1. Методические рекомендации преподавателям.
Детские голоса имеют много специфических особенностей, что
является важным фактором при обучении детей. Преподавателю
академического вокала, прежде чем приступить к занятиям с детьми и
подростками, необходимо познакомиться со спецификой детского
возрастного звучания, в противном случае есть опасность привить детям
вокальные навыки, не отвечающие их возрасту. Развитие вокальных
способностей детей должно осуществляться не с целью максимальной
эксплуатации возможностей детского голоса, а с целью наиболее
рационального развития этих возможностей.
Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст требует особых методических подходов.
При реализации данной программы необходимо учитывать
психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в
различных возрастных группах.
В 6-7 лет гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у детей 6 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого
голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки
голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот
период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные
разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться.
Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей
дыхательной, защитной и голосообразующей функций.
В 9 лет у детей практически полностью оформляется голосовая
мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов.
Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено,
что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр
голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные
навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в
ансамбле и т.д.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального
и вокального слуха и вокальных навыков.
На заключительном этапе обучающиеся имеют опыт исполнения
произведений классической, народной и современной музыки, опыт сольного
и ансамблевого пения. Исходя из этого опыта, они используют полученные
знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с
формированием практических умений и навыков обучающийся получает и
общетеоретические знания (музыкальная грамота и музыкальная литература).
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Список рекомендуемой литературы
Список нотной литературы
«Времена года». Русские народные песни для детей. – М.,
«Музыка», 1975.
«Гори, гори ясно!». Песни и пьесы для детей младшего возраста. -
М., «Музыка», 1984.
«Мы самые счастливые». Песни для детей младшего возрастав
сопровождении фортепиано. – М., «Музыка», 1982.
«Огоньки». Песни советских композиторов для детей младшего
школьного возраста в сопровождении фортепиано. Выпуск 1. – Л.,
«Музыка», 1988.
«Смешные веселые песни». Для детей младшего и среднего
школьного возраста в сопровождении фортепиано. – Л.,
«Советский композитор», 1991.
«Звездочка». Песни и хоры для детей младшего и среднего
школьного возраста в сопровождении фортепиано. – М.,
«Советский композитор», 1987.
«Давайте верить в чудо». Песни и хоры для детей младшего и
среднего школьного возраста в сопровождение фортепиано. – М.,
«Советский композитор», 1990.
«Веселый концерт». Песни для детей младшего и среднего
школьного возраста. – М., «Советский композитор», 1991.
«Большая переменка». Песни и хоры для детей младшего и
среднего школьного возраста в сопровождении фортепиано. – М.,
«Советский композитор», 1992.
«Солнечная капель». Песни для детей младшего и среднего
школьного возраста в сопровождении фортепиано. – М.,
«Советский композитор»,1989.
«Веселые уроки «Радионяни»». Выпуск 1. Для детей младшего и
среднего школьного возраста. – М., «Музыка», 1987.
Хрестоматия к программе по музыке для малокомплектной
общеобразовательной школы 1-3 классы. Первое полугодие. – М.,
«Просвещение», 1987.
Абт Ф. «Школа пения» (избранные упражнения для голоса и
фортепиано). – М., гос. муз. изд-во, 1960.
Алябьев А. «Романсы и песни» том I (Полное собрание). – М.,
«Музыка», 1974.
Алябьев А. «Романсы и песни» том II (Полное собрание). – М.,
«Музыка», 1975.
Варламов А. «Избранные романсы и песни». – М., «Музыка», 1980.
Гурилёв А. «Русские народные песни». Обработка для голоса с
фортепиано. - М., «Музыка», 1978.
Список методической литературы.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренинг. – СПб.,
1997.
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М.:
«МГПИ», 1983.