Распространение буддизма




Буддизм стал первой религией, которая стала привлекательной для народов иных культур, сумела распространиться во многих сопредельных с Индией странах. При этом буддизм изменялся, подстраивался под менталитет других народов, и обогащал их своими идеями и духовной практикой. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. – в Китае, со II в. – на полуострове Индокитай, с IV в. – в Корее, с VI в. – в Японии, с VII в. – в Тибете, с XII в. – в Монголии.

При этом важно отметить, что классический ортодоксальный буддизм (тхеравада или хинаяна) получил распространение в Шри-Ланке (Цейлон), Ньяме (бывшая Бирма), Тайланде, Лаосе и Камбодже.

Буддизм махаяны утвердился в Китае, откуда проник в Японию, Корею, Тибет, Монголию и Россию.

Временем небывалого подъема буддизма можно считать II - VIII вв. Появилось множество буддийских монастырей – центров просвещения, учености и искусства. Некоторые монастыри стали своего рода университетами, куда приезжали на учебу буддисты разных направлений со всей Азии. В V в. в Северном Бихаре (Индия) был открыт знаменитый монастырь - университет Наланда.

Однако в Индии с VIII в. буддизм начал приходить в упадок, уступив место традиционному индуизму. Индуизм сумел включить в свое учение и религиозную практику, и многие элементы буддизма. Будда в индуизме стал воплощением бога Брахмы. К XIII в. буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез.

В других странах сложились национальные формы буддизма, наиболее известные – чань-буддизм в Китае (соединение буддизма и даосизма) и дзэн-буддизм в Японии (соединение буддизма с синтоизмом)[40].

 

Вопросы для самопроверки:

1. Когда появляется буддизм, в чем его отличие от брахманизма?

2. Кто такой Будда?

3. Признается ли существование Бога (богов) в классическом буддизме тхеравады (хинаяне)?

4. В чем заключаются четыре благородные истины буддизма?

5. Каковы важнейшие особенности буддийского учения о мире и человеке?

6. Кто может достичь спасения (нирваны) по теории классического буддизма (хинаяны)?

7. Что такое сангха?

8. Каковы правила поведения бхикшу?

9. Где распространился классический буддизм хинаяны?

10. Какова история развития и распространения буддизма?

11. В чем отличие буддизма махаяны от первоначального (хинаяны)?

12. Трактовка Будды в махаяне.

13. Кто такие бодхисатвы, архаты?

14. Что такое нирвана – при жизни и после смерти?

15. В чем причины упадка буддизма в Индии?

 

Литература:

Основная:

1. Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

2. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение – СПб.: Питер, 2008.

3. История религии. В 2-х т.: учебник для вузов/под общ. ред. проф. И. Н. Яблокова, т. 2. - М.: Высшая школа, 2007.

4. Коран /пер. И. Ю. Крачковского - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

5. Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

6. Религии мира: словарь-справочник./под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2009.

7. Религиоведение для студентов педагогических вузов/под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

1. Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М., 1998.

2. А. Мень. Проповедь Гаутамы Будды/ Наука и религия, 1991, № 11; 1992, №№ 1, 2.

3. Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. – М.: Русский путь; Париж: YMCA- Press, 2005.

4. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение. – СПб.: Питер, 2008.

5. Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. – Пг., 1919.

6. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956.

7. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.

8. Розенберг О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991

9. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. - М., 1996.

 

 

Темы для рефератов

1. Роль религии в жизни человека.

2. Отличие теистических религий от пантеистических.

3. Ядро религии – вера или культ?

4. Проблема достоверности духовного опыта.

5. Понимание Бога в теистических религиях.

6. Особенности мистического познания.

7. Обоснование креационизма.

8. Классические доказательства бытия Бога в европейской теологии и философии.

9. Современные доказательства бытия Бога.

10. И. Кант о роли религии.

11. Марксизм о сущности религии.

12. Важнейшие идеи книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта».

13. Религия как обоснование абсолютных ценностей.

14. Причины и результаты антирелигиозной политики в Советском государстве.

15. Значение тотемизма в жизни рода (племени).

16. Проявление фетишизма в наши дни.

17. Д. Фрэзер об отличии магии от религии.

18. Религия древних греков.

19. Религия древних римлян.

20. Религия древних кельтов.

21. Религия вуду.

22. Религия древних славян.

23. Теория З. Фрейда о происхождении религии – «за» и «против».

24. Современное сектантство – суть, разновидности.

25. Мыслители древности о происхождении религии.

26. Виды магической практики.

27. Магия глазами ученых и мистиков.

28. Обряды и праздники в иудаизме.

29. Мистика в иудаизме – хасидизм.

30. Трактовка мифов книги «Бытие» (Библия, Ветхий Завет).

31. ТаНаХ и Библия – сходство и отличие.

32. Каббала – мистическое учение иудаизма.

33. Талмуд – Предание в иудаизме. Структура, содержание.

34. Обряды и праздники в исламе.

35. Посты в христианстве – их суть и значение.

36. Обряды и праздники в православии (католичестве).

37. Отличие православия от католицизма.

38. Особенности протестантизма, отличие от католицизма и православия.

39. Суть и роль Реформации в культуре Европы.

40. Значение идеи предопределения в протестантизме.

41. Лютер и Кальвин – выдающиеся деятели Реформации.

42. Особенности мистики в Восточной и Западной церкви.

43. Роль Сунны в исламе.

44. Особенности мистики в исламе (суфизм).

45. Библия и Коран – сходство и отличие.

46. Иудаизм, христианство, ислам – сходство и отличие.

47. Роль пророков в авраамических религиях.

48. Будущее религии

49. Причины антисемитизма.

50. Сущность и значение аскетизма.

51. Святые православной церкви.

52. Святые западной (католической) церкви.

53. Правда (ложь) спиритизма.

54. Буддизм – религия без Бога.

55. Учение буддизма.

56. Нирвана – трактовка спасения в буддизме.

57. Трипитака - Священная книга буддизма.

58. Сходство христианства и буддизма махаяны.

59. Отличие буддизма махаяны от классической тхеравады (хинаяны).

60. Роль буддистских монастырей в культуре Индии.


[1] См.: Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. Изд-е 2-е, переработ. и дополн.- ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001, с. 323.

[2] См.: Энциклопедический словарь по культурологии. – М., Изд-во «Центр», 1997, с.322.

[3] См.: Бородай Ю. М. К вопросу о социально-психологических аспектах происхождения первобытно-родовой общины/Принцип историзма в познании социальных явлений. – М.: Наука, 1972, с. 189 – 190, 192.

[4] См.: Бородай Ю. М., указ. раб., с. 198.

[5]См.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1986.

[6] Слово «шаман» пришло из языка эвенков (народы Сибири), оно широко используется для обозначения людей незападных культур, которых называли раньше «знахарь», «колдун», «маг», «ведьма», «ворожей».

[7] Цит. по: Харнер М. Путь шамана/ Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. – М.: Республика, 1992, с. 429.

[8] См.: Там же, с. 413..

[9] См.: Энциклопедия для детей. – М.: Изд-во Аванта+, т. 6, ч.1, Религии мира.с. 363.

[10]. Энциклопедия для детей. Т. 6. ч. 1. Религии мира – М.: Аванта+, 1996, с. 350.

[11] «Обетованная» значит «обещанная».

[12] См.: Исх.: 20, 2-17 - Библия. – Российское библейское общество, М., 2004

[13]П. Флоренский, А. Ельчанинов, С. Эрн. История религии. С. 107.

[14]Еккл 9; 7 - Библия. – М., 2004.

[15] Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М.: Изд-во ПРИОР, 1998. – с. 407.

 

[16] Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. с. 429.

[17] Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии.,с. 122.

 

[18] Иов 14: 10.

[19] Пс. 6: 6

[20] Еккл. 3: 21

[21] Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1989, с.73.

[22] Ср.: Мф. 1: 21: «и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей Своих от грехов их».

[23] Ин.15:12

[24] Мф. 5: 43

[25] Ин. 1:1.

[26] Быт. 3:17

[27] См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т.: Т. 3 – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.с.395.

[28] Называется так потому, что отмечается в пятидесятый день после Пасхи, являющейся переходящим праздником.

[29] Рашкова Р. Т. Католицизм – Спб.: Питер, 2007, с. 19.

[30] Мф.: 5; 32.

[31]См.: Добротолюбие. В 5-ти тт. – Репр. изд- е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

[32] См.: Мишель Малерб. Религии человечества. М-Спб., 1997, с. 306.

[33] См.: Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах – Т 2, 1995, с.514 – 519.

[34]Рашкова Р. Т. Католицизм, с. 203.

[35] См.: М. Лютер. 95 тезисов – СПб.: Роза мира, 2002.

[36] См.: Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии – с. 92.

[37] См.: Розенберг О. Труды по буддизму.- М.: Наука, 1991, с. 24-25.

[38] Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. С. 381.

[39] Там же. С. 383.

[40] Об этом см.: Н. В. Веткасова. Пособие по религиоведению. Часть II. История религий Востока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: