Восточно-славянские княжества на территории Беларуси




(IХ – ХIII вв.)

 

На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям. Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник (намесник князя), тысяцкий (командующий ополчением), подвойский (командующий дружиной), ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены.

Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Полномочия князя в основном осуществлялись в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Правом издания новых законов он не владел, заниматься правосудием мог только совместно с членами своего совета и другими должностными лицами. Следовательно, и судебная деятельность князя была также ограничена.

В политической жизни Полоцкого княжества, как и в жизни других славянских земель, важное место занимало вече. Его полноправными участниками признавались только свободные люди. На вечевых сходах решались наиболее важные вопросы: выборы и изгнание князя, раскладка повинностей, назначение и снятие высших должностных лиц, вопросы войны и мира. В компетенции вече находилась законодательная функция власти.

В княжестве имелись постоянные вооруженные силы – дружина. Ее представители являлись советниками князя в осуществлении суда, сбора дани; участвовали в военных походах в качестве военной элиты. В рамках дружины выделялись две основные группы: бояре (старшие дружинники) и дворяне (младшие дружинники).

Структура и компетенции государственных учреждений, права и обязанности представителей различных сословий и социальных групп, земельные, судебно-процессуальные вопросы регулировались нормами обычного права, которые постепенно дополнялись нормами писаного права.

Ряд историков считает, что белорусские государства-княжества нельзя называть абсолютными монархиями, так как власть князя не была абсолютной. Их необходимо считать раннефеодальными ограниченными монархиями.

 

2.2. Великое княжество Литовское (ХIII – ХVI вв.)

 

Белорусско-литовский период отечественной государственности начался в середине ХIII в. Общественный строй ВКЛ был феодальным. Социальная структура общества в основном была представлена феодалами-землевладельцами и феодально-зависимыми крестьянами. Кроме них в городах и селах проживало значительное количество людей, которые считались лично свободными.

Столицей ВКЛ с 1254 по 1323 г. был Новогрудок, а затем Вильня.

Великое княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во главе с великим князем. Власть великих князей имела наследственный характер, но с конца XV в. формируется принцип выборности великих князей Панами Радой и соймом из представителей династии Ягелонов.

Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. В частности, великий князь командовал вооруженными силами, издавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял высший суд в государстве, владел правом законодательной инициативы и т.д.

Однако власть князя не была абсолютной, так как была ограничена таким органом власти как Паны Рада, в состав которой входили верхи феодалов. В ее компетенцию входили вопросы избрания великого князя, обороны государства, обсуждение и принятие законодательных актов, рассмотрение наиболее важных судебных дел и др. Паны Рада соединяла в себе функции исполнительно-распорядительного, законодательного и судебного органа. Одна из ее главных задач заключалась в том, чтобы охранять права магнатов (наиболее крупных феодалов) от покушения на них со стороны монарха.

Значительную роль в политическом устройстве ВКЛ играл также Сойм, в котором заседали представители мелкой и средней шляхты. Однако решения, как правило, принимались великим князем и Панами Радой. Поэтому Сойм скорее был вначале совещательным, а не законодательным органом власти. Во второй половине XVI в. законодательные функции Сойма были расширены: он рассматривал вопрос избрания великого князя, о войне и мире, принимал наиболее важные законодательные акты, назначал новые подати, рассматривал уголовные дела, в которых затрагивались интересы государства. Сойм из всесословного перерос в представительный орган, на заседания которого являлась не вся шляхта, а только ее представители – по два депутата от каждого повета. В работе Сойма также принимали участие католические и православные епископы, игумены монастырей и костелов.

В системе органов государственного управления значительная роль принадлежала высшим должностным лицам:

маршалку земскому – председателю на заседаниях Панов Рады и Сойма, руководителю великокняжеской администрации;

гетману – руководителю вооруженными силами государства;

канцлеру – руководителю канцелярии ВКЛ;

подскрабию – хранителю государственной казны и др.

Государственный строй ВКЛ характеризовался наличием широкой автономии отдельных земель-княжеств: Витебская, Полоцкая, Смоленская и другие земли до конца ХV в. сохраняли свою государственно-правовую обособленность. В XV-XIV вв. княжества были преобразованы в воеводства и поветы, на территории которых местные орган управления имели достаточно широкие полномочия. На территории воеводства административные, хозяйственные, военные и в значительной степени судебные органы возглавлял воевода, который назначался великим князем и Радой пожизненно из числа крупных феодалов ВКЛ. Руководителем администрации в повете был староста, который также назначался великим князем и Панами Радой из числа крупных феодалов. Полномочия его в масштабе повета были близки к полномочиям воеводы, в том числе и в области правосудия.

По организации управления и по характеру зависимости от высших органов власти города в ВКЛ делились на те, которые имели грамоты на Магдебургское право, и те, которые не имели их. Города, получившие Магдебургское право, исключались из юрисдикции администрации воевод и старост, в них создавались органы городского управления (войт, магистрат, сойм, вече, капа) в сочетании с некоторыми элементами самоуправления.

Таким образом, важнейшим направлением развития ВКЛ было постепенное утверждение конституционализма, децентрализации. Великое княжество Литовское на протяжении XIV-XVI вв. эволюционирует от феодальной патриархально-вотчинной монархии, в которой подданные не имеют обозначенных политических прав, к сословно-представительной монархии, которая опирается на принцип совместного управления государством монарха и представителей высших сословий. Государственное подданство в ВКЛ строилось на основе вассалитета, который предполагает взаимные обязательства договаривающихся сторон. При вхождении отдельных земель в состав ВКЛ удельные княжества и отдельные города заключали с великим князем договоры о его высшей власти и сохранении элементов местного самоуправления земель.

До начала XVI ст. в разных частях ВКЛ действовали свои особые нормы обычного и писаного права. В 1529 г. был издан первый Статут ВКЛ – сборник норм права, которое распространялось на всю территорию государства. В нем было проведено разграничение права по отдельным отраслям. Дальнейшее развитие нормы общегосударственного права получили во втором Статуте в 1566 г.

 

2.3. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.)

 

В результате подписания 1 июля 1569 года Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.

Формой государственного правления Речи Посполитой была элективная монархия, при которой глава государства (монарх) получал власть в результате выборов из нескольких кандидатов. Как правило, короли избирались из представителей зарубежных королевских династий. Король выполнял функции руководства административным аппаратом государства, вооруженными силами, осуществления высшего суда, утверждения законодательных актов, назначения чиновников на высшие государственные посты и др.

Власть короля была ограничена Соймом, который состоял из двух палат: Сената и Посольской избы. Сойм осуществлял избрание короля, принимал законы, осуществлял суд по уголовным делам высших чиновников, определял размеры податей и порядок их сбора и др. Значительную роль в системе государственной власти имели соймики, которые представляли собой собрания шляхты определенного повета.

Фактически и юридически ВКЛ сохранило свою государственность, что было закреплено принятием Третьего Литовского Статута (1588 г.), который действовал на территории Беларуси до 1840 г. Статут обязал великого князя сохранять неприкосновенность территории ВКЛ, юридически закрепил государственный статус старобелорусского языка, запретил занимать государственные и духовные должности в княжестве «чужеземцам». Решения сойма Речи Посполитой относительно Великого княжества Литовского оформлялись в особом порядке. Делопроизводство велось в княжестве на старобелорусском языке до конца XVII в. Как символ державы ВКЛ имело свой герб, печатку, систему почетных званий и должностей.

Ряд историков на основании этого считает, что новое государство было конфедерацией ВКЛ и королевства Польши. На территории ВКЛ продолжала функционировать система органов власти, сложившаяся в предшествующий исторический период.

 

 

2.4. Белорусские земли в составе Российской империи
(конец ХVIII в. – 1917 г.)

В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи.

В политико-административном отношении территория Беларуси была разделена на два генерал-губернаторства: Литовское (Виленская, Гродненская и Минская губернии) и Белорусское (Витебская, Могилевская и Смоленская губернии). Высшая власть в них принадлежала генерал-губернаторам, которые наделялись неограниченными полномочиями и подчинялись непосредственно императору. В выполнении своих функций губернские государственные органы опирались на дворянские сословные учреждения – дворянские собрания губернского предводителя дворянства, который в Беларуси по-прежнему назывался маршалком.

Вместе с тем по сравнению с периодом существования Речи Посполитой шляхта в значительной степени потеряла влияние на процессы государственного управления: отменена деятельность Сойма и соймиков.

После присоединения к Российской империи города Беларуси утратили статус, который они имели по Магдебургскому праву. Их сословно-выборные органы – городские магистраты – оказались под сильным контролем губернаторов и подчиненных им чиновников. Судопроизводство переводилось на русский язык, генерал-губернаторы и губернаторы имели право отменять судебные решения. В 1831 г. действие Статута Великого княжества Литовского было ликвидировано в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 г. – в Виленской, Гродненской и Минской. Повсеместно вводилось общероссийское законодательство, и сложившаяся до этого в рамках ВКЛ правовая система вынуждена была приспосабливаться к имперским нормам государственной жизни.

Государственно-политический строй Российской империи определялся как абсолютная монархия. При формировании и функционировании органов государственной власти отсутствовали элементы выборности, открытости и гласности. В государстве практически отсутствовали гражданские и политические права и свободы, господствовал полицейско-бюрократический произвол, сохранялось сословное разделение общества с разными правами и обязательствами для разных слоев общества.

Вместе с тем в рамках данного исторического периода на протяжении XIX и начала XX вв. возрождалась национальная белорусская культура, складывался белорусский литературный язык, началось этнографическое изучение Беларуси, формировалась национальная идея, что свидетельствовало о возвращении белорусов к своим историческим корням.

В конце 1902 - начале 1903 г. предприняты попытки создания первой национальной революционной партии и издания ее органа – газеты «Свобода». В декабре 1903 г. в Вильне состоялся съезд, на котором была создана Белорусская социалистическая громада (БСГ) и утверждена ее программа. В программе БСГ характеризовала себя как социально-политическую организацию белорусского трудового народа.

2.5. Советский период белорусской государственности
(октябрь 1917 г. – август 1991 г.)

 

С падением самодержавия в феврале 1917 г., распадом Российской империи и переходом власти от Временного правительства к Советам в октябре 1917 г. возник вопрос о создании белорусской национальной государственности, который решался в жесткой идейной борьбе. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи?

Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии.

Провозглашение Белорусской Народной Республики 25 марта 1918 г. произошло в условиях оккупации территории Беларуси германскими войсками в ходе первой мировой войны. Это событие имело определенное значение для истории, так как представляло собой попытку создать первое национальное белорусское государство. Но оно не было подкреплено практическими шагами по созданию институтов государственности: не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Реальное управление территории Беларуси находилось в руках немецкой военной администрации. В юридическом смысле БНР не стала полноценным государством. Причинами этого были отсутствие массовой поддержки национального движения среди белорусского населения, отсутствие единства среди руководства БНР. БНР – это попытка наиболее радикального крыла белорусской интеллигенции осуществить свои мечты, опираясь на внешние силы, не принятая ни широкими массами, ни значительной частью образованной части белорусского этноса. Вместе с тем провозглашение БНР в значительной степени повлияло на изменение национальной политики Советского правительства в Беларуси, оно определенным образом подтолкнуло его к созданию советской белорусской государственности.

Образование БССР (1 января 1919 г.) стало началом реального становления собственно белорусской национальной государственности. Беларусь обрела все основные атрибуты государственности: территорию с четкими границами, органы власти в центре и на местах, развивающуюся систему законодательства.

В феврале 1919 г. на Всебелорусском съезде Советов была принята первая Конституция БССР. В соответствии с ней высшим органом власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами Центральный исполнительный комитет (ЦИК). В Конституции провозглашались гражданские и политические права и свободы трудового народа. Представители бывших эксплуататорских классов и те, кто использовал наемный труд, были лишены избирательных и некоторых других политических прав. Выборы в Советы были непропорциональными, многоступенчатыми и открытыми.

В апреле 1927 на 8 съезде Советов была принята новая Конституция БССР (вторая), которая закрепила факт вхождения БССР в состав СССР и определила права республики самостоятельно принимать конституцию, вносить в нее изменения, создавать высшие органы власти, определять административное деление страны. Высшим органом власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов. Между съездами высшую законодательную васть осществлял Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Советов, исполнительную власть – сформированный им Совет Народных Комссаров (СНК) БССР. Государственными языками были утверждены белорусский, русский, польский и еврейский. Языком межнациональных отношений был определен белорусский язык.

В 1937 году была принята новая третья Конституция БССР. В соответствии с ней высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет БССР, который избирался на 4 года. Он формировал правительство – Совет народных комиссаров БССР. Все высшие и местные органы власти создавались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Были отменены ограничения в избирательном праве для определенных категорий населения. В Конституции провозглашались многочисленные гражданские и политичские права и свободы.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. в соответствии с ней новая (четвертая) Конституция БССР. В сравнении с предыдущими конституциями в ней подчеркивалась руководящая роль КПСС-КПБ в общественно-политической жизни и переход к этапу развитого социлизма.

После окончания второй мировой войны произошло международно-правовое признание БССР.Вклад белорусского народа в победу над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации обеспечил выход белорусского государства на международную арену в когорте стран-основателей Организации Объединённых Наций. БССР была принята в эту организацию вместе с Украинской ССР, что открыло для нее перспективу включения в деятельность ряда специализированных международных организаций: Всемирной организации здоровья (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ), Организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.

И хотя реальный суверенитет БССР в рамках СССР был в определенной степени ограничен в результате утверждения централизованной административной системы, тем не менее впервые в истории белорусского народа была создана передовая для своего времени сеть учреждений образования и науки, государственно-институализированная система профессионального искусства, национальное книгоиздание, массовая пресса, радио, телевидение. Беларусь превратилась из аграрной в индустриальную республику. По образному выражению белорусского политолога О.Буховца «протогосударство» под названием БССР весьма эффективно выполнило роль «кокона», из которого на исходе 1991 г. выпорхнула «бабочка» - Республика Беларусь.

2.6. Белорусская государственность на современном этапе
(август 1991 г. – н. время)

 

Беларусь начала свое существование как независимое государство 25 августа 1991 г., когда был принят Верховным Советом (парламентом) закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР". Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение переименовать БССР в Республику Беларусь. В конце 1991 – начале 1992 гг. был придан статус государственных республиканским министерствам и ведомствам. Была создана самостоятельная белорусская армия. Министерство иностранных дел Беларуси начало работу по установлению дипломатических отношений с другими странами. На протяжении короткого времени Республика Беларусь была признана большинством стран мира.

В 1991-1994 гг. Республика Беларусь представляла собой парламентскую республику. Функционирование государственной власти осуществлялось на основе Конституции 1978 г. с принятыми поправками и дополнениями. Высшим органом законодательной власти являлся Верховный Совет. Ему принадлежало право принятия законов, ратификации международных договоров, контроль над всеми государственными структурами. Председатель Верховного Совета считался главой государства. Верховный Совет формировал правительство республики – Совет Министров (высший орган исполнительной власти) – и осуществлял контроль над ним. Также Верховный Совет формировал состав центральных органов судебной власти: Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда.

15 марта 1994 г. Верховный Совет Беларуси принял новую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь, в соответствии с которой Беларусь объявлялась унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. В Конституции были зафиксированы широкие гражданские и политические права и свободы граждан, провозглашен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Вводилась должность президента, который объявлялся главой государства, он получал права формирования правительство и контроля за основными государственными структурами. Вводился новый орган судебной власти – Конституционный Суд.

На референдуме 24 ноября 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в соответствии с которой был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание), расширены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства.

 

Характеристика структуры современных органов государственной власти Республики Беларусь дана в Модуле 2. п. 6.

Подводя итог изучению вопроса об истории становления белорусской государственности, необходимо помнить, что важно формировать уважительное отношение к отечественной истории. Нельзя считать достойными одни периоды истории и недостойными другие, о которых не следует вспоминать и исследовать их. Какие бы катаклизмы не происходили в прошлом, связь между ним и будущим непрерывна. История – это реальность, нужно ее изучать, извлекать уроки, но при этом уважать как основу, на которой строится сегодняшняя жизнь.

 

Модуль-7

ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

1. Политическая составляющая идеологии белорусского государства. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства

1.4. Конституция Республики Беларусь об основных правах, свободах и обязанностях граждан.

1.5. Республика – форма организации государственной власти в Беларуси.

1.6. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве Республики Беларусь.

2. Экономическая составляющая идеологии белорусского государства. Социально-ориентированная рыночная экономика как стратегия экономического развития Республики Беларусь.

3.Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства.

 

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Приступая к изучению данного вопроса, необходимо помнить, что главным средством юридического закрепления основополагающих идей, ценностей, принципов белорусской национально-государственной идеологии является Конституция страны.

Конституция (лат.constitutio – установление, строение) – основной юридический документ страны, который определяет систему государственной власти и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Правовые нормы, составляющие содержание Конституции, являются первичными по отношению к другим правовым актам государства.

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом (в то время – парламент страны). В ноябре 1996 г. текст Конституции с некоторыми изменениями был вынесен на референдум и одобрен.

Конституция должна быть стабильным документом. Поэтому в тексте Конституции Республики Беларусь определен достаточно сложный порядок ее изменения. Если обычный закон принимается большинством голосов депутатов парламента, то для принятия изменений в Конституции должны проголосовать не менее 2/3 депутатов. Причем разделы I, II, IV, VIII (основы конституционного строя, права и свободы, система государственных органов) могут быть изменены только референдумом.

Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд, который состоит из 12 человек – высококвалифицированных специалистов в области права. Решение принимается большинством голосов и обжалованию не подлежит.

Важно иметь в виду то, что наивысшая ценность белорусского общества и государства – человек, его права и свободы. Права и свободы человека – важнейшая основа конституционного строя.

Правовое закрепление прав и свобод граждан в Конституции Республики Беларусь соответствует основополагающим международным документам в этой области: Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах и др.

Защита государством прав и свобод своих граждан не означает беззащитность других лиц, находящихся на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами наравне с ее гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. К таким законам относится Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Конституция Республики Беларусь определяет принцип равенства всех перед законом и право на равную защиту законных интересов без всякой дискриминации (ст. 22). Вместе с тем закрепляется возможность ограничения прав и свобод в случаях, предусмотренных законом (ст. 23), а именно в интересах:

– национальной безопасности;

– общественного порядка;

– защиты нравственности, здоровья населения;

– прав и свобод других людей.

Права и свободы, изложенные в Конституции Республики Беларусь во II разделе "Общество, личность, государство", делятся на следующие группы:

Личные (гражданские) права:

– на жизнь;

– свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

– защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, сообщений;

– неприкосновенность жилища;

– свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь;

– исповедование любой религии или неисповедование никакой (свобода совести);

– свободу мнений и убеждений и их свободное выражение;

– получение, хранение и распространение достоверной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей среды.

Политические права:

– на свободу собраний, митингов, уличных шествий;

– свободу объединения в общественные организации, политические партии;

– участие в решении государственных дел;

– право избирать и быть избранными в государственные органы;

– равного доступа к любым должностям в государственных органах;

– право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: