А что за роскошь, что за смысл,




какой толк в каждой поговорке нашей!

Что за золото!
А. С. ПУШКИН.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений (в соответствии с ФГОС) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, обществ, государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

 

Решение данных задач эффективно проходит через знакомство с фольклором, это и стало целью моей работы, а именно подтверждение воздействия устного народного творчества на социально-коммуникативную область развития детей.

Тема выбрана мной не случайно, ведь именно в народном творчестве накоплено все богатство русского человека, его культура, потенциал, его опыт, отражены традиции, и лучшие качества широкой русской души. И кто, как не педагог сможет передать этот «клад» новому поколению, в форме наиболее доступной для него- в игровой и бытовой деятельности.

Особенно актуальна эта проблема в повседневной жизни детей, так как в общении закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков социально-нравственного и коммуникативного развития. Посредством детского фольклора ребёнок лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи, язык фольклора краток, но емок.

Я использовала в своей работе малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные преимущественно для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним: «Аты-баты, шли солдаты », «На златом крыльце сидели». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Заклички разьясняют закономерности живой и неживой природы, веселят и бодрят детей. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

 

 

Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, ведь подражание — движущая сила в развитии ребенка!

 

Работа проводилась в несколько этапов:

Самостоятельная деятельность педагога (ноябрь-декабрь)

 

1. Подбор материалов и атрибутов для последующей работы по самообразованию

2. Подбор пособий и наглядного материала.

3. Изучение литературы по теме самообразования. Изучила литературу по заданной тематике:

 

- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.,

- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.,

-Р.С.Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет»,

- Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.,

-Нечаева В. Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения // Нравственное воспитание дошкольников. – М., 1971.,

-Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.

-ФГОС ДО,

- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,

Васильевой М. А. Москва: Мозаика-Синтез, 2014.,

-Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа М., 2009.,

- Жаворонушки - песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/ Сост. Г. Науменко, М.,1998.

Внедрение изучаемой темы в педагогический процесс (январь- февраль)

1.Выбор методов в соответствии с возрастом

2.Создание и встречи творческого клуба «Лапоточки» 2 раза в месяц

3. Активное использование развивающей среды группы –уголка ряженья, уголка театрализованной деятельности, библиотеки с произведениями народного творчества, наглядных пособий

4.Использование фольклора во всех режимных моментах

 

Анализ работы по самообразованию (март-апрель)

1.Мониторинг сформированности показателей социально-коммуникативного развития

2. Отчет о результатах работы по самообразованию на педагогическом совете

 

Этап первый

Изучение отобранной мной литературы подтвердило, что важное значение при организации работы с детьми приобретают доказательства того, что каждого ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений. Подход к решению задач развития социально-коммуникативных качеств и формирования морального облика ребенка, признавая его субъектом воспитания, требует определенной направленности воздействий взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие. Результатом воздействий педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворения, собственного достоинства, недовольства собой, стыда и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми». Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.

Мораль представляет собой «систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека». «Мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».

В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребенком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих нормам морали. Взрослый, посредством фольклора «переводит» моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами поведения, и действия, которые, с одной стороны, соответствуют этим нормам, а с другой – ситуациям, возникающим в повседневной жизни и заключающим в себе моральный смысл.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, благодаря «певучести», звучности произведений народного творчества нам легче передать и разъяснить его поучительный, нравственный смысл, развить социальный и эмоциональный интеллект и решить другие задачи, поставленные в данной работе.

Этап второй

Ознакомившись с теоретической основой обозначенной в данной работе темы я перешла к практической части.

Мной использовались следующие методы:

1. Словесный метод (рассказ, беседа)

2. Практические методы ( динамические паузы, игры с использованием фольклора, инсценировка коротких произведений)

 

3. Наглядные методы (рассматривание иллюстраций к произведению)

 

Был организован творческий клуб «Лапоточки», занятия которого проводились два раза в месяц во второй половине дня (Приложение 1). Мы с детьми знакомились с произведениями малой фольклорной формы- загадками, потешками, поговорками, попевками, закличками, колыбельными песнями. Творческие вечера проходили с большим увлечением и ожидались с нетерпением. Легко и быстро запоминались новые произведения, и в дальнейшем дети использовали их в течение дня (на прогулке сами вспоминали и «скандировали» заклички и попевки, в группе в перерыве между деятельностью с удовольствием затягивали потешки и песенки), что свидетельствует о пользе проведенных досугов, о понимании и заинтересованности группы.

 

 

 

Также стоит отметить, что помимо специально организованной деятельности в вечернее время, знакомство с новыми произведениями фольклора и использование уже известных проходило (и продолжает проходить) в ходе различных режимных моментов в течение всего дня – спонтанно в детских группах или с моей недирективной помощью – например, поговорки и пословицы при умывании, укладывании на сон. С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Во время проведения режимных моментов осуществляется обогащение социально -бытового опыта ребёнка, приобретаются навыки необходимые ребёнку в повседневной жизни. Соблюдение режима проходило легче, веселее, интереснее под весёлые народные песенки, потешки, пестушки, да и различные формы фольклора легче запоминаются если их использовать в режимных моментах.

«Чаще мойся-воды не бойся «В здоровом теле-здоровый дух!»

 

 

«Терпение и труд - все перетрут»

 

Во время свободной деятельности, когда ребята активно используют атрибуты и костюмы из уголка ряжения и уголка театрализованной деятельности мы стараемся обращаться к фольклору, разве может Петрушка обойтись без забавной поговорки или веселой загадки?

И конечно мы всегда находим время на книги из нашей библиотеки- после прогулки или в вечернее время с удовольствием перечитываем уже знакомые фольклорные произведения, просматриваем иллюстрации к ним и обсуждаем потаенный или очевидный смысл. Благодаря необычной, игривой, емкой, но краткой форме это остается актуальным и интересным для ребят.

«Книгу читаешь- как на крыльях летаешь»

Этап третий

На заключительном этапе работы по самообразованию мной был проведен мониторинг социально-коммуникативного развития детей группы (Приложение 2), определен процент сформированности его показателей в сравнении с началом учебного года и предоставлен данный отчет.

Результаты проведенной работы свидетельствуют о решении поставленных передо мной задач. Помимо этого коллектив группы стал более сплоченным, дети познакомились с множеством новых произведений народного творчества, научились различать фольклорные формы и сумели их полюбить, значит мы, педагоги, работаем не зря.

Устное народное творчество –неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёнок

знакомится с родным языком, осваивает его красоту, лаконичность,

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

и самое главное- познает и понимает себя.

 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: