ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ ИСПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ ЖАНРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ




 

Завершающей частью исследования является составление общей характеристики методологической составляющей при обучении учащихся основным техническим компонентам исполнения живописных жанровых композиций с учетом передачи световоздушной среды. Ранее нами были охарактеризованы понятия компонентов изобразительной среды и жанровой живописи, а также основные методы обучения на уроках ИЗО в средней школе, однако дальнейшее раскрытие темы ставит необходимостью освещения предмета композиции.

Волков характеризует композицию следующим образом: «Композиция – главная форма произведения искусства» [29, с. 109], а В. А. Фаворский пишет следующее: «одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное … приведение к цельности зрительного образа будет композицией» [29, с. 109]. Можно прийти к заключению, что композиция является итогом рисунка и живописи, обусловленным содержанием и конкретной формой пространственного решения. Создание жанровых композиций на уроках изобразительного искусства является важным шагом в развитии изобразительных навыков учащихся, а потому методы обучения, сопутствующие её созданию, определяют важный аспект во всём учебном процессе в рамках данной дисциплины. Основываясь на методах, выявленных нам ранее, рассмотрим все необходимые приёмы и технические элементы внутри воспитательных форм.

1. Наблюдение, как ведущий метод наглядного обучения.

К данному методу относится изучение натуры, репродукций произведений искусства, наглядных материалов и таблиц, схем, предусмотренных образовательной программой предметов (натюрморты, поделки и т.д.), Натура здесь понимается как предмет или явление, передаваемое в творческой деятельности посредством зрительного изучения. Данный метод крайне полезен при изучении технических основ передачи световоздушной среды, поскольку именно наблюдение позволяет в широкой мере воспринять как перспективные основы построения картинного пространства, так и прочувствовать характер того или иного времени года, суток, отразить в работе погоду и её основными элементами (ветреность, сырость, снегопад и т.д.). Процесс наблюдение формирует у учащихся зрительный образ, который, оставаясь в памяти, накладывается на общие представления о задаче в процессе работы. Изучение репродукций голландских художников XVII в., как основателей жанровой композиции, позволит учащимся почерпнуть опыт мастеров прошлых лет и наиболее точно визуализировать ожидаемый результат своей творческой деятельности. Примеры работ голландских мастеров XVII – XIX вв. так же будут полезны в качестве пособия по устройству средового пространства картины, а схемы и таблицы станут нишей в формировании знаний в области перспективного построения. К данному методу можно отнести различные ИКТ: презентации по теме, видеоролики и пр.

2. Беседы и рассказы, как форма словесного обучения.

К данному разделу относятся беседы с классом (диалогическая форма, лекционная и др.), рекомендации педагога в начале и в конце урока или развития отдельной творческой работы, различные словесные художественные образы (описание). Беседа предполагает краткость и ёмкость, что обуславливает необходимость её связи с иными методами – начальная или последующая демонстрация материалов по теме позволит освежить существующий у обучающихся визуальный образ, который после сможет расшириться и окрепнуть. В изучении указанной темы будут полезны беседы с классом на искусствоведческие темы: история голландской живописи, изучение отдельных авторов (Исаак и Адрин ван Остаде, Давид Тенирс Младший, Ян ван Дейк, Георг Хендрик Брейтнер, Исаак Израелс и др.) и введение в теорию жанров в изобразительном искусстве. Словесное воспроизведение педагогом этапов работы по созданию композиции, её развития и построения картинной среды сыграет весомую роль в творческом развитии учащихся. Важно отдельно отметить в беседе возникающие в процессе обучения трудности и пути их решения.

3. Развитие самостоятельности посредством индивидуального выполнения творческой работы или работы в группах – практические методы.

Выполнение творческих работ – ключевая часть уроков изобразительного искусства, поскольку именно эта форма деятельности в большей мере раскрывает творческий потенциал ребёнка. Важно учесть, не все модели работы будут одинаково и положительно приняты учащимися подросткового возраста – они нацелены на себя и свою референтную группу, претерпевают чувство «взрослости» и нередко оценивают окружающую обстановку с негативной позиции. Полезными окажутся групповые проектные работы (создание плакатов, презентаций), а также темы, способствующие максимальному самовыражению. Создание жанровой композиции как нельзя лучше подходит для описания подростком собственных будней, а свободный выбор изобразительного материала позволит определить творческую направленность ребёнка. В качестве методов поощрения учащихся можно вовлекать в выставочную деятельность,

К традиционным методам исполнения можно отнести набросочную работу, конструктивный рисунок, поэтапную многослойную живописную проработку. Среди нетрадиционных можно выделить формы декоративного творчества: батик, нанесение красок на мокрый лист, рисование руками, применение различных материалов в творчестве (соль, скотч, клей, мастихин, игла и пр.). Широкий спектр доступных возможностей позволит ученику не только в полной мере продемонстрировать свои знания по теме, но и раскрыть весь спектр своих творческих возможностей.

4. Методы включения в трудовую деятельность.

Для подросткового периода одним из доминирующих интересов становится определение своего места в социуме, частью чего можно выделить профориентационную направленность обучения. Изобразительное искусство в данном аспекте обладает особой широтой взглядов, поскольку тесно связано с другими предметами и охватывает множество сфер человеческой деятельности. Например, изучение курса перспективы тесно связано с черчением и геометрией, а в профессиональной сфере охватывает направления от интерьера до строительства и архитектуры. Жанровая композиция может быть приурочена к какому-либо виду деятельности, а предварительный сбор информации по теме позволит ученику углубиться в сферу той или иной деятельности. Данный раздел изобразительного искусства отвечает актуальным потребностям учеников в профориентации.

Организация школьных выставок будет способствовать развитию в учениках уважения к своему и чужому труду.

Таким образом, методологическая составляющая по теме создания жанровой композиции и отработки технических аспектов построения картинного пространства охватывает широкий спектр воспитательных задач и имеет возможность варьирования приёмов и способов преподавания. Важную роль в данной теме стоит отвести беседе и выявлению проблемных вопросов, поскольку основополагающие технические составляющие должны быть в полной мере сформированы в образном мышлении ученика. Необходимая свобода творчества способствует углубленному самопознанию и раскрытию творческого потенциала.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание картинного пространства – один из важнейших конструктивных компонентов изобразительного искусства. Благодаря передаче эффекта глубины, художник добивается особой многомерности, открывает возможности в развитии реалистического искусства. Перспективу, как элемент пространственного изображения, начали использовать ещё в V веке древнегреческие художники, а её дальнейшее развитие активно наблюдалась во многих европейских странах. Иной элемент – средовой – получает широкое развитие в творчестве голландских художников XVIII – XIX вв., где развивается и трансформируется в соответствии с новыми художественными взглядами. Единение этих компонентов является одним из ключевых аспектов построения картинной плоскости, изучение которых – важная часть в области изобразительного искусства.

Образование по предмету изобразительного искусства в рамках ФГОС также предполагает изучение указанных областей, однако осуществляет его в тесной связи с эстетически-нравственным воспитанием. Данная форма воспитания предполагает внедрение методов наблюдения, бесед, выполнения самостоятельных творческих работ и внедрения в трудовую деятельность. В программе Т. Я. Шпикаловой по ИЗО для 7 классов (2013 г.) отчетливо прослеживается соблюдение данных воспитательных норм, что говорит о высоком уровне подготовки и социализации обучающихся.

Возможное разнообразие приёмов преподавания технических аспектов изучаемой темы в первую очередь связано с характерными возрастными особенностями учащихся средней школы. Внимание к личности ученика, её гармоничному развитию, выражается в широкой свободе творчества, активной профориентационной направленности и возможной выставочной деятельности.

Существующие условия образования способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся и успешному усвоению технических элементов изобразительного искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Абрамова Т.С. Практическая психология./ Учебник для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 49 - 103.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте серия: Мастера психологии. СПб: Педагогика, 2008. 302 с.

3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: АСТ, 2004. 368 с.

4. Войчук М. Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Их особенности. [Электронный ресурс]. URL: https://alpha-parent­ing.ru/2013/09/12/vo­zrastnyie-osobennost­i-razvitiya-ponyatie­-o-krizisah-i-stabil­nyih-periodah-ih-oso­bennosti/ (дата обращения: 03.04.2018).

5. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986. 63 с.

6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. М.: Педагогика, 1984. 262 с.

7. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 195 с.

8. История искусства зарубежных стран XVII - XVIII веков. Учебник. 2-е изд. / под. ред. В. И. Раздольской. М.: Изобраз. искусство, 1988. 512 с.

9. Кортунова Н. Как читать и понимать живопись. М.: АСТ, 2017 г. 141 с.

10. Костыря М. Малые Голландцы. Поэзия повседневности. М.: Аврора, 2002. 64 с.

11. Крейн У., Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с

12. Кризис подросткового возраста [Электронный ресурс]. URL: https://gym1563v.msk­obr.ru/obrazovanie/s­tranica_shkol_nogo_p­sihologa/krizis_podr­ostkovogo_vozrasta_r­ekomendacii_psiholog­a_roditelyam/ (дата обращения: 03.04.2018).

13. Куренной В. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999. С. 7 – 75.

14. Мухина В.С.Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. 288 с.

15. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 72 с.

16. Осмульская П. Без/корыстное критическое искусство, без/критичное современное искусство [Электронный ресурс]. URL: https://novpol.org/­ru/B1ZKXKCzb/Bezkory­stnoe-kriticheskoe-i­skusstvo-bezkritichn­oe-sovremennoe-iskus­stvo (дата обращения: 02.04.2018).

17. Острогорский В.П. Письма об эстетически-литературном образовании // Вестник воспитания №5. М.: т-во И.Д. Сытина,1890. 79 с.

18. Педагогика // Большой Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 340 с.

19. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. М.: Академический Проект, 2006. 74 с.

20. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 – 8 кл. – 4-е изд., стереотип. / под. ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Дрофа, 2002. 55 с.

21. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. 289 с.

22. Рефлексия Философия: энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 174 с.

23. Самин Д. К. 100 великих художников. М.: Вече, 2014. 240 с.

24. Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV - XVII веков: реальность и символика. М.: Изобразительное искусство, 1994. 290 с.

25. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 167 с.

26. Томпсон, Д.Н., Хоган, Дж. Д., Кларк П.М. Психология развития в исторической перспективе. Соединенное Королевство: Blackwell, 2012. 203 с.

27. Торшилова Е.М., Тубельский А., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. 180 с.

28. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1990. 309 с.

29. Фаворский В. А. О композиции. М.: Искусство, 1933. 109 с.

30. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки­.рф/документы/336 (дата обращения: 16.04.2018).

31. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consulta­nt.ru/document/cons_­doc_LAW_140174 (дата обращения: 17.04.2018).

32. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях М.: Прогресс, 1993. 106 с.

33. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 12 с

34. Шпикалова Т. Я., Ершова Е. В., Поровская А. Г. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцие Т. Я. Шпикаловой. 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под. ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2012.

35. Шпикалова Т. Я., Ершова Е. В., Поровская А. Г. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / под. ред. Т. Я. Шпикаловой. М. Просвещение, 2013.

36. Isaac Israels [Электронный ресурс]. URL: https://www.rehs.com­/Isaac_Israels_Bio.h­tml (дата обращения: 10.04.2018).

37. Sowa J.. Stosowane sztuki spoleczne: od syulakrum do aktywizmu. Obieg, 2007. 29 с.

38. Taco Dibbits. Caravaggio, die Utrechter Caravaggisten und der junge Rembrandt. In: Ausstellungskatalog­Rembrandt und Caravaggio. Rijksmuseum и Van Gogh Museum, 2006. 83 с.

39. William T., Die Seele des Kindes: Beobachungen ber die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren. Лейпциг: Грибен, 1882. 83 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

План урока изучения нового материала

1 урок

1. Ф.И.О. учителя: Недорезова Полина Андреевна
2. Класс: 7 класс Предмет: Изобразительное искусство
3. Тема урока: « Бытовой жанр в голландском изобразительном искусстве: от импрессионистов до малых голландцев».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала
5. Цель урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, расширение знаний в области истории искусства.
6.Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства Голландии XVII – XIX вв.
Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения; рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса; развитие познавательных интересов учащихся.
Воспитательные:Подойти к выводу о необходимости сохранения шедевров изобразительного искусства, их значимости в современном мире.

7. Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Овладение первичным понятийным аппаратом изобразительного искусства за счет диалогического метода общения с педагогом, готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нидерландов.

Метапредметные:

ПУУД: формирование зрительного образа изучаемого объекта благодаря работе с наглядным материалом (презентация), уметь устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, умение структуризировать знания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности, анализировать объекты с целью выделения признаков.

ЛУУД: умение находить нужную информацию в процессе обсуждения темы с классом и педагогом, преобразовывать информацию в соответствии с решаемой задачей, умение вести диалог на основе равноправных отношений, устойчивый познавательный интерес, умение организации индивидуальной работы по теме, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивание собственной роли в учебном процессе, умение организации индивидуальной работы (подготовка рабочего места, самостоятельная работа над образным анализом), устанавливать причинно-следственные связи, умение структурировать знания на заключающем этапе урока.

РУУД: осуществлять самоконтроль, целеполагание; умение анализировать и делать выводы, умение выделять главное и второстепенное в ходе работы с презентацией, работать по плану, сверяясь с целью, поиск и выделение необходимой информации, оценивать степень и способы достижения цели в ходе выполнения самостоятельной работы по теме, контроль, оценка, коррекция знаний, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, определение верной и необходимой последовательности урочной деятельности, высказывание предположений касаемо заданной темы в процессе диалога с учителем.

КУУД: слушать и понимать речь других, уметь достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в форме диалогического общения с классом и педагогом, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей, излагать свое мнение в монологе, аргументируя его, подтверждая фактами, владение монологической формами речи, умение высказывать свои предположения о моментах затруднения понимания собственных действий в рамках новой формы проведения урока – изучения нового материала, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.


 

Этап урока Время Цель Содержание учебного материала Деятельность учителя УУД Активные приёмы обучения, направленные на:
1.Мотивации (самоопределения учебной деятельности) 2 мин. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. - 1.Приветствие. 2.Проверка готовности к началу урока. 3.Представление учителя и знакомство с классом. 4.Представление требований к организации деятельности на уроке. 5. Представление требований к наличию необходимого предметного материала (бумага, краски и т.д.). ЛУУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений; устойчивый познавательный интерес, умение организации индивидуальной работы. КУУД: слушать и понимать речь других, умение высказывать свои предположения о моментах затруднения понимания собственных действий в рамках новой формы проведения урока. Организации деятельности на уроке (рабочее место)
2. Актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 6 мин. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Предварительный показ презентации на тему культурного наследия Нидерландов. Демонстрация картин и фотографий музеев, архитектурных сооружений, музыка. Вопрос: Что интересного вы сейчас увидели? Знакомо ли вам что-нибудь из увиденного? Как вы думаете, какая тема урока? Воспроизведение учебного интерактивного материала, организация первичного группового анализа. ПУУД: строить логически обоснованные рассуждения, умение структуризировать знания; ЛУУД: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, умение структурировать знания; РУУД: умение выделять главное и второстепенное, формулировка первичных понятий; КУУД: слушать и понимать речь других, уметь достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.   Диалог, проблемные вопросы
3. Выявление места и причины затруднения 5 мин. организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.   Проблемная ситуация – Чем отличаются увиденные вам картины, а в чём их главное сходство?   Учитель предлагает учащимся придумать ситуацию для собственной картины в бытовом жанре. Способствовать созданию ситуации затруднения. ПУУД: формирование зрительного образа изучаемого объекта; ЛУУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; РУУД: работать по плану, сверяясь с целью, поиск и выделение необходимой информации; КУУД: использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей; излагать свое мнение в монологе, аргументируя его, подтверждая фактами. Диалог, проблемная ситуация  
4. Постановка цели и задач урока 2 мин. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.   - Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися, корректировка методов работы.   РУУД: определение верной и необходимой последовательности урочной деятельности; высказывание предположений касаемо заданной темы в процессе диалога с учителем; целеполагание, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; КУУД: слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Целеполагание
5. Реализация построенного проекта 20 мин. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Учитель делит ребят на две группы: голландские художники XVII и XIX вв. В форме диалоги проводит сравнительный анализ и выявляет основные различия искусства указанного времени, проводит параллель с современным общественным устройством. Знакомство с нидерландской философией и особенностями религиозных различий нидерландских республик. Проверяет и дополняет знания в области жанровой живописи. В презентации транслируется видеозапись (Rijksmuseum_12) с работами коллекции Рейксмузея. На основе полученных знаний учитель предлагает ещё раз обратиться к образу бытовой композиции, воплощая её с учетом особенностей временного периода для группы. Просмотр итоговых работ, совместная оценка. Организует самостоятельную работу с учебным материалом. Создаёт ситуацию успеха. Организовывает оценку учащимися своих работ. ЛУУД: уметь преобразовывать в информацию в соответствии с решаемой задачей, РУУД: осуществляют самоконтроль, работать по плану, сверяясь с целью, поиск и выделение необходимой информации, оценивать степень и способы достижения цели; КУУД: слушать и понимать речь других, умение вести диалог.   Диалог Самостоятельная работа Самооценка Коллективная оценка
6. Закрепление первичное с проговариванием во внешней речи 5 мин. Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Беседа с учащимися. — Что же вы нового узнали на уроке? — Поделитесь своими впечатлениями, которые произвели на вас достижения искусства Голландии? —Хотелось бы вам поближе познакомиться с шедеврами голландских художников? —Как это возможно? Предлагает учащимся посетить виртуальную экскурсию. Организует усвоение способов деятельности по образцу (эталону). Организует самопроверку. Организует самооценку. Учитель помогает ученикам выстраивать цепочку правильных ответов.   ПУУД: умение обобщать, анализировать, делать выводы; ЛУУД: адекватная оценка своей деятельности; РУУД: коррекция знаний, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; КУУД: уметь выстраивать диалогическую форму речи.   Диалог Проблемные вопросы Повторение изученного материала
7. Включение в систему знаний 3 мин. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Д.З: составить коллаж из семейных и школьных фотографий, подходящий к образу увиденных бытовых сцен.   Учитель использует метод «Моя корзина знаний» - Что увидел? - Что услышал? -Что понравилось?   ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения, умение структуризировать знания; ЛУУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; оценивание собственной роли в учебном процессе; КУУД: уметь высказывать свои мысли письменно и устно в соответствии с нормами речи. Диалог  
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке 2 мин. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 5 баллов - полностью доволен своей работой 4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу 3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков 2 балла – не доволен совершенно 1 балла – не могу оценить свою работу Организация работы учащихся по заполнению индивидуальной карты урока. ПУУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; анализировать объекты с целью выделения признаков; ЛУУД: адекватная оценка своей деятельности и деятельности других учеников; РУУД: умение анализировать; КУУД: уметь высказывать свои мысли письменно и устно в соответствии с нормами речи. Рефлексия Самооценка

 

 


План урока применения знаний и умений
2 урок

1. Ф.И.О. учителя: Недорезова Полина Андреевна

2. Класс: 7 класс Предмет: Изобразительное искусство

3. Тема урока: "Бытовой жанр в голландском изобразительном искусстве: от импрессионистов до малых голландцев».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: Урок применения знаний и умений

5. Цель урока:

Деятельностная цель: применение учащимися навыков новых способов действий.

Содержательная цель: актуализация изученного материала в области голландской живописи XVII – XIX вв, применение знаний и формирование навыков технического исполнения элементов изобразительного искусства.

6. Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства Голландии XVII – XIX вв; ознакомить учащихся с техникой исполнения живописных произведений бытового жанра на примере голландского искусства XVII – XIX вв.

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом; работы с различными изобразительными материалами; на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения; развитие познавательных интересов учащихся.

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости сохранения шедевров изобразительного искусства, их значимости в современном мире.

7. Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Овладение первичным понятийным аппаратом изобразительного искусства (голландского искусства в частности) в ходе беседы с педагогом. Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нидерландов.

Метапредметные:

 

ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи в ходе этапа целеполагания, обобщать, умение структурировать знания в ходе беседы с учителем, анализировать объекты с целью выделения признаков на примере рассмотрения учебной презентации, составлять целое из частей, актуализация и анализ ранее изученного материала, умение применить его на практике, формирование зрительного образа изучаемого объекта, делать выводы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности;

ЛУУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений, устойчивый познавательный интерес, умение организации индивидуальной работы в ходе подготовки индивидуального рабочего места и создания живописной копии, умение находить нужную информацию и преобразовывать её в соответствии с решаемой задачей, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности в ходе итогового просмотра выполненных работ, адекватная оценка своей деятельности, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

РУУД: уметь работать с описательным характером изобразительного материала, умение выделять главные и второстепенные особенности, определение верной и необходимой последовательности урочной деятельности; высказывание предположений касаемо заданной темы в процессе диалога с учителем, целеполагание, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки, умение анализировать;
КУУД: внимание к речи других учащихся, её понимание, включение в процесс совместного установления правил поведения в урочное время, следование им, полное выражение своих мыслей в соответствии с правилами общественной коммуникации, выражение собственного мнения на заданную тему, умение строить логически обоснованные рассуждениях, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. оформление собственных мыслей посредством рисунка, изложение своих мыслей в письменной форме в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка.


Этап урока Время Цель Содержание учебного материала Деятельность учителя УУД
1.Мотивации (самоопределения учебной деятельности) 2 мин Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. - 1.Приветствие. 2.Проверка готовности к началу урока. 3.Представление требований к организации деятельности на уроке. 4. Представление требований к наличию необходимого предметного материала (бумага, краски и т.д.). 5. Проверка домашнего задания в форме выставки. ЛУУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений; устойчивый познавательный интерес; умение организации индивидуальной работы. КУУД: внимание к речи других учащихся, её понимание; включение в процесс совместного установления правил поведения в урочное время, следование им; полное выражение своих мыслей в соответствии с правилами общественной коммуникации.  
2. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий 3 мин Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Презентация «Работы Великих Мастеров: художники Голландии».   Демонстрирует классу презентацию на тему «голландские художники», актуализирует знания, полученные учениками ранее. Демонстрирует свою копию картины, просит учеников описать её и выделяет основные аспекты: жанр, стиль, особенности техники. Учит выражать своё мнение и быть внимательным к мнению других.     ЛУУД: умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, умение структурировать знания; анализ объектов с целью выделения признаков; РУУД: работа описательного характера с участием изобразительного материала; умение выделять главные и второстепенные особенности; КУУД: внимание к речи других учащихся, её понимание; выражение собственного мнения на заданную тему; строить логически обоснованные рассуждения;
3. Выявление места и причины затруднения 3 мин Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Интерактивная игра «собери картину» в презентации. Предлагает учащимся «собрать картину» из фрагментов, представленных на слайде. ПУУД: составление целого из частей; актуализация и анализ ранее изученного материала, умение применить его на практике; формирование зрительного образа изучаемого объекта; КУУД: слушать и понимать речь других.
4. Постановка цели и задач урока 2 мин. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. - Учит определять цели и искать возможные пути их достижения, устанавливать необходимые для выполнения работы задачи. РУУД: определение верной и необходимой последовательности урочной деятельности; высказывание предположений касаемо заданной темы в процессе диалога с учителем; целеполагание; выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению; КУУД: слушать и понимать речь других, строить логически обоснованные рассуждения; планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
5. Реализация построенного проекта 30 мин. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Живописная практика, копия работы. Использование раздаточного материала (репродукции картин для копий). Учитель даёт задание классу написать работу на заданную тему с помощью учителя, применяя демонстрируемые им навыки копийной практики. ЛУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ПУУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий РУУД: учиться работать по предложенному учителем (или выработанному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; самоконтроль; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. КУУД: оформление собственных мыслей посредством рисунка;
6. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий 2 мин. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: