Направление работы | Этапы урока | Способы быстрого запоминания | ||||
ассоциирование | Воображение | запоминание порядка элементов | способы связных ассоциаций | стихотворный текст в качестве опорных списков | ||
Учебные занятия | Урок №1 Русский язык. Тема: Незаменимые помощники - словари. | «Имена обитателей НЛО» | «От слова к рассказу» | «Мужской и женский род» | «Пословицы» | «Игры со стихами» |
Урок №2 Русский язык. Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий урок). | «Каждое слово что-то обозначает» | «Игра в лова» | «Игра в слова на разные буквы» | «Загадки-отгадки» |
Урок № 1: Русский язык
Тема: Незаменимые помощники – словари.
Цель: повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся.
− развить умения пользоваться словарями;
− воспитать уважение к одноклассникам, терпимости к чужому мнению.
Оборудование: текст скороговорки, тема урока, две странички устного журнала, высказывание В. Бокова, высказывание А. Франса, сердечко и слова для игр, словари иностранных слов и антонимов.
Предварительная подготовка: двум учащимся выдаются слова (о словарях).
Ход урока представлен в Приложении 4.
Урок № 2. Русский язык
Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий урок).
Цель: совершенствование навыков морфемного разбора глаголов.
Задачи:
− повторить правило написания глаголов с безударной гласной в личных окончаниях глаголов;
− развивать память, орфографическую зоркость, письменную речь;
− воспитывать самостоятельность, усердие.
Оборудование: строки из стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка», памятка «Какие суффиксы входят и не входят в основу?», порядок разбора глагола по составу, индивидуальные карточки.
Предварительная подготовка: двум учащимся выдаются слова (о словарях).
Ход урока представлен в Приложении 5.
Оценка и анализ экспериментальной работы
Исходя из полученных данных, был проведен контрольный эксперимент, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы.
Проводились следующие методики:
1. Методика: «Смысловые пары»
Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти.
Ход эксперимента:
Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги.
Обработка полученных данных:
Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6 то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворенно. Забывания материала разного объёма и содержания.
Данные, полученные в результате исследования уровня развития памяти младших школьников, входящих в контрольную и экспериментальную группы были зафиксированы в протоколах и обработаны как данные констатирующего этапа педагогического эксперимента (Таблица 5, Таблица 6).
Таблица 5
Уровень развития памяти младших школьников контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Ф.И. ребенка | Методика: «Смысловые пары» | Методика «Проверка зрительной памяти» | Методика «Проверка слуховой памяти» | Уровень памяти |
Алена П. | Низкий | Средний | Средний | Средний | |
Павел Р. | Высокий | Средний | Средний | Средний | |
Ульяна О. | Средний | Высокий | Высокий | Высокий | |
Диана Г. | Средний | Средний | Низкий | Средний | |
Жанна Р. | Средний | Высокий | Низкий | Средний | |
Таня Д. | Низкий | Низкий | Средний | Низкий | |
Юлия Ф. | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | |
Лейсан О. | Средний | Средний | Низкий | Средний | |
Эльвира Х. | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | |
Даша Л. | Средний | Низкий | Средний | Средний | |
Фатих О. | Средний | Низкий | Средний | Средний | |
Руслан А. | Средний | Низкий | Низкий | Низкий | |
Леша Р. | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | |
Настя З. | Средний | Средний | Высокий | Средний | |
Лида М. | Средний | Низкий | Средний | Средний | |
Мирон В. | Средний | Средний | Низкий | Средний | |
Даниил Р. | Средний | Средний | Низкий | Средний | |
Ваня Е. | Средний | Низкий | Средний | Средний | |
Егор П. | Низкий | Низкий | Средний | Низкий | |
Маша М. | Средний | Низкий | Средний | Средний |
Таблица 6