Бегство. Долгая дорога в дюнах




 

Дюны в природе распространены там, где есть песок и ветер. Они являются неотъемлемой частью Сахары, не редки на берегах Аральского моря, попадаются в дельте сибирской реки Лены и наблюдаются возле Байкала, а так же в Казахстане. Иногда эти песчаные образования называют барханами, что не меняет их сути.

Как образуются дюны? Всё начинается с маленького песчаного бугорка. Образуется он возле камня или куста растения. В этом месте ветер, несущий песчинки, расстаётся с ними, и они оседают на земле. Крошечный холмик постепенно растёт и превращается в преграду для ветра. Если тот долго дует в одну сторону, то образуется большой холм.

Так и образуются дюны. Их внешняя форма во многом зависит от силы и направления ветра. Если тот дует в одну и ту же сторону, а растительности практически никакой нет, то в этом случае песчаные холмы представляют собой длинные и волнистые складки. Их гребни располагаются под прямым углом к направлению ветра. В тех местах, где песка мало, песчаные холмы напоминают по форме наконечник копья. Но ветер редко дует в одну сторону. Гораздо чаще он меняет направление и заставляет песок образовывать другие формы. Чаще всего песчаные холмы приобретают форму звезды с расходящимися в стороны многочисленными лучами. Гребни у них в этом случае крутые и сходятся в одной точке. При этом вершины может достигать в высоту нескольких десятков метров. Такие песчаные образования малоподвижные и способны сохранять первоначальную форму много лет и даже столетий. Подчиняясь силе ветра, песчаные горы могут двигаться. Правда, скорость у них небольшая и не превышает 10 метров в год. Ветер перегоняет песок с одного склона на другой и как бы заставляет дюну ползти, оставляя позади себя изрытую воронками котловину.

Там, где проходит песчаная гора, остаётся безжизненная почва. Ветер при этом выдувает у подножия песчаных образований целые лабиринты оврагов. Иногда песок движется на человеческое жильё. В этом случае люди вынуждены покидать свои дома.Дюны в природе распространены там, где есть песок и ветер. Они являются неотъемлемой частью Сахары, не редки на берегах Аральского моря, в пустыне Атакама (Чили), попадаются в дельте сибирской реки Лены и наблюдаются возле Байкала. Иногда эти песчаные образования называют барханами, что не меняет их сути.

Башкиры, живущие на берегах Яика, Сакмары, Таналыка и Зилаира нерлохо осведомлены о природе казахских степей и о дюнях, так как являются северными соседами казахов. Многие башкиры породнились с казахами, они хорошо знают традиции народа степи. Без переводчика они прекрасно понимают друг друга, ибо башкирский и казахский языки относятся к тюркской группе языков. Об этом осведемлен и генерал-губернатор, который зантересован, чтобы противопоставить друг другу эти родственные народы, чтобв они, особенно во время бунтов, не помогали друг другу. Рычков не раз обьяснял генерал-губернатору о том, что Кипчак, Табын, Ногай, Катай существуют и тут и там. Когда эти роды были едиными и были частью тех или иных племен. В административном отношении казахи делятся на три Жуза (союз, объединение), то есть на три самостоятельных ханства: Младший Жуз, Средний Жуз, Старший Жуз. У каждого имеется свой хан. Много родов и народов живут тут в степи, большинство составляют казахские и киргизские роды. Занимают эти три ханства огромные земли от Волги до Каспия и Арала, от Яика до Ташкента, от Урала до горы Алатау. Каждый Жуз выбирает хана на общем собрании представителей родов и племен. В период правления хана ему помогают султаны. Согласно стародавней традиции, ханом может избираться только лицо из рода Чингиз-хана. После избрания хана, его сажают на белый войлок, поднятый поверх головы. Всегда так было, старики помнят, как на белый войлок сажали Касим-хана, затем Хакназара, затем Тавакала, затем Тауке-хана, после него Абулхаир хана.

До Елизаветы Петровны дошло неожиданное сообщение о том, что на днях убили Абулхаир-хана. Как это случилось толком никто не знает Императрица хорошо помнит те времена, когда он к Абулхар-хану посылала поковника Тевкелева с группой людей, чтобы тот уговорил хана быть подданным России. И эта затея удалась. Этот хан неоднократно приезжал в Оренбург, в столицу, встречался с императрицей России. Вот этого человека убили, а обстоятельства неизвестны. Затем заном Младшего Жуза был избран сын Абулхаир-хана Барак.

Все это известно людям Бурзянского рода. Они,бурзянцы, со своим скарбом, семьями, детьми в телегах и на конях бегут в казахские степи от карателей. Там в степи жиет род Жагылбай, который генетически связан с башкирским родом Ягылбай, через них остальными. Вот они согласились принять бурзянцев у себя. Благо, в степи земли достаточно, всем хватит. Есть много земель в Младшеи Жузе, которые вообще не освоены. Только вот позиция Нурали-хана непонятна. Согласен он принять бурзянцев или нет, конкретно ничего не говорит. Тем не менее, бурзянцы без каких-либо пришествий форсировали Яик и вступили в казахскую степь. Хорошо, что каратели не встретились, им дан приказ не пускать народ за Яик, а если обнаружат - возвратить любым путем. Тут за Яиком каратели не достанут, степных дорог не счесть, можно быстро исчезнуть.

Убегающие люди не представляют еще свою будущую жизнь в степях Казахстана, в этих непривычных и бесконечных дюнах, поэтому тревожность чувствуется у каждого. После Яика прошла неделя, а они едут иедут по степи, вдоль дюн. Устали все: и кони, и люди. Колеса вязнут в песках, поэтому лошадят труднее их тянуть, дети и женщины, сидящие в телегах зачастую идут, подбалкивая вою телегу, чтобы лошадям в какой-то мере было легче шагать. Здешная природа совершенно не нравится бурзянцам. Они росли и жили в краю гор лесов и эту пустыню сердце не принимало.

- Природа Урала – это рай, - нарушил тишину тархан Илекей, - нет другог места краше нашего. Тут мир состоит только из песка и тушканчиков. Как ты думаешь, братец Сураш?

- Я тоже так думаю, уважаемый аксакал. Тут все странно: то солнце нещадно палит, то холодный ветер с песком дует и дует. В ветряную погоду совершенно невозможно ходить с открытыми глазами. Как тут люди живут мне непостижимо.

- Правильно смыслишь, братец Сураш, очень правильно.

- Илекай агай! Отдохнуть бы. Люди устали, лошади - еще пуще. Впереди видно зеленая полоса, там можно, я думаю, остановиться на травке.

- Пожалуй, пришло время отдыха. Доедем до зеленой долины – остановимся. Я дам команду.

Вскоре караван вошел в долину и остановился на отдых с ночлегом. Лошадей пустили на подножный корм, поставили караул, после этого все мужщины дружно взялись за установку юрт. Повесив казаны, женщины взялись за приготовление ужина. Усталые люди после ужина сразу завалились спать. Не спит еще тархан Илекей, ведь судьба и спокойствие этих соплеменников в его руках. Надо бы проверить окрестности, подумал он, позвал Сураша, главого помощника в период похода.

- Сураш! Где ты! Подойди-ка ко мне.

- Я тут, рядом, уже иду. – Он подошел к тархану.

- Куда поставил караулы?

- Двое стерегут лошадей, двое охраняют территорию юрт.

- Правильео сделал, молодец. А теперь слушай, Сураш, дальше. Бери с собой 5-6 всадников и проверь окрестности со всех сторон. Все-таки чужая земля.

- Хорошо. Выполним быстро.

По сообщению Сураша батыра везде было спокойно. В караул до утра заступили Калмакай, Акъегет, Рысбай и Ишай-батыр.

Тишина полная, Народ спит. Ночь в степях Казахстана своеобразна, оказывается, полной темноты тут не бывает. За горизонтом все еще остаются проблески лучей солнца, притом до рассвета.

Коротка летняя ночь. К четырем часам лучисолнца пронзили голубое небо и начался рассвет. Как раз в это время что-то зашуршало, вроде бы лошади забеспокоились. Надо проверить. Остальные караульные молчат, или заснули или не услышаи шорох. Ишай батыр шагнул в сторону табуна лошадей. Что то такое? Лошади потихоночьку передвигаются в сторону. Подожди, кто-то ведь их гонит! Зычным голосом он крикнул:

- Караул! Лошадей угоняют.

Когда шум поднялся, воры решили уйти тихо и незаметно. Одного вора поймали но тот сопротивлялся отчаянно и нашел себе погибель. Все лошади были на месте, поэтому других воров догонять не стали. Может, ждет какая-то ловушка?

За то, что человека убили, караульчики получили нагоняй от тархана, который очень разозлился и отчитал их, говоря, что они уже в какой-то мере нарушили хрупкую дружбу с казахским народом. Пришлось похоронить бедного вора там же по мусульманским канонам.

К этому времени уже проснулись все и по инерции начали собираться в дорогу. Тархан Илекей собрал народ и попросил их пока не торопиться, а спокойно позавтракать и скот пустить на волю до жары.

- Соплеменники! – сказал он, - много терпели, страдать осталось недолго немного. Оставайтесь на своих местах, не спеша позавтракайте и отдыхайте. Дело в том, что наши парни, посланные вчера в жяйляу Серке-батыра только что вернулись. Оказывается, эта местность назвается «Тасбаткан» и Серке-батыр попросил нас подождать его именно здесь. До его жяйляу три часа ходу. У него находятся те, кто нас должен встречать. Они должны появиться здесь с минуту на минуту.

Когда солнце поднялось за горизонтом, вдали в степи увидели кавалькаду лошадей. Они были в казахской национальной одежде – камзол, на ногах кожаные сапоги – коксауыр. Всадники беспристанно махали своими головными уборами – калпаками. Группа молодых на конях полетели к ним навстречу. Их было четверо. Широко улыбаясь первым слез со своего коня Букей Тулеш, давний знакомый тархана и они обнялись, затем пошли рукопожатия. Остальные казахи последовали за своим Букей ака (ака - брат). После вщаимных приветствий Букей Тулеш обратился к беглецам.

- Сродственники! Истяки! Наверное, помните, Серке батыр, его аймак из рода Жагалбай. И у вас имеется род с таким названием. Кроме того, с Бурзянским родом мы – сваты. Мы – жагалбайцы с другими соседними родами с нетерпеньем ждем вас. Мы не оставим вас в беде. Земли наши обширные, располагайтесь, где вам нравится. Лучшие земли для вас мы сохранили, туда еще не пустили скот. С разрешения Аллаха, будем жить вместе, станем роднее, ближе. Зайте все: ближе, чем вы, бурзяне, для нас никого нет. Обещаем защитить вас в любое время.

Такие прекрасные слова тронули многих: от радости и от печали некоторые женщины всплакнули, мужчины, раз за разом обнимали встречавших. Что еще надо усталым путникам, оставшимся без родины, где военные знают только одно: убивать безвинных людей и сжигать дома, хозяйство.

Под руководством четырех казахов караван опять тронулся в путь. За караваном последовало стадо коров, несколько групп овец. У всех настроение приподнятое. Даже дети, чувствуя конец пути, стали шуметь и баловаться. К обеду не торопясь, достигли то место назначения. Здесь открылась совсем другая природа. На этом месте было все для жизни: вода, лесные рощи, обширная степь для пастьбы скота. Рядом блестело небольшое озеро с чимтой водой. Для установки юрт места удобные и чистые. Вперемежку с ковылем росли разноцветные цветы. Все хорошо, только вот нет гор, которые бы напоминали Уральских гор, Ирандыкских вершин. Как сложится жизнь на новом месте? Можно ли привыкнуть к этим местам? Как пойдет дальнейшая жизнь? Такие и другие вопросы возникали не только у тархана Илекея, но у других. «Если мы тут останемся жить, то через три поколения башкирский род Бурзян превратится в казахский род Бурзян»- подумал тархан и сам удивился такому обороту мыслей.

Начался шум-гам, разгрузка вещей и сбор юрт. Илекей-тархан, как предводитель этого рода уже подумал о том, что обязательно надо позвать в гости тех, кто им помогает. Пока надо запасаться кумысом, курутом, маслом, сметаной и позвать гостей через пару недель. Во время пира есть возможность познакомиться поближе, узнать друг друга глубже и получше.

За короткое время прибывшие обследовали окрестности, построили загоны для скота, определили места пастбищ и сенокосных угодий, обживались, как могли. Страх постепенно проходил, успокоение пришло всем. Широта здешних степных простор в первое время изумляла пришлых горных людей, затем привыкли. Главное, дюны и барханы остались где-то вдалеке.

Прошло две недели. Послы Илекей-тархана сьездили к знакомым казахам и позвали их в гости. Их там тоже хорошо приняли, угостили мясом курдючного барана и казахской лапшой, величиной с ладонь. Вместо кумыса они там пили шубат, кисломолочный напиток из верблюжья молока и, так называемый кымыран, коровье молоко, разбавленное водой, посоленное и вскипяченное.

Весь род начал готовиться к приему знатных гостей. В первую очередь привели в порядок белую юрту, прилепили различные ленты с башкирским орнаментом по краям юрты, вынесли все лишнее, чтобы там могло сидеть больше гостей. И в других юртах шла такая же работа. Убрали территорию вокруг юрт, интенсивно готовили продукты питания., помыли всю посуду с песком до блеска. Ведь в гости придут самые знаменитые люди киргиз-кайсаков (так называли себя казахи). По совету Серке батыра, было приглашено в гости ровно 50 человек. Список гостей перечитывали несколько раз, а случилось то, чего не ожидали, прибыло три раза больше. Кое-кто прибыл в телеге со своим кучерами и помощниками. Разделили и роздали их по десяти юртам по 15 человек, чтобы хозяева юрт потчевали их сами.

В пятничный день приглашенные и не приглашенные кто на лошади, кто на верблюде подтянулись на место сбора гостей. Самые знатные из гостей были приглашены в юрту Илекей-тархана. Он, как глава беглецов-бурзянцев открыл пир, скромно назвав его званым обедом с обильным угощением.

- Многоуважаемые гости! Кровные родственники! Когда наш поехали к вам, чтобы позвать в гости, вы показали щедрость и угостили наших молодых людей. Это был первый шаг к нашему близкому знакомству. Второй шаг знакомства, ядумаю, – сегодяняшний званый обед. Хотя я говорю званый обед, этим обедом не кончится, будеи и званый ужин, и званый завтрак и так далее. Сегодняшнее застолье это - курултай представителей двух близких по крови и духу народов. Этот праздник - праздник дружбы, родства, единения. Из-за великой беды мы оказались тут благодаря вашей помощи обрели новую родину. Пусть Аллах рассудит наши дела и оценит. Мы вам желаем долгих лет жизни и говорим спасибо за прием у себя на родине. Разрешите объявить застолье открытым. Начинайте трапезу с хлеба и соли и поднимите бокалы с кумысом.

После первого бокала кумыса встал Серка старшина и произнес ответное слово:

- Истяки! Друзья! Не удивляйтесь, но мы называем вас так потому, что вы находитесь от нас на северной стороне. Истяк, по нашему, – северный народ. Меня вы называете батыром. За это спасибо, но я в настоящее время являюсь старшиной группы деревень. Перед этим дастарханом (скатерть) обещаю, даже присягаю в том, что я, всеми имеющими силами буду защищать вас, друзья. Ваш враг – наш враг, ваш друг – наш друг. Не забудем о том, что мы все дети Адама, что наши роды произошли от единого тюрксого племени. Оставайтесь тут на все времена, пусть Аллах поможет вам во всех делах. Аминь!

Праздничное застолье продолжалось шумно и весело: знакомились ближе, шутили, хвалили друг друга, пели любимые песни под казахскую домбру, плясали под такмаки. Как только Илекей-тархан кивнул головой, в тот же час появились кураисты Амин, Сураш, Акъегет, Рысбай и начали играть на курае гимн башкирского народа «Урал», рядом встали певцы Колмакай, Баиш, Субхангул и полилась песня. При первых же звуках курая башкиры встали и выпрямились, лица их стали серьезными, за ними встали и казахские гости. Не смог удержать свои слезы Илекей-тархан, он плакал молча. Слезы печали появились и у других бурзянцев. А песня вышла на просторы степи и грянула. Во всех юртах установилась тишина, слушали все эту чарующую песню, а некоторые молодые женщины плакали и от сердечной боли катались по земле.

 

Какая синева над Уралтау! Уральских гор отроги высоки,

Пристанище здесь деды обрели. Ты матерью родною стал, Урал.

Родную землю от врага храня, Здесь, где звенят живые родники,

Богатыри здесь костьми полегли. Ты воедино семь родов собрал.

Ах, мой Урал! Лозину срезал я, Мне б тулпара оседлать,

Чтобы коня в дороге погонять. Елян накинуть, на Урал умчаться.

Закапала с лози убитых кровь, Кумыс попить да подержать курай,

И эту кровь ничем мне не унять. Другого нет на свете больше счастья.

В песне прозвучала вся история и трудная жизнь народа, мотивы объединения и единства союза семи племен, мотивы защиты родины от внешних врагов и прославления безимянных народных героев. Песня сообщала о красоте родины башкир, но пропитанной кровью и усеянной костьми предков. Образ крови, стекающей со срезанного стебля, глубоко проникала в душу от того, что каждый в чужой стране чувствовал себя срезанным стеблем.

Когда закончилась песня, первым подал голос казахский султан Аблай:

- Ай, молодцы! Настоящие певцы! Ваша песня трепещет душу, уводит куда-то вдаль в прекрасные Уральские горы. И у нас, у казахов, имеются народные песни, называем мы их уленами, то есть старинными песнями. Букай ака! Исполни, пожалуйста, одну из уленов, которого впервые спел Бисенбай акын.

-Дайте думбру! – сказал Букай и, начав бренчать на этом старинном инструменте, запел о том, как жили племена в междоусобных войнах и как от этого страдал простой народ. Он получил бурные аплодисменты. После своей песни он рассказал о том, что основоположником улена является Коркыт- кюйши:

 

Великий мыслитель, кюйши, герой многих легенд Коркыт жил в IX веке на берегах Сырдарьи. С помощью тонких струн кобыза и домбры ему удалось передать всю красоту окружающего мира. Его по праву считают первооснователем традиции исполнения кюев на кобызе. Многие кюйши, жырау и бахсы преклонялись перед ним, считали своим наставником. В легендах его описывают как человека, бросившего вызов самой смерти, ищущего счастья для всего человечества. На берегу реки Сырдарьи стоит памятник в виде фигуры кобыза, который создал великий архитектор Бек Ибраев. Это своеобразная дань памяти Коркыту. Говорят, в ветреные дни оттуда доносятся звуки, похожие на мелодию кюев. Известные кюи: "Коркыт", "Акку", "Коркыттын сарыны", "Желмая" и другие.

 

Таким образом, застолье шло до сумерек, а потом все вышли на свежий воздух. Молодые занимались всякими играми, сотязались в беге, прыжке, боролись. Старшие возле костра наблюдали за молодыми удальцами и радовались за их успехи в соревнованиях.

Кто-то из молодых, собрав сверстников, пел под звуки домбры песню, гордясь, что он сын этих степей и нет милее земли, чем это пространство:

 

Повидал я в жизни много стран,

Нет милей земли, чем Казахстан.

По родной земле своей пройдусь,

Я казах и этим я горжусь.

Я казах, в Казахстане я живу

И люблю я родину свою.

От Алтая и до Каспия -

Это всё отчизна моя…

 

Шум и гам стоял до полуночи. Люди отдохнули и приятно устали. Пришла пора ночевать. Вскоре везде установилась тишина, бурный лагерь заснул крепким сном.

На следующий день с утра провели конные скачки, после обеда - стрельба из лука по мишени. По итогам состязаний роздали подарки. Коннику, занявшему первое место, подарили молодого рысака, а самый лучший лучник получил в подарок инкрустрированный лук со стрелами, подписанную хвалебными словами.

Пришла пора расставаться. В белой юрте башкирского тархана вновь собрались казахские высокие гости: аксакалы, бии, султаны. После сытной трапезы Илекей тархан выступил перед ними со словами благодарности и закончил свое итоговое слово так:

-Уважаемые гости! Наши соплеменники! Очень приятно получить поддержку с вашей стороны в столь трудное время для нашего рода. У нас много общего и мы понимаем друг друга с полуслова. Да, в жизни нужны и увелесительные мероприятия и веселье, и отдых. В гостях многие находят друзей и даже невест. У нашего народа имеется прекрасная традиция одаривать своих любимых гостей. С разрешения Аллаха, разрешите выполнить эту миссию сейчас же.

Серке батыру, Букаю, Аблаю и Айсуак султану преподнесли по аргамаку- породистых восточных лошадей, Сеитбаю, Бикбаулы Сеитмаметкул-батыру достались еляне, одежда, носимая поверх рубашки. Эти еляне были особенно красивыми, украшенные аппликацией, вышивкой, кораллами и монетами по плечам, они блистали на солнце, очаровывая всех присутствующих. Остальным раздарили тубетейки, сарыки (мягкие сапоги), башмаки и галоши. После раздачи подарков вышли на простор перед юртами и казахский думбрист спел только что созданный им улен о том, что дружба между народами продлится навека. После этого гости разошлись. В белой юрте остались Серке батыр и Букей ака. После провода гостей к ним подсели Илекей-тархан и мулла Худайбирде. Началось рабочее совещание по вопросам, которых надо было немедленно решать: кто, где кочует? Как распознать границы кочевки. В случае разногласия или спора кто должен решать данный вопрос? Это был первый вопрос. Второй вопрос касался защиты башкир. Как могут помочь местные мужи Тургайской долины в случае опастности? Если хан послушает русских и нападет на башкир – что делать? Попытаться договориться или открыть войну против хана? Или подчиниться ему? В случае нападения ханских войск как спрячутся бурзянские женщины, дети? Вопросов было больше, чем ответов.

- Есть предложение оседлать коней и выехать в безбрежную степь. И посмотрим вокруг и поговорим вдоволь. Согласны? – спросил тархан.

- Согласны, согласны… - ответили все. Так и сделали. Тема разговора само собой незаметно перешла на флору и фауну здешних мест.

- Имеются ли в этих краях сплошные леса? – спросил Илекей-тархан у Букая.

- Да, леса имеются, только не сплошные. Это пространство, где мы находимся можно назвать лесостепью. Настоящие пески находятся дальше, степные дюны идут от Каспия до озер Алакул и Балхаш. Сейчас самая красивы период степи: везде травка, везде цветы – все расцветает. Красиво как, посмотрите вокруг внимательно и все увидите. Ещё не успевает стаять в лощинах снег, как распускаются тюльпаны. Казахстан ведь, не только родина яблок, но и отечество тюльпанов. И хотя наши дикие тюльпаны в последние годы сильно сбавили свои позиции в природе – зрелище их цветения ещё доступно всем желающим. Есть и другие прекрасные цветы…

- И это крастот длится до осени? - спросил мулла Худайбирде.

- Нет. В саратане (июнь) степь желтеет, остается только островки зелени в лощинах, в поймах. Через месяц опять начинается цветение. Не так как у вас на Урале.

- Какие деревья тут растут? – заинтересовался тархан.

- Почти то же самое, что и у вас, - ответил Серке-батыр, - значит, сосна, береза, лиственница, тополь, дуб и разные кустарники Береза и дуб распространен в основном по берегам Иртыша и Ишима. Дальше начинаются такыры и пустыня. Там растет только саксаул.

- Кого из лесных обитателей можно встретить?

- У нас водится так называемый муравьиный медведь, степные волки, красные лисы. Охотимся на касулю. Водятся еще зайцы и разные грызуны, как летяга, бурундук бобр, лесная соня, огдатра, песчанки, тушканчик, пищуха, - ответил Серке-батыр на вопрос Худайбирды.

- Серке братец! Можно задать еще один вопрос, - обратился к нему Илекей-тархан и получил утвердительный ответ.

- Я вообще не в курсе дела, поэтому спрашиваю: Карасакала помните? Где он? Что с ним?

- Мы о нем кое-что знаем. Слышали, что ваш хан Карасакал, приняв последний бой на берегу Кизили, отступил под натиском карателей в кахахские степи. С ним осталось в живых всего 50 человек. Бродил он со своим небольшим отрядом по степи. Ханы не хотели иметь рядом этого человека, да и боялись мести русских властей. Карасакал оказался не только глубоко верующим, а знатоком Корана. Он в свое время посетил Мекку и Медину и за это получил звание хажи и кнему подтянулись люди. Поэтому он стал как бы признанным толкователем и знатоком Корана и наставником всех мулл и муадзинов.

- А как сложилась дальнейшая судьба?

- Вот тут начинается самая интересная часть его жизни, уважаемый башкирский тархан. Оренбургский начальник генерал Василий Урусов потребовал от наших казахов поймать и доставить к нему беглецов. За голову «башкирского возмутителя» была обещана награда в 1000 рублей. Близ реки Олькейек Карасакал и его приближенные подверглись нападению людей Абулхаира. Тяжелораненый Карасакал был схвачен и привезен в улус Канджагалы-Аргынского рода. Казахский старшина Букенбай доложил Урусову, что его задание выполнено, и получил приказ немедленно доставить пленника. Башкирского хана ожидала незавидная участь. Сотни участников восстанияЬ как мы слышали, в том числе соратники Карасакала, подверглись мучительной казни: были посажены на кол, повешены, обезглавлены. Но Карасакалу была уготована другая судьба. Он получил убежище у влиятельных старейшин Среднего жуза братьев Казбек-бия и Кабанбай-батыра. Возможно, они были знакомы раньше. Известно, что до начала восстания Карасакал выезжал из Башкортостана в Казахстан. Его покровителями стали также султаны Барак и Батыр. Карасакал произвел на казаховблагоприятное впечатление. Степным воинам, очевидно, импонировал человек, бросивший вызов могущественному государству и храбро сражавшийся с превосходящими силами русских. Казахская аристократия приняла его в свой круг. Он был назначен правителем племени найманов, а затем стал ханом Старшего жуза. Было еще одно обстоятельство, способствовавшее его возвышению. Вероятно, не без подсказки своих новых друзей, Карасакал вдруг объявил себя джунгарским принцем Шуной. Он говорил, что вернулся за тем, чтобы свергнуть тирана Галдан-Церена. Любопытно, что скитальца в течение многих лет сопровождали его спутники калмык и казах, которые подтверждали его невероятные истории. Слухи о появлении воскресшего Шуны мгновенно распространились вокруг. В 1742 году к диссиденту прибежали из Джунгарии настоящие братья Шуны —Кашка и Барга. Русские же власти предпочитали считать его «подлым башкирцем», чтобы было удобнее требовать его выдачи. Умер он естественной смертью.

- Да, все мы смертны и грешны, - воскликнул Илекей-тархан. На все воля Аллаха. Способный человек во всех делах. Мы знаем, что он из низов, из простой башкирской семьи, звали его по-другому - Миндигулом Юлаевым.

- Вряд ли Карасакал был также простым башкирским крестьянином Миндигулом Юлаевым, – возразил Серке старшина. - Во-первых, его в таком случае не признали и не поддержали бы казахские ханы и султаны, во-вторых, откуда такая осведомленность о событиях в соседних странах, такое основательное знание мусульманских догматов, языков многих народов? Наконец, выше уже отмечалось, что внешность и язык Карасакала обличали в нем человека отнюдь не башкирского происхождения.

- Так кто же тогда этот самозванец? – спросил Букей ака своего соратника.

- Некий башкир Ягафер Юлдашев, проживший ряд лет в Казахстане и Средней Азии, возвратясь на родину, рассказывал мне, что в 1740 году, когда Юлдашев намеревался выехать из кочевьев Среднего жуэа в Каракалпакию, к нему обратился Карасакал, тогда еще только что доставленный казахами в безопасное место. Он попросил башкирского купца навестить каракалпакского князя Шайбака Ишимова, который ему «племянник родной», и передать, что Карасакал «жив и в добром здоровье и ежели де Карасакалу будет невозможно жить, то де придет к нему, Шайбаку хану». Спустя год Юлдашев оказался во владениях хана Шайбака, которому и передал весть о Карасакале. «И услыша показанной Шайбакхан такие от меня речи, — говорил Ягафар Юлдашев, — и с матерью своею Аишею, с женою и с детьми своими заплакали и на другой день, зарезав быков, сделали для великой радости обед, а подлинно для какой радости сделал, о том никому не объявили и мне о том сказывать запретили». Более того, когда к хану приехали посланные Карасакалом казахские воины, то «оной Шайбак-хан с приезду моего накрепко мне запрещал, – рассказывал торговец, – чтоб мне не сказывать, что ему Карасакал дядя, тако ж и после предписанных посланцев запрещал, чтобы каракалпакам не сказывать, а ежели де услышу, то де будет тебе смерть». В конце концов, хан поведал Юлдашеву историю жизни своего дяди. Отец Карасакала «Хасян-солтан был в городе Ургенче ханом, только не знаю, – рассказывал Шайбак, – какой ради причины – выгнан ли или сам выехал к калмыцкому хану за Волгу с двумя сыновьями Ишимом да Байбулатом, кой называется ныне Карасакалом». Байбулату в то время было 13 лет. Если допустить, что Карасакал был сыном одного из каракалпакских ханов, то почему же он нападал на своих соплеменников? Тот же Юлдашев сообщал, что он делал это «по приказу тайно показанного Шайбака-хана, ибо от оного Шайбака владения ево некоторые каракалпаки отбыли, а почитают у себя ханом одного беглеца сарта (сарт - название племени) Абдрахмана». Вполне, как нам представляется, возможная вещь. Факты, сообщенные Я. Ялдашевым, подкрепляются показаниями других лиц. Когда в 1740 году султан Барак впервые увидел Карасакала, он сказал, что этот человек, «конечно, не калмык и не кубанец, и может быть из природы каракалпакских ханов», и приказал своим дружинникам наблюдать за ним и пресекать всякие сношения с кем-либо, «дабы де он не мог согласиться с каракалпаками и туда уйти и нам вреда учинить, ибо он хотел прямо ехать в каракалпакскую землю, токмо ево остановили с башкирцами в Киргизской орде». Думается, что есть все основания признать эту версию наиболее приемлемой и правдоподобной. Если Карасакал жил много лет среди волжских калмыков, то, разумеется, он мог сравнительно неплохо овладеть монгольским языком, знал о событиях, происходивших в Джунгарии, и, возможно, даже встречался с подлинным Шоно-батыром. Кроме того, не исключено, что он бывал на Кавказе и в Крыму, общался с мусульманскими народами.

- Ладно, с этим Карасакалом, все ясно, - подключился в разговор мулла Худайбирде, - скажите мне, пожалуйста, почтенные вот вы себя назваетет кайсаками, остальные – казахами. Как это так?

- Я скажу, - Букей ака, видимо, знал ответ на этот вопрос. – Скажу так: у нас в Кахахстане испокон веков жили большие и малые роды. Самыми крупными родовымиобъединениями были кайсаки и киргизы. Кайсаки –выходцы из племени знаменитых саков. Кай+сак означает решительный сак. Русские, а затем за ними остальные почему-то стали называть нас казахами. Так и пошло и мы сами стали себя называть казахами. Что касается киргизов, то они выходцы из кыр огузов, то есть из степных огузов. Есть еще лесные огузы, кёк огузы (небесные огузы) в Причерноморье. Но все это уже история наших предков и я не буду нагружать ваши головы давно прошедшими историями наших родов.

- Рядом с Жузами какие народы живут? – поинтересовался у Букей-ака Худайбирде.

- Скажу так: рядом с казахами живут племена и роды Нугай, Найман, Кирей, Усен, Кангюй, Карлук, Тюргеш, а так же узбекский, туркменский, каракалпакский народы. Все они мусульмане.

- Оказывается, набирается много мусульманкого народа, а мечети хватают, -опять спрсил мулла Худайбирде.

- По строительству мечетов узбеки впереди. Мы – народ кочевой, поэтому мало обращаем внимания на строительство домов Аллаха. Хотя мы верующие, но грамотных мулл почти нет, по вопросам Корана и сунны народ совсем неграмотный. Толком не знают даже пайгамбара Мухаммада. Уважаемый мулла Худайбирде! Пока есть время, расскажи нам о Мухаммеде. Рассказ о нем меня он очень интересует.

- Тогда сойдем с лошадей, присядем, - предложил Илекей-тархан, - и послушаем. Пусть кони отдохнут и щиплют траву, а мы попьем свежего кумыса, которог я захватил.

Все согласились. Мулла Худайбирде начал свой рассказ так:

- О Мухаммед-пайгамбаре не грех вспоминать каждый день. Если бы его не было, быть может, среди нас не распространились бы исламские порядки и не было бы мусульман. Он, как известно, родиля в городе Мекке. Отец- Габдулла из мощного рода Курайшитов, мать – Амина. Отец его, внук Хашима, был мелкий купец и умер до рождения сына. Через шесть лет умерла и мама Мухаммеда — Амина, родом из Медины; она отличалась, по-видимому, чувствительным и нервным темпераментом; своего сына она отдавала на некоторое время в пустыню, на воспитание к бедуинке Халиме.

Сироту принял к себе сперва дед Абдель-Мотталиб, потом дядя Абу-Талиб, человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мальчик вскоре принужден был сам себе зарабатывать хлеб. За скудную плату он нанялся пасти коз и овец мекканцев (занятие, считавшееся низким), да собирал ягоды в пустыне; по целым дням он не видал человеческого лица. На 24-м году жизни Мухаммед поступил на службу к богатой, знатной вдове Хедидже и путешествовал, по ее торговым делам, с караваном в Сирию, сперва погонщиком, потом приказчиком. Пожилой Хедидже юноша понравился до того, что она, даже против воли своего отца, предложила ему свою руку. Брак этот (богатый детьми, из которых сыновья скоро умерли) дал Мухаммеду известный вес в корейшитском обществе и вряд ли был заключен по корыстным расчетам: молодой человек искренно любил свою жену, которая была старше его на 15 лет (когда впоследствии, по смерти Хедиджи, у Мухаммеда было уж много жен, наиболее любимая из них Аиша ни к одной из живых соперниц не ревновала мужа столько, сколько к покойной «беззубой бабе»).

Хедиджа окружила мужа чисто материнским попечением. Освободившись от забот о хлебе насущном, Мухаммед вскоре начал тревожиться иными вопросами — религиозными. Его соплеменники были, собственно, полидемонистами; они населяли всю природу, отдельные местности и дома невидимыми духами, добрыми и злыми, имели идолов, племенных и семейных, с которыми обращались очень фамильярно и чтили их больше по привычке; род арабского пантеона был в храме Мекки. В городах вырабатывали много идолов и продавали бедуинам, но для тех часто было достаточно и простого камня. Мухаммед выступил против поклонения идолам и начал диктовать аяты и суры Корана своим помощникам и стал пайгамбаром.

- Спасибо, дружище! Я понял все из сказанного, - заключил Букей-хан беседу. – От имени всего нашего рода Жагылбайспасибо вам, друзья, за хлеб-соль и кумыс. Нам пришла пора вернуться в свой жяйляу. До скорого свидания!

 

Хан Нурали услышал о том, что роды Жагылбай и Табын приняли в своей земле истяков-башкортов и беглецы устраиваются жить на новом месте. Он, хан, все еще не решился, как быть. Прогнать этих башкир или всех взять в плен и сдать российским властям? Они за это готовы платить большие деньги.

В это время ему доложили, что в сопровождении группы казахов пришли башкиры - истяки и просят приема. Принял он их немедленно, говорил свысока о том, что они без разрешения хана заняли территорию в степи. Отправив сопровождающих казахов, на время арестовал делегацию бурзянцев, посадил их в местную тюрьму до выяснения всех остоятельств, поставил караул. После этого немедля направил своего брата Эрали-султана с группой телохранителей в Оренбург, чтобы получить ответ на вопрос: как быть?

Эрали со своей группой вернулся быстро и вручил старшему брату письмо генерал-губернатора. После прочтения инструкции генерал-губернатора хан Нурали решился открыть военные действия против башкирского рода. Для этого надо было собрать курултай и принять соответсвующее решение. Он был уверен, что курултай представителей всех племен поддержит предложение хана и он немедленно выступит в поход против беглых башкир. Несмотря на воззражения представителей рода Жагылбай и Табын курултай разрешил хану открыть военные действия против пришлых людей. Жагылбайцы и табынцы обещали, в случае нападения на башкир, выступить против ханских войск с оружием в руках. Нурали хан знает, что его войско многочисленное и легко преодолеет сопротивление 2-3-х родов. Главное – начать военные действия. Затем необходимо арестовать оставшихся в живых мужчин-башкир и сдать русским. Денег будет столько, сколько захочешь. Скот разделить между аймаками, жен и детей раздать влиятельным людям: султанам, старшинам, батырам в качестве трофея. Пусть живут в рабстве.

Наконец, Нурали-хан смог собрать войско. Прибыло бо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: