Машины?
В городском строительстве широко применяют грузоподъемные машины, предназначенные для подъема груза, удержания его на требуемой высоте, плавного опускания, а также для перемещения груза на относительно небольшие расстояния.
По характеру рабочих движений грузоподъемные машины разделяют на три основные группы.
Машины первой группы обеспечивают только вертикальное, горизонтальное или наклонное прямолинейное перемещение груза (домкраты, лебедки, подъемники с жестким грузонесущим органом).
Домкраты представляют собой переносные грузоподъемные механизмы незначительных размеров и веса. По конструкции домкраты делятся на реечные, винтовые и гидравлические, с ручным и электрическим, гидравлическим и пневматическим приводом.
Строительные лебедки представляют собой грузоподъемные механизмы, предназначенные для подъема или перемещения грузов на строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах с помощью каната, навиваемого на барабан или протягиваемого через рычажной механизм. Главным параметром является тяговое усилие каната (кН).
Машины второй группы кроме вертикального подъема и опускания перемещают груз по монорельсу (электротали, подъемники с выдвижным грузонесущим органом).
Тали представляют собой компактные грузоподъемные устройства, подвешиваемые на опорах. Они применяются при выполнении монтажных, ремонтных и такелажных работ. По типу привода различают ручные и электрические тали. Ручные тали по конструкции делятся на шестёренные и червячные с ручным приводом от рычажно-кранового механизма или от бесконечной цепи.
Машины третьей группы обеспечивают подъем (опускание) и перемещение груза в любую точку обслуживаемой площадки. Это краны.
25. Каковы отличительные особенности строительных подъемников? Их типы и области применения.
Строительные подъемники предназначены для подъема (опускания) в грузонесущих органах строительных грузов и людей на этажи и крыши зданий и сооружений при выполнении строительно-монтажных, отделочных и ремонтных работ. Грузонесущие органы строительных подъемников (клеть, кабина, платформа, ковш, крюк, бункер, бадья, захваты и др.) движутся, как правило, по вертикальным жестким направляющим.
Подъемники не имеют единой системы индексации. Строительные подъемники классифицируют по различным классификационным признакам:
- по назначению – грузовые, предназначенные только для транспортировки грузов, и грузопассажирские – для транспортирования грузов и людей;
- по способу установки – передвижные (самоходные и несамоходные), способные перемещаться относительно здания в процессе работы, и стационарные, которые могут быть приставными, прикрепляемыми к зданию, и свободностоящими, без крепления к зданию;
- по конструкции направляющих грузонесущего органа – с подвесными (гибкими) и жесткими направляющими.
Главным параметром подъемников является грузоподъемность – максимально допустимая масса груза, поднимаемая подъемником.
К основным параметрам подъемников также относятся:
- наибольшая высота подъема груза;
- скорость подъема и опускания груза;
- величина перемещения груза по горизонтали;
- установленная мощность, производительность;
- конструктивная и общая масса подъемника;
- для передвижных подъемников – колея и база.
Подъемники с жесткими направляющими бывают мачтовыми, скиповыми и шахтными. Шахтные подъемники применяют для возведения кирпичных труб высотой до 120 м. Мачтовые подъемники наиболее распространены в городском строительстве и предназначены для подъема и поэтажной подачи через оконные и дверные проемы зданий различных строительных материалов и деталей при санитарно-технических, отделочных, ремонтных и других работах. Различают грузовые и грузопассажирские мачтовые подъемники. Управление подъемниками осуществляется машинистом с пульта управления. Мачтовый подъемник состоит из опорной рамы, вертикальной направляющей мачты, подъемной грузовой платформы или кабины, механизма подъема платформы, органов управления и предохранительных устройств. В механизмах подъема используются реверсивные лебедки с электроприводом.
Эксплуатационная производительность строительных подъемников (т/ч)
Пэ = n · G · K г · K в,
где G – номинальная грузоподъемность, т;
K г – коэффициент использования подъемника по грузоподъемности,
K г = 0,6 ÷ 0,8;
K в– коэффициент использования подъемника по времени, K в = 0,5 ÷ 0,9;
n – количество циклов в час,
n = 3600/ t ц,
где t ц – продолжительность одного цикла, с,
t ц = t м + t р,
где t м – машинное время, затрачиваемое на вертикальное и горизонтальное
перемещение грузонесущего органа, с;
t р – время, затрачиваемое на ручные операции – погрузку и разгрузку, с.
Грузоподъемность грузопассажирских подъемников составляет 1000 кг, а грузовых мачтовых подъемников с канатным механизмом подъема – 500 кг, с реечным механизмом – 600…800 кг, высота подъема груза с канатным механизмом до 75 м, с реечным механизмом – 150 м, скорость подъема до 0,7 м/с.
Кроме того, в городском строительстве широко применяются автомобильные гидравлические подъемники, самоподъемные вышки, люльки и подмости.
Телескопические вышки имеют высоту подъема 12…26 м при грузоподъемности люльки 0,15…0,35 т, а автомобильные подъемники – высоту подъема до 37 м при грузоподъемности до 0,4 т.
26. Что представляют собой стреловые самоходные краны?