Священные праздники, культовая практика




Как и во всякой религии в исламе много праздников. Многие связаны с пророком Мухаммадом и другими пророками, упоминаемыми в Коране. Священный день, который надо посвятить Аллаху – пятница. В исламских странах является выходным днем. Мусульмане пользуются лунным календарем, начало летоисчисления – 622 г. (год хиджры).

После поста (уразы) празднуется радостный ураза-байрам, который длится 3-4 дня. В этот день мусульмане посещают могилы предков, раздают милостыню и кормят бедных, ходят в гости, надевая новую одежду, и дарят подарки.

Курбан-байрам («курбан» по-тюркски – означает «жертва») - праздник жертвоприношения. Отмечается также после поста (уразы), но через 70 дней, и длится 4 дня. Отмечается в память о жертвоприношении Ибрахимом сына Исмаила (хотя имя сына не называется, но последующие предания говорят именно об Исмаиле, а не Исааке (Ицхаке), который родился позже). Аллах не позволил пролить кровь сына Ибрахима, вместо него в жертву был принесен баран. Мусульмане режут овцу (барана), или корову, или верблюда (с соответствующей молитвой), а затем раздают мясо жертвенных животных бедным. В Коране говорится: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что любите».

Мавлюд- праздник, посвященный дню рождения пророка.

Мирадж – этот праздник в честь чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада на быстром, как молния, коне Аль-Бураке в Иерусалим, а также его вознесению на небо к престолу Аллаха.

Ночь Предопределения – этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммаду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого человека, учитывая его добродетели и молитвы. Желательно проводить этот праздник в молитвах, в мечети.

Ночь Творения – в эту ночь Аллах сходит с престола и внемлет молитвам верующих. Мусульмане в эту ночь возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов, дают обеты на будущее, посещают гробницы праведников, раздают милостыню и еду нищим, сладости детям.

Кроме общемусульманских праздников, существуют особые праздники у шиитов.

В исламе (как и в иудаизме) запрещены изображения Бога (а также живых существ, включая человека), нет иконопочитания, мечети украшаются только геометрическим орнаментом.

В раннем исламе не было поклонения святым, но со средних веков распространилось почитание многочисленных святых и их гробниц. Прежде всего это культ Мухаммада, а также пророков, живших до него. Кроме того, сложился культ членов семьи Мухаммада, особенно его дочери Фатимы, ее мужа Али и их потомков, а также сподвижников Пророка и мучеников за веру.

Считаются излишними чрезмерные просьбы Аллаху о своих нуждах, т. к. Бог сам знает, что нужно человеку. Главная цель молитвы – восхваление Аллаха и демонстрация преданности ему. Важнейшая молитва ислама «Аль-Фатиха» («Открывающая») – ею начинается Коран. Вот текст молитвы в переводе иман В. Пороховой:

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров.

Всемилостив и милосерден Он один

Дня судного один Он властелин.

Лишь пред тобой колени преклоняем

И лишь к тебе о помощи взываем.

Направь прямою стезею нас.

Что Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен.

Но не для тех, на ком Твой гнев и кто в неверии блуждает.

В исламе существуют пищевые запреты (например, на употребление в пищу свинины) и запрет на употребление алкогольных напитков.

 

Мистика в исламе

Мистическое течение в исламе называется суфизм. Существует два варианта объяснения этимологии этого слова: 1. Оно происходит от названия шерстяной одежды, которую носили мистики-аскеты – «суфи». 2. Оно происходит от слова «тасаф-вуф», что означает «учение о сокровенном».

Суфизм отстаивает мистический путь познания Бога вплоть до полного единения личности верующего с Аллахом посредством мистического экстаза. Основы исламской мистики были разработаны Абу Хамидом аль Газали (1058-1111 гг.) в его труде «Воскрешение наук о вере». Суфии именовались также «дервиши», были аскетами и отшельниками.

Признается 4 ступени приближения к Аллаху. 1-я из них – соблюдение обрядов и узаконений (шариат). 2-я ступень – тарикат («тарик» - «путь к истине») – полное отрешение от мирских забот. 3-я ступень – маарафат – достижение мудрости (способности познания сути вещей) посредством особой духовной практики, которая называется «зикр» - «воспоминание о Боге» - и представляет собой экстатическое моление, состоящее в произнесении молитвенных формул, иногда сопровождающихся музыкой и танцами («вертящиеся или танцующие дервиши»). 4-я ступень – хакикат – доступна лишь святым (захидам) и представляет собой полное познание божественной истины.

Суфии группировались вокруг авторитетных наставников – шейхов, имамов, пиров – и составляли суфийские братства (ордена), называемые по имени их основателей. Самые известные существуют и поныне: «Кадирийя» (с XII в. в Багдаде, его основатель: Абд-аль-Кадир-Гилянский) и «Накшбендия» (существует с XIV в. в Бухаре; основатель; Беха-аддин Накшбенди). От Накшбендии появились религиозно-политические движения: мюридизм и ваисизм).

Главная особенность религиозной системы ислама в том, что он представляет собой чистый, бескомпромиссный монотеизм. Сам Мухаммад – только пророк, но успех его деятельности доказывает, что его слова исходили от Бога.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Когда и как сложился ислам?

2. Что такое хиджра?

3. В чем сходство и отличие Корана от Библии?

4. Почему ислам называется авраамической религией?

5. Какие пророки признаются в исламе?

6. Кем является И. Христос с точки зрения мусульман? Как его именуют в Коране?

7. Перечислите пять столпов веры ислама.

8. В чем отличие суннитов от шиитов?

9. Какую роль играет в исламе Сунна пророка Мухаммада?

10. По какому принципу организовано содержание в Коране?

11. Существует ли церковная организация в исламе?

12. Чему посвящен праздник Курбан-Байрам?

13. Что такое суфизм?

14. Какие суфийские ордена вы знаете?

15. Какая религия предъявляет более высокие требования к человеку – христианство или ислам? В чем это выражается?

16. Назовите важнейшие праздники ислама.

17. Найдите обрядовое сходство ислама и иудаизма.

18. В чем отличие понимания Бога в исламе от христианства?

 

Литература:

Основная:

1. Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

2. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение – СПб.: Питер, 2008.

3. История религии. В 2-х т.: учебник для вузов/под общ. ред. проф. И. Н. Яблокова, т. 2. - М.: Высшая школа, 2007.

4. Коран /пер. И. Ю. Крачковского - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

5. Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

6. Религии мира: словарь-справочник./под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2009.

7. Религиоведение для студентов педагогических вузов/под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008.

8. Родионов М. А. Ислам классический – СПб,, Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2008.

9. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий. – М.: Вече, 2008.

 

Дополнительная:

1. Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г.. Мировые религии.- М.: Изд-во ПРИОР, 1998.

2. Журавский А. В. Ислам. – М.: Весь Мир, 2004.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991.

4. Малерб Мишель. Религии мира. –М. – СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997.

5. Мирча Э. История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации. – М.: Академический проект, 2008.

6. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.

7. Суфийская мудрость. - Ростов н/Д: МарТ, 2007.

8. Хаустен А., Кеншерпер Ю., Мохманн В. Мировые религии. – М.: Мир книги, 2007.

9. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 2. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аванта+, 1996.

ТЕМА IV. Раздел 3. БУДДИЗМ. История возникновения. 4 благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Развитие буддизма: хинаяна (тхеравада) и махаяна. Распространение буддизма в мире, упадок в Индии.

Буддизм – первая мировая религия, возникшая в VI в. до н. э. Его родина – Индия; он глубоко связан с индийским мировоззрением и мироощущением. Но это не помешало буддизму приобрести большую популярность прежде всего на Востоке – в Китае, Японии, в Азии но также и в Европе, и в Америке. Правда, массовое увлечение буддизмом как религией и философией началось на Западе только в XIX и XX вв. Древность буддистских идей не оказалась помехой для их распространения.

Считается, что буддизм возник как реакция на учения, признающие авторитет древнеиндийских священных книг – Вед – и примыкающих к ним толкований (брахманов и упанишад). Однако очевидно, что буддизм заимствовал и развил некоторые фундаментальные положения брахманизма. В отличие от брахманизма и индуизма буддизм не признавал деления людей на варны (впоследствии – касты), точнее, игнорировал такое деление, считая всех людей равными. Спасение зависит только от самостоятельной внутренней работы человека над собой, от его духовного совершенства. Это способствовало превращению буддизма в мировую религию.

Свое название буддизм получил от имени своего основателя, прозванного Буддой, что значит - Просветленный. Основатель буддизма носил имя Сиддхартха Гаутама и был сыном царя Шуддходаны из рода Шакьев. Его называют также Шакьямуни, что означает «Мудрец из рода Шакьев». Отец Сиддхартхи получил предсказание, что его сын может стать великим царем, но может стать отшельником, отказавшись от обычной жизни. Чтобы избежать такого неблагоприятного варианта, отец оберегал сына от знакомства с тяжелой стороной жизни, окружил его роскошью. Жизнь мальчика проходила в царском дворце, он не выходил за пределы прекрасного сада, окружавшего дворец. Все шло благополучно; ребенок вырос, стал красивым юношей, женился, у него родился сын. Но однажды он совершил 4 прогулки по городу и встретил сначала - больного, затем - старика, а затем - похоронную процессию и отшельника. Так Сиддхартха Гаутама узнал, что на свете есть болезни, старость и смерть, которые ждут каждого человека. Есть люди, которые ищут пути выхода из жизни, исполненной страданий – это аскеты и отшельники. Гаутама решил последовать их примеру и понять, есть ли смысл в жизни, которая неизбежно заканчивается смертью. Он покинул свою семью и отправился странствовать, став аскетом. Но путь аскетизма разочаровал его, не дав ответа на мучившие вопросы о смысле жизни и избавлении от смерти. Он прекратил изнурять себя голодом, чем вызвал негодование своих сотоварищей – их было пять человек, они ушли от Гаутамы прочь.

Сиддхартха Гаутама предавался медитативному созерцанию, сидя под баньяновым деревом и внезапно ему открылась истина - он стал Буддой (Просветленным). Это дерево назвали деревом Бодхи, т. е. Пробуждения. Будда Шакьямуни открыл четыре благородные истины, и придя в Олений парк г. Бенареса (ныне г. Варанаси) поведал их покинувшим его аскетам. Они стали первыми учениками и монахами. Бенаресскую проповедь слушали также две газели. Примечательно, что две газели традиционно изображаются по обе стороны восьмирадиусного Колеса Учения как символа буддизма и буддистской проповеди. Эти символы мы встречаем в буддийских храмах (например, в г. Санкт-Петербурге).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: