РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОСОБОВ БЫСТРОГО ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Выпускная квалификационная работа
Допущена к защите
«___» ________ 2022 г.
Заместитель директора
по учебной работе
__________ О.М. Морозова
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс 4, группа 45
Руководитель:
Миниханов
Тимур Фларитович
Челябинск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти. 6
1.1. Понятие, виды и физиологические основы развития памяти. 6
1.2 Особенности и условия развития памяти младших школьников. 12
1.3. Способы быстрого запоминания учебного материала. 21
Выводы по первой главе. 29
Глава II. Эксперементальная работа по развитию исследование памяти у младших школьников в процессе обучения. 31
2.1 Задачи и методика экспериментальной работы.. 31
2.2. Пути реализации способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников. 38
2.3. Оценка и анализ экспериментальной работы.. 44
Выводы по второй главе. 49
Заключение. 50
Список литературы.. 53
Приложение. 56
Введение
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе младшие школьники овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям, а, следовательно, и развитию речи. Данные многих исследований говорят о высокой обучаемости детей младшего школьного возраста, а также о том, что потенциальные способности, к сожалению, часто остаются неразвитыми.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.
Актуальность темы заключается в том, что в период младшего школьного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в младшем школьном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития речи и психики ребенка.
Цель исследования – определить и экспериментально проверить влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.
Объект исследования – процесс развития памяти младших школьников в условиях обучения.
Предмет исследования – влияние комплекса способов быстрого запоминания учебного материала на развитие памяти младших школьников.
Гипотеза: развитие памяти младших школьников будет более результативным и педагогически целесообразным, при условии:
− учета данных диагностики как основы прогнозирования и планирования последующей работы;
− внедрения способов быстрого запоминания учебного материала;
− обеспечения педагогического руководства в ходе развития памяти младших школьников.
Задачи:
− изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
− изучить уровень развития памяти у младших школьников
− провести констатирующий эксперимент и сделать анализ количественных и качественных результатов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования:
− теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики);
− практические (естественный эксперимент, наблюдение).
Исследования проводилось в три этапа:
I этап (октябрь-декабрь 2021 г.) – выбор и осмысление темы; изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
II этап (январь-март 2022 г.) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
III этап (апрель-май 2022) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Образовательный центр № 2 города Челябинска», в исследовании участвовали ученики 3 «Б» и 3 «В» классов, количестве 40 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретико-экспериментальные подходы к исследованию проблем развития памяти