает в срамные рубища похотливых дел и обычаев...

 

4. Дух мира, наконец, есть дух гонения и преследования всего святого, небесного и божественного. Враждующий на Бога мир не может терпеть ничего, что носит печать Божественного происхождения и напоминает о Боге: потому теснит и гонит из своей области дела веры и благочестия... Гонения на дела веры - в православном царстве!! Удивительно; однакож это так есть... Есть лица, которые стыдятся в храм Божий ходить... держать себя, как прилично Христианину. Гонитель невидим, но гонение видимо, и всеми испытывается... И вот все, по магическому слову: «что скажут», не зная, кто и что скажет, - боятся открыто обнаружить в делах святую веру свою. А слова и дела по духу мира открыто являются на стогнах града. Их творить не стыдятся и не боятся, они, как у себя дома.

 

Вот, братия, какая тлетворная образуется вокруг нас атмосфера!» 14.

 

Толкуя 2-е послание к Солунянам, Святитель писал: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это - одна видимость, внутри же отступление истинное» 15.

 

К. Н. Леонтьев (02.08.1877): «Впрочем, после взятия нами Плевны и неотложном вступлении в Царьград, мне кажется, что царство антихриста во всяком случае близко, и в духовном смысле избранных (т.е. для себя лично верующих «во едину Святую, Соборную, Апостольскую Церковь») все будет меньше и меньше. Но эти немногие правы» 16.

 

(Декабрь 1878): «...Хотя Православие для меня самого есть Вечная Истина, но все-таки в земном смысле оно и в России может иссякнуть. Истинная Церковь будет и там, где останется три человека. Церковь Вечна, но Россия не вечна и, лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, сила Церкви необходима России; Церковь истинная, духовная - везде. Она может переселиться в Китай; и западные европейцы были до IX и XI века православными, а потом изменили истинной Церкви!..» 17.

 

(1882): «Как таковые, мы должны желать, чтобы наибольшее число людей на свете стали тоже православными; дело тут прежде всего для нас не в земном русизме, а в загробном спасении душ этих прозелитов и отчасти, в прощении, быть может, наших грехов за наше усердие в проповеди и борьбе с разными препятствиями. Вот самая основная, существенная сторона вопроса, общая и русскому, и греку, и православному японцу или камчадалу. <...> Человек, истинно верующий, в подобном случае (когда Империя лишится права «на дальнейшее обособленное историческое существование» - Сост.) не должен колебаться в выборе между верой и отчизной. Вера должна взять верх, и отчизна должна быть принесена в жертву уже потому, что всякое государство земное есть явление преходящее, а душа моя и душа ближнего вечны, и Церковь тоже вечна; вечна она в том смысле, что если 30 000, или 300 человек, или всего три человека останутся верными Церкви ко дню гибели всего человечества на этой планете (или ко дню разрушения самого земного шара), то эти 30 000, эти 300, эти три человека будут одни правы, и Господь будет с ними, а все остальные миллионы будут в заблуждении. Поэтому чем более мы спасем людей, тем лучше и для них и для нас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: