Мистическое знание и опыт – обоснование веры




Мистика (от греч. Mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение сверхчувственного общения и единения с Богом или тайными силами мира. Такое общение оказывается возможным в особом состоянии экстатического Откровения или озарения, когда человек способен воспринимать то, что не доступно обычным органам чувств. Назовем ли мы это появлением «шестого чувства», особой интуицией или попытаемся определить это как-либо еще, но остается фактом, что состояние это невозможно передать словами, его нельзя вызвать у себя произвольно, по собственному желанию, и мистик получает реальнейшее ощущение общения с трансцендентным (т. е. сверхчувственным, потусторонним), которое пытается передать другим как достоверное знание. К области реальной или опытной мистики традиционно относят ясновидение, гадания, астрологию, магию, медиумические и спиритические явления.

Мистическое знание всегда было доступно единицам, эти «посвященные» должны обладать особыми психическими и интеллектуальными способностями, чтобы «видеть» невидимое, им присуща особая тонкость и острота восприятия, они готовы посвятить всю свою жизнь познанию высшего мира.

Неудивительно, что мистическое знание издревле было знанием эзотерическим (от греч. – esoterikos - внутренний), т.е. тайным, скрытым, предназначенным исключительно для посвященных и недоступным широким массам. В противоположность эзотерическому существует экзотерическое знание, которое может быть открыто любому (такова современная система образования и научного знания). Мистическое знание всегда хранили втайне от профанов не только потому, что овладение им требует самоотверженности и недюжинных способностей (не только таланта, но и высоких нравственных качеств), но и из-за возможности использовать его во вред людям, особенно если это знание дает возможность управлять психикой, сознанием человека, вступать в контакт с невидимыми силами мира.

Древнейшим дошедшим до нас памятником мистического знания (мистической философии) являются Упанишады – философские комментарии к священной религиозной книге «Веды» (индуизм). Написаны в VII- V веках до новой эры. Конечно, в этом случае мы имеем дело не с мистицизмом в чистом виде, как практикой богообщения, а с особым родом религиозно-философского познания. При этом общение человеческого Духа с Абсолютом признается существенной основой познания, но придается большое значение его философскому, рациональному осмыслению.

В разных религиях была разработана особая мистическая практика для достижения состояний «измененного сознания», как называют это современные психологи. Используются особые психо-технические приемы, связанные с задержкой или изменением ритма дыхания, специфические неподвижные позы или, наоборот, предельно быстрые движения и специальные танцы с вращениями и наклонами («танцующие дервиши» в суфизме ислама), сосредоточение на священных знаках (символах) и повторение священных формул (молитв, мантр).

Но самое главное, без чего невозможно войти в общение с Богом - это очищение души и ума от всех чувств и мыслей, чтобы мистик мог «впустить в себя Бога», стать проводником его слов. Отсюда проистекает необходимость ухода от мира: монашество, аскетизм, отшельничество. Требуется неустанная работа над собой, чтобы очиститься от естественного эгоизма, страстей и желаний, «умереть для мира». В результате духовного совершенствования монахи, святые обретали дар прозорливости (ясновидения, пророчеств), целительства, способность «читать в душах людей» и давать мудрые советы в самых тяжелых жизненных ситуациях. Как известно, русский православный монах и святой Серафим Саровский (умер в 1833 г.) видел духовными очами – с какой бедой, проблемой пришел к нему человек и давал ему совет, не дожидаясь, пока тот откроет ему свою душу.

Само по себе мистическое состояние, в котором человек общается с высшими силами, доставляет ощущение невыразимого блаженства. Симеон Новый Богослов, христианский святой, живший в X веке, говорил об этом так: «Не пойму – на небе я, или на земле; я с Богом, или Бог во мне». По признанию мистиков, если бы состояние экстатического единения с Богом (или Вселенной – в пантеистических религиях) зависело от самого человека, то он предпочел бы пребывать в таком блаженстве любви, радости и покоя, не возвращаясь к земной жизни.

Однако святых (равно как и шаманов, колдунов - в древности) были единицы, а верили тысячи людей. На чем основывались они, помимо доверия к опыту религиозно одаренных? Как показывает практика, и обычный верующий может ощутить влияние высших сил (Бога) в своей жизни в результате молитвы или совершения таинств, религиозных обрядов. Каждый человек сам может оценить, являются ли какие-то события в его жизни естественными или зависящими от стечения обстоятельств (случайными, как часто говорят) или это никак не могло произойти без особого вмешательства невидимых сил, по его молитве. Не обязательно какие-то зримые вещи, перемены во внешних обстоятельствах, но избавление от мучающих страстей, успокоение и утешение – вот что лучше всего подтвердит человеку истинность его веры. Другое дело, что такое личное духовное видение невозможно передать другим, которые подобного не испытали, не знают. Невозможно поставить эксперимент, невозможно опыт своей духовной жизни сделать достоверным для другого, не верующего. Здесь возможна аналогия с чувством любви: суть ее не объяснишь тому, кто этого не испытал.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какова этимология понятия «религия»?

2. Какие существуют точки зрения на соотношение разных религий и культур?

3. Что такое теософия? Когда она складывается?

4. Дайте определение религии.

5. Что означает понятие «священное»?

6. Дайте определения слов: «сакральный», «мирской», «профанный», «трансцендентный».

7. Что такое вера? Можно ли считать веру бездоказательной?

8. Каковы особенности религиозного опыта?

9. Что такое мистика?

10. Каково значение слов: «эзотерический» и «экзотерический»?

11. Каковы условия достижения мистического знания, богообщения?

 

Литература:

Основная:

1. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение – СПб.: Питер, 2008.

2. Лобазова О. Ф. Религиоведение. Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.

3. Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Основы религиоведения. Учебник для студентов вузов / под ред. И. Н. Яблокова – М.: Высшая школа, 2008.

5. Религиоведение: учеб.пособие для студ. вузов/ под ред. М. М. Шахнович – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

1. Аринин Е. А. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект, 2004.

2. Краткий философский словарь /под ред. А. П. Алексеева – ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.

 

 

ТЕМА II. Раздел 2. Структура религии: религиозное сознание; религиозная деятельность; религиозная организация. Функции религии в обществе. Классификация религий.

Структура религии

Пытаясь понять религию во всем богатстве ее проявлений, мы обнаруживаем, что религия - не однородное образование, структура ее сложна. В теоретическом анализе можно выделить три важнейших компонента: 1. Религиозное сознание (прежде всего вера). 2. Религиозная деятельность (важнейшая - культовая, или просто - культ). 3. Религиозная организация (церковь и др. виды организации). Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Традиционно в религиозном сознании выделяют два уровня: а) религиозная психология; б) религиозная идеология. Говоря о вере, мы рассматривали психологию. В нее можно также включить религиозные чувства и эмоции. Религиозная идеология представляет собой теоретически выстраиваемое учение о Боге: догматы (не подлежащие изменению истины данной религии), богословские теории (например, доказывающие бытие Бога, и истинность данного вероисповедания).

Религиозная деятельность - это прежде всего культовая деятельность (в религиоведении чаще определяется одним словом - «культ»). Что относится к культу? Все действия, которые нацелены на общение с высшим, духовным миром. Это жертвоприношения, камлания (ритуальные действия шаманов по вызыванию духов и т. п.), молитвы, таинства, посты, паломничества и т. д. К предметам культа относятся молитвенные здания (храмы, мечети, синагоги и др.), произведения искусства, используемые в религиозных действах (иконы, музыка, скульптура и т.п.), церковная утварь, облачения священников, идолы и пр.

Существует и внекультовая религиозная деятельность: образовательная, издательская, пропагандистская и т.п.

Религиозная организация - это объединения верующих для

осуществления религиозной деятельности. Существует несколько видов организаций: церковь, деноминация, секта.

Церковь (от греч. kiriake – дом Господень, а также в значении “церковь» древнегреч. название ekklessia - собрание, собирание, сходка) – тип организации, свойственный только христианству. Издревле считалось, что христианство может существовать только в форме церкви. Впрочем, слово «церковь» многозначно, определение ее как типа организации – только одна сторона дела. (Об этом скажем позднее, при рассмотрении христианства). В церковной организации существует установленная система догматов (истин, которые безусловно признаются всеми верующими), разделение верующих на клир (духовенство, которое руководит религиозной деятельностью: совершает церковную службу) и мирян (верующих, живущих «в миру», и приходящих в церковь); среди духовенства установлена жесткая иерархия, централизация управления.

Церковь многочисленна, в ней нет строго фиксированного членства, верующий может приходить в любой храм и участвовать в церковной службе, обрядах-таинствах. Воцерковление (посредством таинства крещения) как правило происходит в младенчестве по желанию родителей. Церковь многочисленна, открыта миру, не пытается увести мирян от их социальной, политической и др. видов деятельности, но она стремится руководить их духовной жизнью, формировать систему нравственных ценностей. Церковь утверждает возможность спасения души (бессмертия) для любого человека, она призвана помогать людям в достижении этой цели.

Секта (от лат.secta – учение, направление, школа) – разновидность религиозной организации, складывающейся в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей, на основе изменения вероучения и культа. Отличительные черты секты: сравнительно небольшое число последователей, добровольное и постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, непримиримость к инакомыслящим, отсутствие деления на священников и мирян, провозглашение равенства всех членов организации в сфере религиозной жизни. Кроме того, следует отметить претензию на исключительность своей роли, доктрины, ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», стремление к духовному возрождению, которое проявляется в строгом соблюдении нравственных и культовых предписаний секты.

Верования сектантов определяются как ересь, они могут подвергаться гонениям и наказаниям (если церковь получает государственную власть), их общение с церковными организациями прекращается. Известные секты: хлысты, мормоны в христианстве.

Стоит отметить, что в тех религиях, где нет жестких догматов и церковной организации, как, например, буддизм и индуизм, множество течений и направлений, называемых сектами, не считаются ложными, мирно сосуществуя между собой, они находят свой путь к истинной вере.

Деноминация (от лат. – denomination – наделение особым именем) – вид церковной организации, который представляет собой нечто среднее между церковью и сектой. От церкви деноминация наследует иерархию в управлении и централизацию руководства, открытость: нет изоляции от социальной жизни и других религиозных объединений; признание возможности возрождения к истинной духовной жизни и спасения души для всех верующих. Общее с сектой заключается в принципе добровольности вступления (при сознательном принятии этих идей) и контролируемости членства, претензии на исключительность своей веры, ее ценностей, а также идея богоизбранничества.

Деноминация - это объединение людей, отступивших от церкви, но не признаваемых еретиками. Из деноминации может сложиться новое вероисповедание. Примером подобной деноминации может служить протестантизм в христианстве.

У религиоведов нет единого мнения по вопросу о том, какой элемент в структуре религии является важнейшим, определяющим. На первый взгляд, это религиозное сознание с ее ядром - верой. О какой религии можно говорить, если нет веры в душе и ясности в представлениях о высших силах, о том, в кого и как верить? Но если человек верит, как часто говорят, «в душе», но не отправляет никакого культа (кроме редких молитв), т.е. практически не общается с Богом, вспоминая о его существовании в редкие минуты горя или радости, можно ли назвать его религиозным в истинном смысле этого слова? Имеет ли он ясное представление об объекте своей веры и о том, как можно ощутить его присутствие? Как уже отмечалось, главное удостоверение веры – в мистическом духовном опыте, но может ли человек получить подобный опыт, если не вступает в постоянное общение с Богом через молитвы, таинства и т. п.? Культовая деятельность (например, общая молитва в церкви или мечети) разогревает чувства людей, следование обрядам и ритуалам своей религии объединяет верующих и также углубляет религиозное чувство. Как человеческие дружба и любовь угасают, если не подкрепляются живым общением, так и любовь к Богу, способность ощущать его присутствие утрачиваются в суете повседневности. Религия, сведенная к личной вере, вырождается в смутные представления, лишается действенности, т.к. утрачивает свою специфику: способность определять образ жизни и поведения человека, вызывать у людей общие и сильные чувства, она становится только мировоззрением.

Мнение об определяющей роли культа в религии отстаивали русские религиозные философы конца XIX – начала XX вв.: священник и философ Павел Флоренский, философ И. А. Ильин и др.

 

Функции религии

Как многообразны формы проявления религии, так же разнообразны, а в чем-то и уникальны, ее функции, роль в жизни социума и отдельного человека.

Но прежде чем подробно разбирать этот вопрос, надо уяснить важнейшую и уникальную роль религии – для каждого человека и общества в целом. Только религия способна справиться с трагическим для любого человека фактом – неизбежностью смерти. Только религия дает надежду на бессмертие, придавая тем самым смысл человеческому стремлению к бесконечному совершенствованию. И если кто-то скажет: «Но ведь эти обещания религии недоказуемы, сомнительны, а может быть и ложны», - ответ один: «А никаких других предоставить невозможно!». Ни наука, ни философия, ни искусство не в силах утешить человека, дать ему надежду. Пожалуй, одного этого достаточно, чтобы религия продолжала существовать. Но религия дает гораздо большее.

Вопрос о функциях религии – это важнейшая научная проблема, решение которой дает возможность глубже понять сущность религии и се роль в социуме.

Давно ушли в прошлое представления о случайности религии, о наличии безрелигиозного этапа в жизни человечества. Результаты размышлений философов, исследований психологов и социологов религии говорят о том, что появление религии было абсолютно необходимо, более того, человеческая культура не может сложиться без представления о высших силах, к которым человек причастен, которые возвышают его над животным существованием. Теолог однозначно сочтет это доказательством реального бытия Бога, которое не мог не предугадывать даже первобытный человек, а стремящийся к объективности религиовед просто констатирует, что природа человека и сущность общества требуют признания такого феномена (высших сил или Бога) хотя и не доказывают, может быть, его существования.

Условно вопрос о функциях и роли религии можно подразделить на два: 1. Каковы функции религии в обществе, в культуре? и 2. Какова роль (функции) религии в жизни человека?

Для общества:

1) Религия выдвигает и обосновывает ценности (т.е. представления о целях и идеалах) - прежде всего нравственные и эстетические. Обоснованием ценностей является ссылка на волю высших сил – духов предков, богов или Бога. Иного, рационального обоснования ценностей (например, нравственных заповедей) не может быть, что убедительно показал немецкий философ И. Кант.

2) Религия формирует солидарность, тренирует послушание, укрепляет единство – это интегративная и коммуникативная функции.

3) Осуществляет передачу ценностей, создает и поддерживает традицию
вследствие своего консерватизма и догматизма.

4) Религия дает обоснование и легитимизацию самого нормативно-ценностного порядка. Идея, что ценности не придумываются человеком, а основываются на вечном, непреходящем (воле Бога или духов), укоренены в самой Вселенной, придает ценностям священный характер. Их нельзя просто отменить по произволу, если они исходят от Бога. В результате получается, что культурные нормы вытекают из высшего, трансцендентного мира и порядка. В этом заключается легитимизирующая, т.е. узаконивающая функция религии – к такому выводу пришел американский социолог Т. Парсонс.

Если вы поразмыслите над вышеизложенным, то согласитесь, что фактически это означает, что религия создает культуру и общество. Ведь они невозможны без солидарности (единства) людей и без признания общих норм и правил.

Не меньшую роль играет религия и в жизни отдельного человека. Самая важная ее функция - 1) миро воззренч еская и смыслополагаюшая. Как уже говорилось, религия задает ценности и смыслы на уровне социума, для человека это ориентиры в жизни. В отличие от других типов мировоззрения религиозное строится на соотнесении двух миров: земного, материального и священного, духовного, где обитают иные существа и господствуют иные отношения. Свои представления о том, как жить, человек создает, ориентируясь на священную реальность, сверяя свои чувства и поступки именно с ней. Однако главное, что дает религия - не просто создание некоей картины мира, а уяснение смысла своей жизни. Американский социолог Джон Белл определяет религию как «символическую систему для восприятия целостности мира и обеспечению контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения»[2]. Благодаря религии человек уясняет смысл различных, часто не понятных с житейской точки зрения природных и социальных явлений (землетрясения, ураганы, войны, революции, экономические кризисы и т. п.). Социум, в котором существует человек, и который воспринимает сквозь призму своих житейских интересов и обстоятельств, предстает хаотичным и несправедливым, различные ситуации, складывающиеся в жизни, часто оказываются абсурдными, необъяснимыми. Один богат - другой беден, один обременен многодетной семьей, которую не в силах содержать, а другой всю жизнь мечтает хотя бы об одном ребенке, но живет в одиночестве, так что ему по сути и не нужно столько денег. Хороший человек страдает, злой пользуется властью и всеми материальными благами. Сегодня человек здоров и полон грандиозных замыслов, а завтра заболел (или попал в аварию) и стал убогим инвалидом. Блестяще учился, а получив образование (или престижную должность) скоропостижно скончался. Как примирить все эти несуразности с заложенным в человека стремлением к разумности, потребностью видеть в жизни смысл? Именно эту задачу выполняет религия. Общество, господствующие в нем отношения и нравы, иерархия и законы, нормы и правила, обычаи и традиции, предстают связанными со Вселенной, с глубинными и вечными ценностями и принципами мироздания, в которые через посредство Бога (богов, духов) включен человек. Существование человека на Земле и все, что с ним происходит, оказывается не случайным, не набором хаотических событий и совпадений, а всегда исполненным значения и имеющим смысл. Заболел ли человек, попал ли в трагическую непредвиденную ситуацию, или находится на грани смерти - всему есть объяснение, ничто не случайно (конечно, не во всех религиях эти объяснения будут одинаковы, но они всегда есть). Сама смерть наполняется особым смыслом, открывая человеку дорогу к вечности (бессмертию души) или новой, лучшей жизни (в варианте перевоплощения). Таким образом религия удовлетворяет потребность человека к равновесию и гармонии с миром.

2) Религия организует духовную жизнь человека, его связь с Абсолютом, с

бытием, с самой сущностью мира, если понимать его как Дух, как средоточие высших ценностей. Религия ориентирует человека на предпочтение духовных ценностей перед материальными, ведь сам Бог трактуется как источник и гарант этих ценностей: нравственных, эстетических и др. Начиная с монотеизма выдвигается требование следовать нравственным заповедям для того, чтобы снискать милость Бога и спасение, жизнь после смерти. Религиозный человек должен следовать высшим нравственным ценностям, преодолевая свой эгоизм, давление окружающих, злые нравы, порой господствующие в обществе.

Отсюда следует, что религия делает человека независимым от превратностей жизни, дает свободу и силы противостоять социальному злу. Человек обретает уверенность в себе, независимость по отношению к природе и социуму, ведь его духовная и душевная жизнь укореняется в высшем, трансцендентном, в Боге, он не подвластен целиком тем силам, что управляют земным, материальным миром.

3) Компенсаторная функция – проявляется прежде всего в обещании воздаяния на небе за все земные несправедливости, горести и страдания. Самое главное, на что надеется верующий – бессмертие души.

Но кроме того религия восполняет односторонность в отношениях между людьми, избавляет от тягот одиночества и непонимания. В социуме человек ценится за какие-то определенные качества (например, требуемые его профессией), а не воспринимается в полноте своей личности, своего неповторимого «Я». Даже в близких отношениях (в семье, в дружеском кругу) в нем видят послушного сына, либо заботливого мужа, отца, или веселого товарища, не интересуясь его глубинными душевными свойствами или устремлениями. Что и говорить о людях, выброшенных из нормальной социальной жизни - нищих, бездомных - ценность их личности сведена к нулю. Только для Бога каждый человек ценен как неповторимая личность (душа), социальные роли не имеют для Бога значения, верующий всегда достоин божественной любви и внимания, воспринимается во всей полноте своей индивидуальности.

 

Классификация религий

На сегодняшний день в мире существует 5 тысяч живых религий. Чтобы разобраться в этом многообразии, целесообразно систематизировать, классифицировать их. Важнейшие основания для классификации:

По охвату и организации можно подразделить религии на:

1) племенные (или первобытные верования);

2) национальные;

3) мировые;

4) нетрадиционные культы.

Племенные существовали у первобытных племен древности и частично сохранились в наши дни у архаичных племен в труднодоступных местах, не связанных с современной цивилизацией (в Америке, Австралии, Африке, на островах Океании). Они объединяют людей определенного племени, включают некий комплекс верований, значительно отличаясь от развитых религий.

Национальные – объединяют определенный народ или нацию, их адептами (последователями), как правило, являются только люди данной нации (народности). Чаще всего так происходит потому, что национальные религии тесно связаны с культурой, историей, особенностями образа жизни, менталитета этого народа, т. ч. другим народам усвоить их оказывается довольно трудно из-за культурных различий, хотя в принципе это не возбраняется (примером тому иудаизм, принять который, при соблюдении определенных формальностей, может любой, но в реальности мало кто это делает). Но бывает и так, что люди иной национальности не принимаются в лоно данной религии (таков индуизм – чтобы считаться индуистом необходимо быть индусом по происхождению).

Мировые религии способны объединять одной верой людей разных национальностей, народностей безо всяких ограничений. Вследствие этого мировые религии не должны быть жестко привязаны к какой-то одной культуре, не должны отличаться сложностью обрядов (хотя на деле это не совсем так), их нравственные нормы должны обладать достаточной универсальностью, чтобы быть поняты и приняты любым человеком. Ясно, что они объединяют миллионы людей на всем земном шаре. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. В XIX в. в Иране появилась религия под названием бахаизм, которая тоже претендует на звание мировой.

Нетрадиционные культы объединяют небольшое число людей (сравнительно с национальными и, конечно, мировыми), однако они не ограничиваются рамками одной нации или страны, распространяются благодаря современным средства коммуникации и часто противопоставляют себя традиционным религиям (примером тому – сатанизм). К таким нетрадиционным культам можно также отнести сайентологию, трансцендентальную медитацию, международное общество сознания Кришны (кришнаиты) и др. Многие из них в организационном отношении можно назвать сектами. Новые секты появляются ежегодно, часто существуют недолго, распадаясь со смертью их основателя или из-за разочарования последователей.

II. Следующий вариант классификации – по пониманию Абсолюта (Бога).

В этом случае самое простое – подразделить религии на политеистические (политеизм), в которых признают существование многих богов, и монотеистические (монотеизм), где утверждается, что Бог – один и единственный для всех. Все древние религии были политеистическими и у каждого народа, нации существовал свой пантеон богов. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.

Промежуточный вариант между поли- и монотеизмом – генотеизм. Это религия, в которой признается, что есть разные боги (у других народов), но люди поклоняются только своему богу-покровителю, считая его главным для себя. Именно таков долгое время был иудаизм.

Теизм, деизм, пантеизм

Кроме того, в понимании Бога важно выявить и другие моменты. Существенно для уяснения сути религии подразделение на теистические (теизм), деистические (деизм) и пантеистические (пантеизм) религии. В такой классификации речь идет о понимании сущности, природы Бога (или богов).

Теизм (от греч. Theos – Бог) – религиозное учение, в котором Бог понимается как трансцендентная Личность, Творец мира, наделенный волей и разумом. Вследствие этого, человеческая личность способна обращаться к Богу с просьбами и мольбами, надеясь на отклик и понимание. Бог своей свободной волей творит мир и человека, но не оставляет их своим попечением. Бог является Провидцем, он постоянно вмешивается в дела мира и человека (человечества), с тем, чтобы его творение соответствовало его замыслу. Бог может своей волей препобеждать (отменять) законы природы, им же установленные, для блага мира или человека. Так происходит то, что люди называют чудом (когда, например, по молитвам близких людей выздоравливает человек, неизлечимо больной с точки зрения медицины).

В теизме особую важность приобретает доверие Богу и уверенность в нем, громадную роль играет искренняя вера. Идеалом такой веры выступает праотец еврейского и арабского народов Авраам, о котором говорится в священных книгах иудаизма, христианства и ислама (в исламе его имя произносится как Ибрагим). Он первым открыл ту истину, что Бог – один во Вселенной и для всех людей. Авраам также продемонстрировал высшую степень доверия к Богу. Он был готов принести в жертву Богу своего сына, когда получил такое повеление. Конечно, Бог не допустил подобного жертвоприношения, но образец веры, заданный Авраамом, сохраняется в этих религиях. Поэтому иудаизм, христианство, ислам называются авраамическими религиями.

В теистических религиях утверждается благость Бога, поэтому считается, что все происходящее с человеком идет ему на пользу, допускается Богом. Человек ощущает себя «в руках Божьих», полностью полагаясь на его волю, «препоручает себя Богу». Не внешняя обрядность, а внутренняя вера, которая в душе человека, приобретает важнейшее значение. Если человек выполняет все предписания религии, но в душе его гнездится сомнение в Боге, то он является грешником. Отношения между Богом и человеком понимаются как сугубо личностные, устанавливается интимная близость между индивидуальным и Абсолютным Духом. Диалогичность этих отношений находит наиболее полное выражение в мистике – непосредственном общении Бога и человека.

Следствием теизма и объективной тенденцией развития современного религиозного сознания является стремление к внеконфессиональной (не связанной ни с каким конкретным вероисповеданием и обрядностью) внутренней вере.

Деизм - религиозное учение, в котором за Богом признается роль Творца, Первопричины мира. Эта первопричина разумная, но безличная; Бог находится вне мира и не участвует в жизни природы и человека. Вселенная, созданная Богом, после того, как он придал ей динамизм и целесообразный порядок, движется по естественным законам. Богопознание осуществляется через познание природы. Понятно, что к такому Богу нет смысла взывать с молитвами, с ним невозможно общаться, исключается всякая мистика.

Подобное понимание Бога и его роли высказывали еще древнегреческие философы: Аристотель (IV в. до н. э.) писал о Боге как о перводвигателе мира, Эпикур (IV – III вв. до н. э.) развивал идею о невмешательстве богов в жизнь людей. Родоначальником европейского деизма считается англичанин Г. Чербери (XVI- XVII вв.), который утверждал, что эта новая религия не нуждается в вере, обрядах, молитвах, таинствах. Познать Бога можно через познание природы. Известный французский математик и религиозный мыслитель Блез Паскаль (XVII в.) называл Бога деистов «Богом философов и ученых» в отличие от теистического живого «Бога Авраама, Исаака и Иакова». Идея Бога помогает ученым объяснить происхождение мира, его упорядоченность и познаваемость, наличие в нем закономерностей, но так понимаемый Бог безразличен к людям, далек от них. Идеи деизма становятся особенно популярны в Европе в XVIII в.

Пантеизм (от греч. Pan – все; Theos – Бог; «все – Бог») – учение, отождествляющее Бога и мир, природу. Возможный вариант – когда Бог больше мира (мир есть Бог, но Бог не есть мир), т.е. Бог трансцендентен миру (запределен, находится вне мира). Тогда происходит эманация (истечение) Бога в мир, в результате чего появляется все существующее. Особенностью пантеизма является то, что добро и зло оказываются в равной мере атрибутами Божества, следовательно, Бог не может выступать источником и главным носителем доброго начала, блага (таков Он в теистических религиях). Значит, нет оснований для нравственных предписаний со стороны Бога; пантеизм не может создать нравственную систему.

В нетеистических религиях Абсолют трактуется как Абсолютная Идея, Мировая воля, безличный Разум, порядок или мировой закон (например, «путь богов» в синтоизме, Дао – в даосизме). Яркий пример нетеистических религий: брахманизм, буддизм и индуизм (Индия), синтоизм (Япония), даосизм (Китай). Конечно, в этих религиях признается существование многих богов, к которым обращаются люди. Однако посмертное состояние человека (реинкарнация), да и настоящая жизнь определяются законом кармы - так и в брахманизме, и в буддизме, и в индуизме. Вмешательство богов не может изменить результатов действия этого принципа, безличный мировой закон невозможно просить о снисхождении и прощении, ведь он – не личность. В даосизме вселенский закон (путь) - Дао – определяет жизнь мира и человека. Чтобы жить праведно и достичь бессмертия, человек должен прежде всего понять этот закон и жить в соответствии с ним.

Можно выделить два вида пантеизма: мистический и натуралистический. В мистическом пантеизме Бог выше мира.

Натуралистический пантеизм отождествляет Бога и мир, что роднит его с материализмом. Бог выступает в роли безличного мирового духа, это движущий принцип материи или же он растворяется в природе как единая субстанция. Бог лишается сверхъестественности, сама природа оказывается вечной и бесконечной. Нет идеи сотворения, нет места чуду и загробной жизни. Природа является причиной самой себя, а это главный постулат материализма.

Первые пантеистические религиозно-философские системы сложились в Индии: это веданта и санкхья. Веданта была склонна к мистике, санкхья – к материализму. Пантеизм появился и у древних греков (элеаты, стоики; позднее – Плотин, гностики). Пантеистическое направление сформировалось в христианстве, получив большое распространение в эпоху Возрождения (яркий пример – Джордано Бруно). Позднее, в XVII в. сторонниками пантеизма были философы Б. Спиноза, отчасти Мальбранш, в XVIII в. – Шеллинг и Гегель (теория об Абсолютной Идее как первооснове мира).

Очевидно, что от пантеизма можно легко перейти к деизму - они внутренне не противоречат друг другу. А от деизма один шаг к атеизму – достаточно только объяснить возможность появления и существования мира, не прибегая к идее первопричины, первотолчка; доказав возможность появления порядка, целесообразности из хаоса.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова структура религии?

2. Какой из компонентов религии на ваш взгляд является определяю-

щим? Почему?

3. Что можно отнести к культовой деятельности?

4. Какие виды внекультовой религиозной деятельности вам известны?

5. Что общего между сектой и церковью?

6. Каковы отличительные особенности церковной организации?

7. Характерна ли церковная организация для всех религий? В каких религиях она отсутствует?

8. Можно ли считать секты вредными для человека и общества?

9. Какие функции выполняет религия в обществе?

10. Что дает религия человеку?

11. В чем заключается компенсаторная функция религии?

12. Чем объяснить присущий всякой религии консерватизм?

13. В чем заключается легитимизирующая функция религии?

14. Назовите социологов, исследовавших функции религии в обществе.

15. Благодаря чему религия формирует солидарность между людьми?

16. Согласны ли вы с мнением, что религия играет дезинтегрирующую роль в обществе?

17. В чем отличие мировых религий от национальных?

18. Как классифицировать религии по пониманию Абсолюта?

19. Что такое теизм?

20. Какие религии называются авраамическими и почему?

21. В чем отличие теизма от пантеизма?

22. Назовите пантеистические религии.

23. Каковы особенности понимания Бога в деизме?

24. Как трактуется Абсолют в нетеистических религиях?

 

Литература:

Основная:

1. Лобазова О. Ф. Религиоведение. Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.

2. Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

3. Основы религиоведения. Учебник для студентов вузов / под ред. И. Н. Яблокова – М.: Высшая школа, 2008.

4. Религиоведение для студентов педагогических вузов/под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008.

5. Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. М. М. Шахнович – СПб.: Питер, 2008.

 

Дополнительная:

1. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1993.

2. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993, т.1, 2.

3. Кислюк К. В., Кучер О. Н. Религиоведение: Учебник для высш. учебных заведение. – Ростов н/ Д: Феникс; Х.: Торсинг, 2004.

4. Мишель Малерб. Религии человечества. – М.-СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997. – Глава 4. Зачем нужны религии?

5. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. -

6. Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом. 2001. – Статьи: «Теизм», «Деизм».

7. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002. – Глава 6. Функции и роль религии.

8. Таевский Д. С



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: