ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД




 

Современная образовательная система определяет одной из важнейших воспитательных задач развитие нравственности. Формирование нравственных качеств является важной составляющей в становлении личности наряду с раскрытием творческого потенциала и индивидуальных качеств учащихся. Необходимость педагогического воздействия обусловлена тем, что одна лишь передача знаний по конкретным учебным дисциплинам не способствует воспитанию нравственно богатой личности, но личный пример поможет воспитаннику проявить себя и успешно социализироваться.

Дальнейшее исследование форм нравственно-эстетического воспитания требует ознакомления с основными понятиями, такими как воспитание, нравственность и эстетика, что поможет лучше ориентироваться в изучаемой области.

Согласно мнению Г. С. Абрамовой, воспитание есть «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности» [1, с. 49]. Понимать воспитание можно как процесс и как результат, но независимо от целей воспитания, важнейшими являются именно пути их достижения, а педагогика, как наука о воспитании [18, с. 340], представляет множество отдельных воспитательных парадигм, применимых в разных условиях. Говоря о процессе воспитания, мы понимаем его как формирование особых отношений индивида и социума, а результатом воспитания является личность. Таким образом, смысл воспитания – это создание личности, как гармоничной части социальной среды, тогда воспитание нравственное – формирование нравственно цельной личности [1, с. 103]. В нравственном воспитании выделяют следующие направления: моральное, этическое, патриотическое, национальное, экологическое и политическое. Успешное нравственное воспитание характеризуется выражением переживаний о связи индивида и социума, а также теми аспектами окружающего мира, за которые личность несёт ответственность исходя из собственных убеждений. Выделяют несколько уровней, определяющих сформированность нравственных качеств: до-моральный (связан с формой послушания), конвенциальный (определяется желанием соответствовать какой-либо референтной группе) и автономный (личные убеждения) [19, с. 74].

Среди отечественных педагогов тему нравственного воспитания изучали В. В. Розанов, М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, С. А. Рачинский и др. Основателем теории нравственного воспитания детей является К. Д. Ушинский, который выдвинул идею народности воспитания – признание народной творческой силы в формировании исторического процесса; он также выступал за единение форм обучения и воспитания, где педагог являлся примером для ученика. Нравственное воспитание, как считал К. Д. Ушинский, это ключевой фактор развития личности: «воспитание, которому остаётся только развивать благородную и добрую натуру, совершает своё дело легко, скоро и создаёт почти без труда прекрасный, цельный и вместе с тем сильный характер» [28, с. 309].

Одним из ключевых аспектов гармоничного воспитания является тесная связь его компонентов, так, эстетическая основа вносит неоценимый вклад в формирование всех качеств нравственного развития с позиции раскрытия творческого потенциала индивида. В. П. Осгорский в своих сочинениях определяет эстетическое воспитание как «интерес и вкус к жизни, способность находить в ней наслаждения в созерцании изящного в искусстве и в людях, стремление к самоусовершенствованию и совершению благородных поступков, которые составляли бы внутреннюю потребность и то же наслаждение» [17, с. 79]. Искусство, как основная форма творческого выражения, представляет собой главное средство эстетического воспитания, а тесную связь эстетического и нравственного воспитания мы можем рассмотреть на примере эстетических и этических переживаний: радость победы схожа с творческим успехом, а неприятие безнравственных поступков напоминает нам отторжение безобразных форм искусства. Опираясь на представление об основных направлениях нравственного воспитания, мы также можем провести параллель с воспитанием эстетическим: глубокое переживание различных чувств влияет на становление моральной стороны индивида; искусство прививает любовь к природе и отечеству, что является сущностью патриотического и экологического воспитания; знакомство с жанровой живописью, исторической литературой и пр. влияет на самосознание человека, определение его роли в социуме и формировании собственных убеждений, что в дальнейшем сказывается на его политическом воспитании; трудовая направленность характеризуется созданием и украшением тех или иных предметов материального пользования. В. А. Сухомлинский писал о трудовом воспитании следующее: «Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но, прежде всего, то, что он создаёт» [25, с. 167]. В рассмотрении трудовой составляющей воспитания А. В. Луначарский так же обращался к эстетическим основам, поскольку видел в них не «детское искусство», а целенаправленное развитие всех органов чувств человека.

Говоря о формировании всех указанных качеств, нравственно-эстетическом воспитании в рамках общеобразовательной школы, мы можем выявить те планируемые результаты обучения на уроках изобразительного искусства, которые являются залогом успешного воспитания подростка:

1. Личностные результаты: формирование ценностных ориентиров в сфере ИЗО, воспитание уважения к своему и чужому творческому труду, развитие самостоятельности в решении творческих задач, формирование духовно-эстетических потребностей, овладение техническими элементами изображения, формирование собственной эстетической позиции и взглядов, навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе;

2. Предметные результаты: формирование представлений о роли искусства в развитии личности, ознакомление и усвоение средств выразительности в искусстве, ознакомление с широким спектром искусствоведческой терминологии, ознакомление с достижениями отечественной и мировой художественной культуры, формирование представления о роли ИКТ в изобразительном искусстве;

3. Метапредметные результаты обусловлены формированием ряда универсальных учебных действий и особыми связями дисциплин (от геометрии до технологии и даже физической культуры).

Рассмотрев основные учебные результаты по дисциплине «изобразительное искусство», мы можем определить УУД, необходимые для полноценного нравственного и эстетического воспитания.

1. Регулятивные УУД: проговаривать план выполнения учебных действий, учиться работать по представленному плану, учиться определять верность и ошибочность выполнения задания, учиться характеризовать работу класса с позиции эмоционального оценивания;

2. Познавательные УУД: отличать информацию новую от информации уже известной, ориентироваться в источниках информации, находить новые знания с опорой на собственный жизненный опыт и доступные источники информации, делать выводы в результате индивидуальной и групповой работы, сравнивать и анализировать произведения изобразительного искусства, самостоятельно прорабатывать имеющиеся творческие задачи, соотносить и преобразовывать разные формы информации;

3. Коммуникативные УУД: понимать и использовать терминологический язык изобразительного искусства, озвучивать свою позицию по рассматриваемому вопросу, оформлять свои мысли устно и письменно в соответствии с нормами языка, уметь воспринимать речь других учащихся и педагога, уметь договариваться о правилах поведения на уроке ИЗО, уметь работать в группе по озвученной договорённости, уметь планировать творческую работу, уметь распределять деятельность работы в группах, целеполагание и следование заданному алгоритму в своей части работы, умение ролевого общения в группе.

Формирование указанных качеств учащегося требует особого подхода к определению методов нравственно-эстетического воспитания, которые мы обозначим в данном исследовании:

1. Наблюдение (изучение природы, репродукций, произведений искусства и пр.);

2. Беседы и рассказы (знакомство учащегося с нормами морали и нравственности, ознакомление с эстетической компонентой и формирование его собственных взглядов и мнений посредством участия в беседе);

3. Развитие самостоятельности (посредством выполнения поставленных творческих задач);

4. Включение учащегося в трудовую деятельность (профориентация в рамках изучения искусства, формирование уважения и внимания к собственному и чужому труду).

На примере программы Т. Я. Шпикаловой по изобразительному искусству за 2013 г. мы можем выявить все указанные формы нравственно-эстетического воспитания подростков, как то: активное использование наглядных материалов (репродукций, таблиц, раздаточного материала), включение в систему знаний подростка широкого спектра информации по изобразительному искусству посредством диалогической формы общения, самостоятельность в выполнении поставленных педагогом творческих задач, профориентационная направленность изучаемых тем (рассмотрение перспективы в рамках устройства интерьера). Таким образом, мы можем прийти к выводу, что воспитание нравственных и эстетических качеств учащихся средней школы активно происходит в рамках изучения дисциплины по изобразительному искусству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: