Системно-программный комплекс развития памяти младших школьников




Направление работы Этапы урока Способы быстрого запоминания
ассоциирование Воображение запоминание порядка элементов способы связных ассоциаций стихотворный текст в качестве опорных списков
Учебные занятия Урок №1 Русский язык. Тема: Незаменимые помощники - словари.   «Имена обитателей НЛО» «От слова к рассказу» «Мужской и женский род» «Пословицы» «Игры со стихами»
Урок №2 Русский язык. Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий урок). «Каждое слово что-то обозначает» «Игра в лова» «Игра в слова на разные буквы» «Загадки-отгадки»

 

Урок № 1: Русский язык

Тема: Незаменимые помощники – словари.

Цель: повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся.

− развить умения пользоваться словарями;

− воспитать уважение к одноклассникам, терпимости к чужому мнению.

Оборудование: текст скороговорки, тема урока, две странички устного журнала, высказывание В. Бокова, высказывание А. Франса, сердечко и слова для игр, словари иностранных слов и антонимов.

Предварительная подготовка: двум учащимся выдаются слова (о словарях).

Ход урока представлен в Приложении 4.

Урок № 2. Русский язык

Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий урок).

Цель: совершенствование навыков морфемного разбора глаголов.

Задачи:

− повторить правило написания глаголов с безударной гласной в личных окончаниях глаголов;

− развивать память, орфографическую зоркость, письменную речь;

− воспитывать самостоятельность, усердие.

Оборудование: строки из стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка», памятка «Какие суффиксы входят и не входят в основу?», порядок разбора глагола по составу, индивидуальные карточки.

Предварительная подготовка: двум учащимся выдаются слова (о словарях).

Ход урока представлен в Приложении 5.

 

Оценка и анализ экспериментальной работы

Исходя из полученных данных, был проведен контрольный эксперимент, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы.

Проводились следующие методики:

1. Методика: «Смысловые пары»

Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти.

Ход эксперимента:

Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги.

Обработка полученных данных:

Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6 то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворенно. Забывания материала разного объёма и содержания.

Данные, полученные в результате исследования уровня развития памяти младших школьников, входящих в контрольную и экспериментальную группы были зафиксированы в протоколах и обработаны как данные констатирующего этапа педагогического эксперимента (Таблица 5, Таблица 6).

Таблица 5

Уровень развития памяти младших школьников контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

№ п/п Ф.И. ребенка Методика: «Смысловые пары» Методика «Проверка зрительной памяти» Методика «Проверка слуховой памяти» Уровень памяти
  Алена П. Низкий Средний Средний Средний
  Павел Р. Высокий Средний Средний Средний
  Ульяна О. Средний Высокий Высокий Высокий
  Диана Г. Средний Средний Низкий Средний
  Жанна Р. Средний Высокий Низкий Средний
  Таня Д. Низкий Низкий Средний Низкий
  Юлия Ф. Высокий Средний Высокий Высокий
  Лейсан О. Средний Средний Низкий Средний
  Эльвира Х. Средний Низкий Низкий Низкий
  Даша Л. Средний Низкий Средний Средний
  Фатих О. Средний Низкий Средний Средний
  Руслан А. Средний Низкий Низкий Низкий
  Леша Р. Высокий Средний Высокий Высокий
  Настя З. Средний Средний Высокий Средний
  Лида М. Средний Низкий Средний Средний
  Мирон В. Средний Средний Низкий Средний
  Даниил Р. Средний Средний Низкий Средний
  Ваня Е. Средний Низкий Средний Средний
  Егор П. Низкий Низкий Средний Низкий
  Маша М. Средний Низкий Средний Средний

 

Таблица 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: