· По этиологическому фактору
· По масштабу
· По механизму формирования потока
· По поражающим факторам
· По масштабу разрушений
По этиологическому фактору:
· Катастрофы техногенного характера
· Катастрофы природного характера
· Катастрофы экологического характера
· Катастрофы социального характера
По масштабу
· Малые – 25-100 человек раненых и погибших или 10-50 человек нуждается в госпитализации;
· Средние – 101-1000 человек раненых и погибших или 51-250 человек нуждается в госпитализации;
· Большие – более1000 раненых и погибших или более 250 человек нуждается в госпитализации.
По механизму формирования потока:
· одномоментный - при возникновении потока санитарных потерь в течении минут, часов после катастрофы;
· пролонгированный - в течение нескольких дней;
· медленный - в течении недель, месяцев;
· отсроченный - при возникновении потока санитарных потерь спустя некоторое время (исчисляемое днями) после катастрофы.
По поражающим факторам природных и техногенных катастроф:
· динамический, механически воздействующий на человека и окружающую среду (взрывная волна, первичные и вторичные снаряды, предметы, придавливания разрушенными конструкциями зданий, укрытий, блиндажей и т.д.);
· термический (высокая и низкая температура и т.д.);
· радиационное излучение;
· аварийно-опасные химические вещества (АОХВ);
· биологические (бактериологические) средства;
· психический компонент воздействия факторов катастрофы на человека;
· комбинированный.
По масштабу разрушений различают катастрофы следующих уровней:
o объектового;
o территориального;
o регионального;
o государственного;
o межгосударственного.
Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС; понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспечения оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах.
РСЧС - государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Задачи РСЧС:
· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
· проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
· создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
· подготовка населения к действиям в ЧС;
· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
· ликвидация ЧС;
· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Основные принципы построения и функционирования РСЧС:
· защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
· организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной (функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
· реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
· заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
· согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
· соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
Перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС:
· Функциональные подсистемы РСЧС (службы):
· служба медицины катастроф (Минздрав России);
· служба охраны общественного порядка (МВД России);
· противопожарная служба (МЧС России);
· служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
· государственная спасательная служба (МЧС России);
· служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);
· служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
· служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
· противопаводковая служба (Минприроды России);
· служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
· служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
· транспортная служба (Минтранс России);
· служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
· служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Структура РСЧС
Все уровни управления РСЧС имеют:
· постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);
· органы обеспечения оперативного управления (пункты управления), координирующие органы;
· силы и средства;
· резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующие органы управления РСЧС:
· на федеральном уровне - МЧС России;
· на региональном уровне - региональные центры МЧС России
· на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:
· оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
· дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
на федеральном уровне -
· Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС
· ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне -
· региональные центры ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
на территориальном уровне –
· КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне –
· КЧС органов местного самоуправления;
на объектовом уровне (в организациях) –
· объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.