В рамках проекта «Организация обучающих мероприятий для детей по финансовой грамотности населения»




Занятие № 1

Тема: Лесное кафе.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи: познакомить с понятием «деньги», «заработная плата», «товар»; закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продаётся и не покупается;

научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека;

развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор;

воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Материалы: ромашка, на лепестках которой условно изображены результаты (продукты) труда людей разных профессий; карточки с изображениями овощей, фруктов, мебели, канцтоваров, игрушек и т.д., таблички с названиями магазинов («Мебель», «Овощи», «Канцтовары», «Игрушки» и т.д.).

 

Ход занятия:

В.: Ребята, вы хотите сегодня отправиться на экскурсию в осенний лес?

Д.: Да!

В.: Как можно быстро добраться до леса?

Ответы детей.

В.: А можно полететь на воздушном шаре.

Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:

 

Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;

Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!

Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!

 

Звучат звуки природы, шум леса.

В.: Вот мы и добрались. Как здесь красиво! Посмотрите на цвет листьев!

(На экране осенний лес, на дереве сидит Совёнок.)

С.: Здравствуйте, друзья!

Д.: Здравствуйте!

С.: Ребята, я так рад вас видеть! Сегодня у меня день рождения, будьте моими гостями! Я приглашаю вас в «Лесное кафе».

 

В.: Ребята, давайте поздравим Совёнка с Днём Рождения.

 

Хороводная игра «Каравай».

 

С.: Спасибо! Вы любите конкурсы?

Д.: Да!

С.: За правильные ответы вы получите золотые жёлуди.

В.: А для чего нужны золотые жёлуди?

С.: В нашем лесу золотые жёлуди – это тоже самое, что у вас – деньги.

В.: Ребята, вы знаете, что такое деньги? Откуда они берутся? Как называются деньги, которые платят за работу?

Ответы детей.

 

Конкурс №1.

 

«Ромашка».

Ребёнок, отрывая лепесток, называет профессию, связанную с тем, что изображено на лепестке (чей продукт труда).

 

Конкурс №2.

 

«Угадай, где продаются».

Дети берут карточку и выкладывают её перед соответствующей табличкой с названием магазина. Устанавливают зависимость между названием магазина товарами, которые в нём продаются.

 

Конкурс №3.

 

«Что можно купить за деньги?».

Дети берут картинки и прикрепляют на магнитную доску, где находится изображение кошелька. Объясняют, почему они не прикрепили картинки с изображением луны, солнца, мальчика и т.д.

 

Всем детям раздаются золотые желуди.

 

В: Все отлично справились с заданиями. Но, кажется, мы кое-что забыли.

Д: Подарить Совёнку подарок!

В: Что дарят на день рождения?

Ответы детей. (торт, цветы, воздушные шары, конфеты)

 

Воспитатель предлагает детям раскрасить картинки с изображением этих предметов и подарить Совенку. Уточняет, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.

Дети раскрашивают картинки. Дарят Совёнку.

С: Спасибо!

В: Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, пригласим Совёнка в гости?

С.: Обязательно встретимся, друзья!

 

Дети берутся за руки, встают в круг, произносят хором:

 

Мы летим, мы летим, Землю облететь хотим;

Пусть под нашим ногами только ветер с облаками!

Чтобы так полететь, надо лишь захотеть!

 

Итог

В.: Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Занятие № 2

Тема: Как деньги доходят, а потом расходятся.

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материалы: картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, презентация, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

В.: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Совёнок.

Слайд №1. Совёнок.

С.: Здравствуйте, ребята! Я вчера услышал новые для меня слова - «семейный бюджет». Вы знаете, что они обозначают?

В.: Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за месяц, это доходы семьи. Бюджет семьи состоит из зарплаты папы, зарплаты мамы, пенсии дедушки и бабушки, стипендии старшего брата-студента (сестры).

В.: Ребята, а вы знаете что такое заработная плата, пенсия, стипендия?

Пенсия – деньги, получаемые ежемесячно дедушкой и бабушкой как благодарность за многолетний труд на пользу общества и забота о жизни в старости.

Стипендия – деньги, получаемые юношами и девушками за хорошую учёбу.

Слайд №2. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент).

В: Все деньги, которые поступают в бюджет семьи называются ДОХОДЫ. В каждой семье есть не только доходы, но и РАСХОДЫ. Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.

Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?

Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.

Слайд №3. Изображение кошелька (бюджет семьи), изображения членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат-студент). От кошелька расходятся стрелки, показывая расходы (одежда, обувь и т.д.).

С.: Теперь я понял, что такое семейный бюджет, доходы и расходы.

 

Пальчиковая гимнастика:

 

В.: Встали в кружок, сжали левый кулачок –

Это семейный бюджет.

Кто в него вкладывает деньги?

Давайте расскажем и покажем.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Разжали кулачок. Пальчики сложились, сложился наш семейный бюджет.

Теперь расправьте другую ладошку, с ней поиграем.

Вот он – наш бюджет.

 

С.: Мы с мамой никогда не ездили отдыхать в тёплые страны. Мама говорит, что не хватает золотых желудей.

В.: Совёнок, ведь можно экономить. Давай мы тебя научим.

Поскольку детям трудно самостоятельно выделить способы экономии расходов, используем слайды презентации, которые помогут детям в формулировании предложений.

Расходы на продукты.

1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).

Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).

Расходы на одежду.

2 слайд. Не пачкаться.

Не лазать по деревьям.

Не пинать камни.

Одежду хранить на вешалках.

Расходы на квартиру.

3 слайд. Капает вода из крана.

В пустой комнате горит свет и работает телевизор.

Расходы на культурные нужды.

4 слайд. Не ломать игрушки.

Не рвать книги.

В.: Благодаря такой экономии появятся свободные деньги, которые называются сбережения, или по-другому, накопления. Сбережения от слова «сберечь». Сбережения можно потратить на дорогую покупку, поехать в отпуск, а тебе, Совёнок, поехать с мамой в тёплые страны.

 

Физкультминутка.

Дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.

Раз, два, три, четыре, пять

Дети учатся считать,

Дети учатся считать,

Экономить, управлять.

Что считаем? Наш бюджет,

Экономим газ и свет,

Управляем мы деньгами –

Это наша помощь маме.

Шесть, семь, восемь, девять, десять-

Экономить будем вместе.

Всей семьей доход считаем

И расходом управляем!

 

Дидактическая игра «Семейный бюджет».

Детям раздаются картинки-раскраски с изображением различных статей расходов семьи, и предлагается раскрасить только необходимые ежемесячные расходы.

Вопросы детям: почему ты не раскрасил воздушные шары и телевизор?

В пустом секторе детям предлагается нарисовать, что они планируют приобрести на сбережения семьи.

Итог занятия:

В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.

Совенок прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.

Занятие № 3

Тема: Как правильно беречь наши деньги

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи:

Формировать понятия экономность, бережливость, расчетливость; систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Материалы:

мультимедиа проектор, кубики, карточки-картинки с изображением продуктов, дидактическая игра «Ремонт одежды», голубые мячи, таз, книги, клей, бумага.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло необычное электронное письмо. Посмотрите на экран. (На экране демонстрируется письмо. Воспитатель читает письмо.)

Здравствуйте, ребята детского сада "Теремок"! Мне уже исполнилось семь лет и осенью я пойду в школу. Родители пообещали мне купить мобильный телефон, но при условии, что часть денег я накоплю сам. Теперь я складываю в свою копилку каждый свободный рублик. Мой друг Совенок предложил экономить! Но на чём можно экономить семье, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!!!

В.: Ребята, давайте поможем Диме разобраться. В прошлый раз мы распределяли расходы семейного бюджета. Будем их называть и строить башню «Расходы семейного бюджета» из кубиков.

Дети строят башню, называя расходы.

В.: Вот какая высокая башня получилась! У семьи расходов много, поэтому свободных денег нет. Это нас, конечно, огорчает. Но, оказывается, свободных денег может остаться гораздо больше, если мы будем бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит заботиться о сохранении своих вещей, игрушек, проще говоря, беречь имущество – личное, семьи, страны. Быть экономным – значит разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты и т.д. Быть расчётливым – значит уметь планировать свои дела, расходы.

Расходы на продукты.

1 слайд. Хлеб в вазе (хранить хлеб в пакете или в хлебнице).

Фрукты и овощи (хранить в холодильнике).

Дидактическая игра «Найди место».

Детям предлагается разложить карточки-картинки по местам хранения (скоропортящиеся продукты – в холодильник, булки – в хлебницу и т.д.).

Расходы на одежду.

2 слайд. Не пачкаться.

Не лазать по деревьям.

Не пинать камни.

Одежду хранить на вешалках.

Дидактическая игра «Ремонт одежды».

Подобрать заплатку с подходящим узором.

Расходы на квартиру.

3 слайд. Капает вода из крана.

В пустой комнате горит свет и работает телевизор.

Вчера кто-то из нас неплотно закрыл кран. Попробуем собрать все капельки воды. (Подвижная игра под музыку: собираем голубые мячи в тазик.)

Расходы на культурные нужды.

4 слайд. Не ломать игрушки.

Не рвать книги.

Детям предлагают с помощью клея и бумаги починить порванные книги.

Дети приходят к выводу, что благодаря экономии в семье появляются сбережения и есть возможность совершать дополнительные покупки.

В.: Вот, оказывается, какие вы хозяйственные и экономные, и можете Диме дать мудрый совет. В народе говорят: «Бережливость лучше богатства», «Копейка рубль бережёт». Как вы это понимаете?

Ответы детей.

В.: Правильно! Не научишься быть бережливым, расчётливым, экономным – не сумеешь правильно распорядиться семейным бюджетом, нажитым имуществом, богатство обойдёт тебя стороной.

Конечно, это мудрые пословицы, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

 

Итог занятия:

В.: О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: