Во-первых, идеология – это совокупность знаний, дающих картину общества, объясняющих социальные процессы, происходящие в нем, с точки зрения интересов определенных социальных групп данного общества. Поэтому в идеологии, в отличие от науки, всегда содержится оценка описываемых социальных процессов. Идеология – это всегда оценочное, "заинтересованное", субъективное знание. Об этом свидетельствуют такие его компоненты, как ценностные ориентации, идеалы.
В этой связи значительный познавательный смысл приобретают употребляемые авторами метафоры: идеология – это призма, бинокль, через которые смотрят на мир представители конкретных социальных слоев, классов, чьи интересы выражает данная идеология.
Во-вторых, идеология в отличие от конкретных, частных наук об обществе (социологии, политологии, этики, эстетики, экономической теории) есть комплексная система знаний о нем, т.е. в идеологии содержатся элементы знаний различных гуманитарных наук. Но идеология вместе с тем не содержится в целостном виде в каких-то отдельных книгах и сочинениях. Она как бы "вплавлена" в различные системы гуманитарного знания. В этой связи всегда возникает трудность нахождения информации, называемой "идеологией", которую необходимо распространять в обществе тем или иным субъектам политической деятельности, в каком-либо одном источнике.
На основе вышесказанного необходимо иметь в виду следующее определение идеологии, которое необходимо запомнить студенту.
Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.
Таким образом, та или иная наука об обществе становятся идеологией тогда, когда в ней не только описываются социальные процессы, но и дается их оценка с позиций интересов определенных социальных слоев. Поэтому идеология есть потенциальная форма любого социального знания.
Идеология не является совокупностью однородной информации. Поэтому в ней можно выделить различные компоненты. Проанализируйте различные варианты структурирования идеологии.
I вариант структурирования. Прежде всего, в ней можно выделить систему знаний, дающих картину общества в целом, а также ориентационную подсистему, которая включает совокупность конкретных идей и идеалов, определяющих стратегические цели тех социальных групп, интересы которых отражены в данной идеологии.
При этом следует обратить внимание на главный элемент идеологии – идеи, выяснив содержание данного понятия. Что такое идея как определенная разновидность мысли?
Идея – это мысль, сформулированная в устной или письменной форме, в которой прямо или опосредованно содержится рекомендация, установка на преобразование основ общества, создание идеального общества
II вариант структурирования. Кроме этого, в научной литературе принято вычленять составные части идеологии в виде трех основных ее уровней в зависимости от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию [10, 11].
Первый уровень – теоретико-концептуальный, на которомобосновы-ваются основные идеологические принципы политических движений, форму-лируются идеи, на основе которых можно построить идеальное общество.
Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации.
Третий уровень – обыденный, который проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, включенных в различные формы политической деятельности.
III вариант структурирования. Если иметь в виду содержание тех идей и идеалов, на основе которых выстраивается образ идеального общества, то следует помнить об экономической, политической, социогуманитарной и культурно-исторической частях идеологии:
― Экономическая составляющая - совокупность идей и идеаловотносительно совершенного устройства экономики;
― Политическая составляющая - совокупность идей и иеаловотносительно совершенного устройства политической сферы общества;
― Социогуманитарная составляющая - совокупность идей и идеалов относительно совершенного устройства социальной и духовной сфер общества;
― Культурно-историческая составляющая - совокупность идей и представлений о:
– происхождении и формировании народа, этноса, образующего основу данного государства;
– основных этапах становления национальной государственности;
- месте и роли данного народа в мировом историческом процессе [10, 74].
Обратите внимание на нижеприведенную таблицу, в которой сведены воедино три варианта структурирования идеологии
Структура идеологии
I. | Общая картина общества | Совокупность основных идей | Ценности, идеалы |
II. | Теоретико-концептуальный уровень | ||
Программно-политический уровень | |||
Обыденный (актуализированный уровень) | |||
III. | Культурно-историческая составляющая | ||
Экономическая составляющая | |||
Политическая составляющая | |||
Социогуманитарная составляющая |