Занятие № 1
Тема: Лесное кафе.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи: познакомить с понятием «деньги», «заработная плата», «товар»; закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продаётся и не покупается;
научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;
развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор;
воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материалы: ромашка, на лепестках которой условно изображены результаты (продукты) труда людей разных профессий; карточки с изображениями овощей, фруктов, мебели, канцтоваров, игрушек и т.д., таблички с названиями магазинов («Мебель», «Овощи», «Канцтовары», «Игрушки» и т.д.).
Ход занятия:
В.: Ребята, вы хотите сегодня отправиться на экскурсию в осенний лес?
Д.: Да!
В.: Как можно быстро добраться до леса?
Ответы детей.
В.: А можно полететь на воздушном шаре.
Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:
Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;
Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!
Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!
Звучат звуки природы, шум леса.
В.: Вот мы и добрались. Как здесь красиво! Посмотрите на цвет листьев!
(На экране осенний лес, на дереве сидит Совёнок.)
С.: Здравствуйте, друзья!
Д.: Здравствуйте!
С.: Ребята, я так рад вас видеть! Сегодня у меня день рождения, будьте моими гостями! Я приглашаю вас в «Лесное кафе».
В.: Ребята, давайте поздравим Совёнка с Днём Рождения.
Хороводная игра «Каравай».
С.: Спасибо! Вы любите конкурсы?
Д.: Да!
С.: За правильные ответы вы получите золотые жёлуди.
В.: А для чего нужны золотые жёлуди?
С.: В нашем лесу золотые жёлуди – это тоже самое, что у вас – деньги.
В.: Ребята, вы знаете, что такое деньги? Откуда они берутся? Как называются деньги, которые платят за работу?
Ответы детей.
Конкурс №1.
«Ромашка».
Ребёнок, отрывая лепесток, называет профессию, связанную с тем, что изображено на лепестке (чей продукт труда).
Конкурс №2.
«Угадай, где продаются».
Дети берут карточку и выкладывают её перед соответствующей табличкой с названием магазина. Устанавливают зависимость между названием магазина товарами, которые в нём продаются.
Конкурс №3.
«Что можно купить за деньги?».
Дети берут картинки и прикрепляют на магнитную доску, где находится изображение кошелька. Объясняют, почему они не прикрепили картинки с изображением луны, солнца, мальчика и т.д.
Всем детям раздаются золотые желуди.
В: Все отлично справились с заданиями. Но, кажется, мы кое-что забыли.
Д: Подарить Совёнку подарок!
В: Что дарят на день рождения?
Ответы детей. (торт, цветы, воздушные шары, конфеты)
Воспитатель предлагает детям раскрасить картинки с изображением этих предметов и подарить Совенку. Уточняет, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.
Дети раскрашивают картинки. Дарят Совёнку.
С: Спасибо!
В: Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, пригласим Совёнка в гости?
С.: Обязательно встретимся, друзья!
Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:
Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;
Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!
Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!
Итог
В.: Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Занятие № 2
Тема: Как деньги доходят, а потом расходятся.
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материалы: картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
В.: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Совёнок.
Слайд №1. Совёнок.
С.: Здравствуйте, ребята! Я вчера услышал новые для меня слова - «семейный бюджет». Вы знаете, что они обозначают?
В.: Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за месяц, это доходы семьи. Бюджет семьи состоит из зарплаты папы, зарплаты мамы, пенсии дедушки и бабушки, стипендии старшего брата-студента (сестры).
В.: Ребята, а вы знаете что такое заработная плата, пенсия, стипендия?
Пенсия – деньги, получаемые ежемесячно дедушкой и бабушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости.
Стипендия – деньги, получаемые юношами и девушками за хорошую учёбу.
Слайд №2. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент).
В: Все деньги, которые поступают в бюджет семьи называются ДОХОДЫ. В каждой семье есть не только доходы, но и РАСХОДЫ. Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.
Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?
Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.
Слайд №3. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент). От кошелька расходятся стрелки, показывая расходы (одежда, обувь и т.д.).
С.: Теперь я понял, что такое семейный бюджет, доходы и расходы.
Пальчиковая гимнастика:
В.: Встали в кружок, сжали левый кулачок –
Это семейный бюджет.
Кто в него вкладывает деньги?
Давайте расскажем и покажем.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Разжали кулачок. Пальчики сложились, сложился наш семейный бюджет.
Теперь расправьте другую ладошку, с ней поиграем.
Вот он – наш бюджет.
С.: Мы с мамой никогда не ездили отдыхать в тёплые страны. Мама говорит, что не хватает золотых желудей.
В.: Совёнок, ведь можно экономить. Давай мы тебя научим.
Поскольку детям трудно самостоятельно выделить способы экономии расходов, используем слайды презентации, которые помогут детям в формулировании предложений.
Расходы на продукты.
1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).
Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).
Расходы на одежду.
2 слайд. Не пачкаться.
Не лазать по деревьям.
Не пинать камни.
Одежду хранить на вешалках.
Расходы на квартиру.
3 слайд. Капает вода из крана.
В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Расходы на культурные нужды.
4 слайд. Не ломать игрушки.
Не рвать книги.
В.: Благодаря такой экономии появятся свободные деньги, которые называются сбережения, или по-другому, накопления. Сбережения от слова «сберечь». Сбережения можно потратить на дорогую покупку, поехать в отпуск, а тебе, Совёнок, поехать с мамой в тёплые страны.
Физкультминутка.
Дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.
Раз, два, три, четыре, пять
Дети учатся считать,
Дети учатся считать,
Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет,
Экономим газ и свет,
Управляем мы деньгами –
Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять-
Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем
И расходом управляем!
Дидактическая игра «Семейный бюджет».
Детям раздаются картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, и предлагается раскрасить только необходимые ежемесячные расходы.
Вопросы детям: почему ты не раскрасил воздушные шары и телевизор?
В пустом секторе детям предлагается нарисовать, что они планируют приобрести на сбережения семьи.
Итог занятия:
В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.
Совенок прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.
Занятие № 3
Тема: Как правильно беречь наши деньги
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Материалы:
мультимедиа проектор, кубики, карточки-картинки с изображением продуктов, дидактическая игра «Ремонт одежды», голубые мячи, таз, книги, клей, бумага.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное электронное письмо. Посмотрите на экран. (На экране демонстрируется письмо. Воспитатель читает письмо.)
Здравствуйте, ребята детского сада "Теремок"! Мне уже исполнилось семь лет и осенью я пойду в школу. Родители пообещали мне купить мобильный телефон, но при условии, что часть денег я накоплю сам. Теперь я складываю в свою копилку каждый свободный рублик. Мой друг Совенок предложил экономить! Но на чём можно экономить семье, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!!!
В.: Ребята, давайте поможем Диме разобраться. В прошлый раз мы распределяли расходы семейного бюджета. Будем их называть и строить башню «Расходы семейного бюджета» из кубиков.
Дети строят башню, называя расходы.
В.: Вот какая высокая башня получилась! У семьи расходов много, поэтому свободных денег нет. Это нас, конечно, огорчает. Но, оказывается, свободных денег может остаться гораздо больше, если мы будем бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т.д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.
Расходы на продукты.
1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).
Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).
Дидактическая игра «Найди место».
Детям предлагается разложить карточки-картинки по местам хранения (скоропортящиеся продукты – в холодильник, булки – в хлебницу и т.д.).
Расходы на одежду.
2 слайд. Не пачкаться.
Не лазать по деревьям.
Не пинать камни.
Одежду хранить на вешалках.
Дидактическая игра «Ремонт одежды».
Подобрать заплатку с подходящим узором.
Расходы на квартиру.
3 слайд. Капает вода из крана.
В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Вчера кто-то из нас неплотно закрыл кран. Попробуем собрать все капельки воды. (Подвижная игра под музыку: собираем голубые мячи в тазик.)
Расходы на культурные нужды.
4 слайд. Не ломать игрушки.
Не рвать книги.
Детям предлагают с помощью клея и бумаги починить порванные книги.
Дети приходят к выводу, что благодаря экономии в семье появляются сбережения и есть возможность совершать дополнительные покупки.
В.: Вот, оказывается, какие вы хозяйственные и экономные, и можете Диме дать мудрый совет. В народе говорят: «Бережливость лучше богатства», «Копейка рубль бережёт». Как вы это понимаете?
Ответы детей.
В.: Правильно! Не научишься быть бережливым, расчётливым, экономным – не сумеешь правильно распорядиться семейным бюджетом, нажитым имуществом, богатство обойдёт тебя стороной.
Конечно, это мудрые пословицы, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.
Итог занятия:
В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.