Методика воспитательной работы в классе начальной школы




Практические занятия, самостоятельная работа студентов к курсу «Теория воспитания»

Составлено для студентов 1 (ФГОС ППО), 2 курсов 2012 г.

Преподаватель: Михайлова Арина Евгеньевна

 

Практическое занятие 2 (после пед. бестселлера)

Воспитание как общественное явление и как процесс

Семинар.(2 часа)

Подготовка

1.Составить педагогический словарь-кластер: основные понятия в теории воспитания.

2. На примере текстов худож. литературы (2-3 источника); периодики подготовиться к доказательствам устно:

Доказательство 1. Воспитание как процесс присвоения общественных ценностей и социальных норм.Воспитание как формирование системы отношений.

Доказательство 2. Воспитание есть важнейший процесс в жизни человека.

Доказательство 3. Характеристику факторов и условий воспитания очень важно учитывать в процессе и результате воспитания. Педагогические ценности и воспитание.

Практическое занятие 3, 4

Тема: Базовые теории и модели воспитания и развития личности

Примерное содержание темы:

Природа человека как основа воспитания. Базовые теории воспитания. Теория и методика воспитания в гуманистической парадигме. Антропоцентрические и социентрические концепции воспитания. Основные положения личностно–социальной (интегративной) концепции воспитания. Современные концепции воспитания. Системный подход в педагогической теории и практике.

Семинар.(4 часа), см. дополнительно ниже: самост. работа студентов (под заголовком: обратите внимание – это интересно)

Работа в творческих группах (до 3х человек)

Презентации по воспитательным (широко известным, авторским, классическим и современным) системам воспитания детей дошкольного, младшего школьного возраста, психолого-педагогической коррекции (тренинги, воспитывающие ситуации, другое)

Подготовка

1. Письменно: Составить картотеку «Педагогические воспитательные системы для современной практики воспитания дошкольников, младших школьников» не менее 10 источников (автор, воспитательная система, источник).

2. Подготовиться к обсуждению: Личностно-ориентированная модель воспитания. Традиционная модель воспитания.Социально–адаптирующие модели воспитания.Педоцентрическая модель воспитания.Диалоговая модель воспитания.

 

Практическое занятие 5

 

Особенности воспитательного процесса

Тема: Воспитание как целенаправленный процесс

Примерное содержание темы

Цели воспитания. Источники формирования целей воспитания. Проектирование целей. Содержательные характеристики целей воспитания. Экспертиза воспитательных целей. Критерии оценки результата воспитательного процесса.

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Вопросы к обсуждению:

Записи в тетради:

· Исторический характер целей воспитания (примеры из разных источников: учебники, другое).

· Цели и задачи гуманистического воспитания.

· Составные части развитой личности, базовая культура личности.

 

Практическое занятие 6

Тема: Методы воспитания

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Подготовиться к контрольному блиц-опросу по методам воспитания

Вопросы к обсуждению:

Работа с учебниками разные подходы к классификации методов воспитания:

· Понятие о методах воспитания.

· Методы убеждений.

· Методы упражнений (приучений).

· Методы стимулирования деятельности.

· Методы самовоспитания.

 

Практическое занятие 7

 

Тема: Содержание воспитательного процесса

 

Примерное содержание темы

Понятие «содержание воспитательного процесса». Структура содержания воспитания. Источники и универсальные единицы содержания воспитания. Уровни представления содержания воспитания. Построение содержания воспитательной деятельности. Национальное своеобразие воспитания.

Семинар.(2 часа)

Подготовка

1. Портфолио по теории воспитания: интернет-ресурсы, источники (со сносками на ресурс): Программа воспитания в воспитательном процессе.

2. Обсуждаем:

Возрастные модификации программ воспитания?

Сферы воспитания как понятие?

Воспитанность как продукт программного воспитания. Что такое воспитанность?

Диагностики воспитанности?

 

Практическое занятие 8

Тема: Мировоззрение

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Изучить вопрос самостоятельно и подготовиться к сообщениям и обсуждению:


1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения.
3. Процесс формирования мировоззрения.


Практическое занятие 9

Тема: Коллектив и личность (тема проверяется письменно)

Семинар.(2 часа)

Подготовка

Изучить вопрос самостоятельно, материалы в портфолио по плану:
1. Понятие о коллективе.
2. Стадии развития коллектива.
3. Структура детского коллектива.
4. Принципы развития коллектива.
5. Развитие личности в коллективе.
6. Методика воспитательной работы.


Практическое занятие 9, 10

Методика воспитательной работы в классе начальной школы

Семинар.(4 часа)

Подготовка

В портфолио

Разработать КТД, классный час, проект, воспитывающую беседу, родительское собрание по проблемам воспитания, воспитательное мероприятие любого другого методического содержания. 1 мероприятие на защиту (можно в группах на 2х человек).

2. Разработать план воспитательной работы в классе.


Литература
1. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 1. Теория воспитания: (конспект лекций). Майкоп, 1998.
2. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 2. Процесс воспитания. М., 1999.
3. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000.
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4-е. М.: Академия, 2008.
7. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. М.: Академия, 2007.
8. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4-е. М.: Академия, 2008.
10. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004.

11. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. М., 1996.
12. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: