При осмотре крюка проверяют наличие клейма завода-изготовителя с указанием грузоподъемности, устанавливают отсутствие трещин на поверхности зева и хвостовика крюка, а также износ зева крюка, который не должен превышать 10 % от первоначальной высоты сечения. Кроме того, в процессе эксплуатации грузозахватные приспособления подвергаются периодическому осмотру лицом, на которое возложено их обслуживание. Установлена следующая периодичность осмотра: траверсы – через 6 месяцев; другие грузозахватные приспособления – через 1 месяц; стропы – через 10 дней. Результаты осмотра заносятся в журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений.
При осмотре канатов их состояние определяется по количеству обрывов проволок на одном шаге свивки в соответствии с «Нормами браковки стальных канатов» [10]. Для определения шага свивки на поверхности каната между прядями наносят метку и от нее вдоль каната отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении. Полученная длина является шагом свивки. Кроме того, у канатов односторонней свивки направления свивки проволок в пряди и прядей в канате совпадают, а у канатов крестовой свивки направления свивки проволок в пряди и прядей в канате противоположны.
Нормы браковки стальных канатов по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки даны в табл.2.
Таблица 2
Нормы браковки стальных канатов
Коэффициент запаса прочности каната | Конструкция каната | |||||||
6*19=124+1ос | 6*37=222+1ос | 6*61=306+1ос | 18*19=342+1ос | |||||
По отношению диаметра каната к диаметру пряди | Число обрывов проволок на длине одного шага свивки, при котором канат должен быть забракован | |||||||
крестовой | односторонний | крестовой | односторонний | крестовой | односторонний | крестовой | односторонний | |
До 6 | ||||||||
От 6 до 7 | ||||||||
Свыше 7 |
Каков порядок технического обслуживания и эксплуатации
Грузоподъемных кранов?
Работоспособность и исправность кранов на протяжении всего срока службы обеспечивается мероприятиями, предусмотренными системой технического обслуживания и ремонта кранов (ГОСТ 256468 – 3).
Согласно нормативно-технической документации заводов-изготовителей для грузоподъемных кранов установлены четыре вида технического обслуживания:
- ежемесячное обслуживание;
- техническое обслуживание № 1;
- техническое обслуживание № 2;
- сезонное обслуживание.
Техническое обслуживание – комплекс работ по поддержанию исправности и работоспособности кранов в период их использования, хранения и транспортирования.
Ежемесячное обслуживание предназначено для общего контроля технического состояния крана. Оно включает в себя: осмотр составных частей; дозаправку систем и смазки; контроль работы силовой установки во всех режимах; проверку состояния грузового каната и его крепления; осмотр уровня рабочей жидкости в гидросистеме, проверку надежности и безопасности электрооборудования, приборов и устройств безопасности; очистку и мойку крана.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) выполняется с целью снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей. Оно предусматривает выполнение всех работ ежемесячного обслуживания, а также проверку состояния металлоконструкций, работоспособности секций стрелы, надежности крепления несущих сборочных единиц к основным частям, состояния зубчатых и карданных передач, исправности электро- и гидрооборудования, герметичности трубопроводов, исправности канатов и приборов безопасности, работоспособности электрических цепей и систем управления. ТО-1 выполняется через каждые 100 машино-часов наработки.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) включает в себя работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно проверку муфт, червячных и зубчатых передач редукторов, подшипников, болтовых и шпоночных соединений, замену фрикционных накладок тормозов, набивку сальников. ТО-2 имеет целью снижение интенсивности износа деталей, выявление и предупреждение отказов. Кроме того, ТО-2 предусматривает очистку внутренних частей электродвигателей от пыли и грязи, проверку электрической и механической защиты электрооборудования, токосъемников и наружной изоляции, заземляющего устройства. Проверяется состояние подкрановых путей. Для самоходных грузоподъемных кранов предусматривается замена масла в картерах и гидросистеме, промывание распределителей и фильтров, регулирование приборов безопасности, проверка работы осветительных приборов. ТО-2 выполняется через каждые 500 машино-часов.
Сезонное обслуживание предназначено для подготовки грузоподъемного крана к эксплуатации в холодное или теплое время года. Проведение сезонного обслуживания совмещается обычно с ТО-2, ближайшим по сроку выполнения к наступлению соответствующего периода эксплуатации.