Грузы сельскохозяйственного комплекса – это продукция сельскохозяйственного производства: полеводства, овощеводства, садоводства, растениеводства, животноводства и другая, а также посевные и посадочные материалы, удобрения, корма, топливо и запчасти для сельскохозяйственных машин, различные грузы хозяйственно-производственного и бытового назначения для фермерских, кооперативных и прочих хозяйств в сельской местности.
Классификация грузов. Сельскохозяйственные грузы классифицируют по физико-механическим свойствам, по степени возможного, использования грузоподъемности транспортных средств, по способу-(возможности механизации) погрузки-разгрузки и по сезонности, срочности и массовости перевозок.
По физико-механическим свойствам различают твердые, жидкие (полужидкие) и газообразные грузы. Большинство сельскохозяйственных продуктов относится к твердым грузам. При неудовлетворительной организации перевозок, неправильной погрузке-разгрузке продукты подвергаются загрязнению и порче, теряют: свои питательные или семенные качества.
По степени опасности грузы подразделяют на 7 групп: 1) малоопасные; 2) опасные - горючие (бензин, керосин, нефть и пр.); 3) опасные - пылящие и горючие (цемент, известь и т. п.); 4) опасные - 1 обжигающие жидкости (кислоты, каустик, жидкие химикаты и т. п.); 5) баллоны со сжатым газом; 6) опасные по габаритным размерам; 7) особой опасности (взрывчатые вещества, отравляющие газы и т. д.).
По размерам грузы делят на габаритные, крупногабаритныенестроительные (от 2,5 до 3,8 м по высоте, от 2 до 2,5 м по ширине или более 3 м по длине), негабаритные (превышающие указанные размеры или выступающие за задний борт или край платформы более чем на 2 м); по массе - на нормальные, тяжеловесные (упакованные или штучные грузы с массой одного места свыше 250 кг и катные грузы с массой свыше 500 кг) и легковесные (имеющие малую массу при большом объеме).
По степени возможного использования грузоподъемности транспортных средств различают 5 классов грузов: I класс - коэффициент возможного использования грузоподъемности 1,0; II класс - коэффициент от 0,99 до 0,71, в среднем (для расчетов) 0,85; III класс - коэффициент от 0,70 до 0,51, в среднем 0,60; IV класс - коэффициент от 0,50 до 0,41, в среднем 0,45; V класс - коэффициент от 0,40 до 0,30. В зависимости от класса груза установлены тарифы на их перевозку.
Большинство массовых сельскохозяйственных грузов (зерно, кукуруза, сахарная свекла, картофель, овощи) относится ко II или III классам, а сено, солома, хлопок-сырец, силос - к IV или V классу. Перечень грузов с указанием, к какому классу они относятся, приводится в справочниках.
По возможности механизации погрузки-разгрузки грузы делят на штучные, навалочные, насыпные, наливные, тарные и бестарные.
Большинство сельскохозяйственных грузов являются навалочными и насыпными, т. е. такими, которые допускают погрузку и выгрузку навалом, без упаковки, а учитываются по массе и объему.
Наливные грузы перевозят в специальных кузовах - цистернах. По сложности погрузочно-разгрузочных операций наливные грузы подразделяют на 3 группы: обычные жидкие грузы (молоко, жидкое топливо и др.), вязкие (жом, масла) и ассенизационные (навозная жижа).
По степени трудности погрузки и разгрузки грузы разделены на 4 категории. По этим категориям исчисляется заработная плата грузчиков.
По сезонности, срочности и массовости перевозокразличают:
- грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями;
- грузы, перевозки которых могут осуществляться в сроки, не зависящие от агротехнических требований.
Сельскохозяйственные грузы отличаются следующими специфическими особенностями:
1) сезонностью вывозки сельскохозяйственных продуктов, связанной со сроками уборки урожая;
2) неравномерностью грузопотоков по разным районам страны, вызванной размещением производства сельскохозяйственных продуктов, а также неодинаковой обеспеченностью транспортными средствами разных районов страны;
3) неравномерностью грузопотоков даже одного вида сельскохозяйственных продуктов в связи с различными сроками созревания сельскохозяйственных культур, колебаниями урожайности, погодными условиями и др.
Перевозки сельскохозяйственных грузов подразделяются на две основные группы: внехозяйственные и внутрихозяйственные перевозки.
Для перевозки сельскохозяйственных грузов используют бортовые автомобили, автомобили-самосвалы и автопоезда. Автомобили-самосвалы, предназначенные для перевозки зерна и других сельскохозяйственных грузов, имеют грузовую платформу с более высокими бортами и увеличенной емкости. Платформа может закрываться складывающейся крышкой.
Для перевозки сельскохозяйственных грузов (зерна и других продуктов) применяют автопоезда с кузовом увеличенной емкости.
Специфика перевозок сельскохозяйственных грузов заключается в сезонности, в больших колебаниях дальности, в особых свойствах перевозимых грузов.
При перевозках сельскохозяйственных грузов применяют автомобили-самосвалы, имеющие деревянно-металлическую платформу и верхнюю складную крышку, а для погрузки и выгрузки - бункера, зерно - и свеклопогрузчики и автомобиле-подъемники, позволяющие разгружать автомобиль и прицепы за 3 - 4 мин.
На перевозках сельскохозяйственных грузов занято значительное количество подвижного состава автомобильного транспорта. Непрерывно увеличивается количество автомобилей, принадлежащих непосредственно колхозам и совхозам.
Предназначены для перевозки сыпучих промышленных и сельскохозяйственных грузов, рассчитаны на эксплуатацию в составе автопоезда по дорогам, допускающим осевую нагрузку до 98 кН (10 тс), вне дорог с твердым покрытием и на технологических дорогах при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 С и относительной влажности воздуха до 80 % при плюс 15 С.
Учитывая необходимость перевозок сельскохозяйственных грузов в кратчайший срок, максимально механизируются погрузочно-разгру-зочные работы. Для большей механизации погрузки и выгрузки свеклы, картофеля и других овощей широко применяют контейнеры, которые грузят на автомобиль и снимают с него при помощи подъемных механизмов.
Для осуществления перевозки различных сельскохозяйственных грузов ежегодно автотранспортными предприятиями создаются автомобильные колонны (автоотряды), которые при организации ТО и ремонта руководствуются специальной нормативно-технологической документацией, учитывающей особенности организации и технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих в отрыве от базы.
Очень острой остается проблема перевозок сельскохозяйственных грузов. Их объемы постоянно растут, а парк автомобилей на селе увеличивается медленно. К тому же село получает автомобили, как правило, не приспособленные для перевозки сельскохозяйственных грузов. Проблему транспорта для села, как бы ни было трудно, пора решать кардинальным образом.
Автомобили-погрузчики со съемными кузовами предназначены для перевозки промышленных, строительных и сельскохозяйственных грузов с механизированным снятием и установкой груженых кузовов. Такие автомобили оборудованы качающейся рамой-порталом, имеющей гидравлический привод. Для перевозки съемных кузовов-контейнеров используются автомобили-погрузчики с наклоняющейся рамой, которая имеет гидравлические подъемные механизмы.
Для работы автомобилей, занятых на перевозках сельскохозяйственных грузов в комплексе с уборочными машинами, составляют почасовой график, в котором должны быть учтены производительность сельскохозяйственной машины, дальность ездки и грузоподъемность автомобиля. Такой метод способствует сокращению сроков сельскохозяйственных работ, повышению использования сельскохозяйственных машин и производительности автомобиля.
Автомобили, направляемые, например, на перевозки сельскохозяйственных грузов, группируются в автоколонны и обеспечиваются передвижными техническими средствами (передвижной ремонтной мастерской, автомобилями-топливозаправщиками и др.), оборудованием, инструментами и запасными частями.
По сравнению с перевозками других грузов народного хозяйства перевозки сельскохозяйственных грузов имеют ряд особенностей.
Большой удельный вес в транспортной работе автомобильного парка нашей страны занимают перевозки сельскохозяйственных грузов. Сельскохозяйственные грузы должны быть перевезены в кратчайшие сроки и без потерь, для чего водитель должен приготовить автомобиль с учетом вида груза, для перевозки которого предназначен автомобиль. Во время завозки удобрений, сева и особенно при уборке урожая к таким перевозкам привлекают автомобили, постоянно работающие в других отраслях народного хозяйства. При перевозке зерна навалом кузов необходимо уплотнить или применить для предохранения от потерь и защиты зерна брезент, а если автомобиль будет занят на перевозке овощей или свеклы, то для полного использования его грузоподъемности необходимо нарастить борта и использовать один или даже несколько бортовых прицепов.
Автомобили, направляемые на работы в отрыве от постоянных баз, например на перевозки сельскохозяйственных грузов, группируются в автоколонны и обеспечиваются передвижными техническими средствами (передвижной ремонтной мастерской, автомобилями-топливозаправщиками и др.), оборудованием, инструментами, запасными частями и агрегатами, позволяющими выполнять полный объем работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей.
Мамонтовским заводом треста ГАРО на шасси ЗИЛ-130 изготовлен автомобиль со съемными кузовами (рис. 135), предназначенный для перевозки промышленных, строительных и сельскохозяйственных грузов с механизированным снятием и установкой груженых кузовов различных типов. Качающаяся рама-портал приводится в движение двумя гидроцилиндрами. Для повышения устойчивости сзади предусмотрены гидравлические опоры.
Учитывая большое государственное значение этого дела, мы считаем необходимым построить заводы по производству не менее 300 тысяч тракторных прицепов в год, приспособленных для перевозки сельскохозяйственных грузов.
Для составления годового плана в хозяйстве необходимо иметь следующие данные: посевная и уборочная площади культур в планируемом году и размещение их по полям севооборотов в отдельных производственных единицах (отделение, бригада, звено); емкость зернохранилищ, картофеле -, овоще - и плодохранилищ и их кубатура; данные о наличии машин, тракторов (для целей защиты растений), спецаппаратуры и пестицидов (наименование и количество); сведения о зараженности вредителями и болезнями растений в полях севооборота, плодового сада, виноградников и численности вредителей, ушедших на зимовку; данные о засоренности полей с указанием ботанических групп сорняков (карта засоренности полей); прогноз распространения и появления главнейших видов вредителей и болезней растений по данным пункта диагностики и прогнозов районной (межрайонной) станции защиты растений; объем запланированных и фактически выполненных работ по защите растений в истекшем году по каждому объекту, культуре и полям севооборотов; установленные нормы выработки и расценки по оплате труда на работах по защите растений, в том числе и на работах, выполняемых авиацией; нормы отчислений на амортизацию и ремонт тракторов, автомашин и спецмашин; стоимость горюче-смазочных материалов; стоимость перевозок сельскохозяйственных грузов; технологические карты по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками.
Узким местом в народном хозяйстве республики является транспорт. Основной объем перевозок сельскохозяйственных грузов у нас составляют скоропортящиеся продукты-виноград, овощи, фрукты, эфиромасличное сырье, перевозки которых необходимо осуществлять в короткий срок. Вдобавок эти перевозки совпадают по времени с перевозками подсолнечника, зерна, сахарной свеклы и других культур. Слабая обеспеченность транспортом ведет к большим потерям.
С целью сокращения количества перебрасываемых автомобилей до минимума необходимо еще зимой качественно подготавливать подвижной состав колхозов и совхозов к предстоящим работам, применять рациональные формы организации работы подвижного состава. Автомобили на перевозках сельскохозяйственных грузов в период уборки урожая могут быть сформированы в отдельные автоколонны, имеющие стоянки в непосредственной близости к месту уборки. Потребность в автомобилях в период уборки может сокращаться ввиду использования на различных вспомогательных транспортных работах гужевого транспорта и тракторов с прицепными тележками.
Только в сельское хозяйство за пятилетие (1966 - 1970 гг.) будет направлено 1100 тыс. грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности и проходимости. Предусматривается значительное увеличение поставки прицепов, самосвалов, специальных автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов, автокранов, тракторных погрузчиков и других погрузочно-раз-грузочных средств.
Выпускаются Саранским заводом автомобилей-самосвалов с 1975 г. на базе автомобиля ГАЗ-52-04. Предназначены: САЗ-3504 для перевозки строительных и промышленных грузов, САЗ-3503 для перевозки сельскохозяйственных грузов. Кузов - цельнометаллический с разгрузкой назад.
Кузов ЗИЛ-ММЗ-555 - цельнометаллический с защитным козырьком, разгрузка назад, ЗИЛ-ММЗ-554М - цельнометаллический с надставными решетчатыми бортами, разгрузка на три стороны. Предназначены: ЗИЛ-ММЗ-555 - для перевозки строительных и промышленных грузов, ЗИЛ-ММЗ-554М для перевозки сельскохозяйственных грузов.
Поставлять сельскому хозяйству наиболее экономичные автомобили повышенной грузоподъемности и проходимости, значительно увеличить наряду с поставкой автомобильных и тракторных прицепов поставку самосвалов, специальных автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов, автокранов, тракторных погрузчиков и других погрузочно-разгрузочных средств.
Выполнить конспект лекции до 24.05.2020.
Изучить материал учебника: стр.57-66 Киреева Н.С. Складское хозяйство: учеб. пособие / Н.С. Киреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.