Принцип индивидуализации




— Тьюторство, возникнув почти тысячу лет назад, наверняка, неоднократно претерпевало серьезные изменения. Что представляет собой современное тьюторство?

— Давайте сначала обсудим представление о тьюторстве принципиально. Тьюторство это такой педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу.

— Не только ребенка?

— Да, не только, человека вообще. Главное: тьюторство в отличие от всего остального напрямую работает с индивидуализацией человека. А теперь о современном тьюторстве. Мы в свое время выделили три типа современного тьюторства. Первое — социальное тьюторство. В Россию оно пришло с Институтом «Открытое общество». За этим какая идея? Человек в наше время для своих целей может использовать все имеющиеся общественные ресурсы. То есть исчезают границы и он становится человеком открытого общества. Соответственно, нужно быть готовым работать и жить открыто. И те технологии, которые пришли в Россию — «Критическое мышление», «Дебаты», были в свое время очень популярны.
Второе это дистантное тьюторство. Речь идет об индивидуализации в пространстве Интернет. Международный институт менеджмента ЛИНК этим занимается. Это тоже работа в открытом пространстве, но специфическом, информационном.
И третье — канонический тип тьюторства, это, собственно, прямое наследие Оксфорда и Кембриджа, который можно назвать антропологическим тьюторством. Оно работает непосредственно с человеком: понимание потенциала, на который можно опереться, перевод этого потенциала в ресурс, далее в образовательную программу. То есть сегодня тьюторство работает в трех пространствах — информационном, социальном и антропологическом — и пользуется тремя разными видами средств, адекватных этим пространствам.

— А где распространено тьюторство в географическом плане?

— Более всего в протестантских странах.

— Почему так?

— Тьютор это тот, кто работает с принципом индивидуализации. Некоторые педагоги до сих пор путают индивидуальный подход и индивидуализацию. В классической педагогике существует индивидуальный подход. Простой пример: на уроке математики есть что-то одно общее, что должны освоить все дети, и от мастерства учителя зависит, какими способами он это одно общее будет передавать. Теорему Пифагора должны знать все, но есть несколько десятков ее доказательств. С одним ребенком можно так, с другим по-другому, третий будет сам выводить, четвертый по книжке. Педагог находит адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить что-то одно, то есть работает в индивидуальном подходе.
А индивидуализация — это совсем другое. Если мы признаем, что люди принципиально разные, то может, надо дать им право на разное учебное содержание, для каждого свое? Для педагогического сознания это очень не банально. Это отказ от того, что все должны усваивать одно и тоже. Концепты «учить всех» и «учить каждого» совсем разные.

— Причем здесь протестантизм?

— Протестанты говорят: ты пришел в этот мир, ты индивидуален, ты выбираешь свой путь, слушай голос сердца, слушай, что говорит твоя душа, но ты пришел в этот мир один, ты уйдешь из него один и ты будешь один держать ответ. В этом смысле в протестантизме очень сильна культура индивидуализма. Поэтому не случайна распространенность тьюторства в Англии, Америке, скандинавских странах. Тут, правда, возникает серьезный вопрос: будет ли это адекватно российскому сознанию? У нас-то другая ментальность, у нас соборность, общинность. Мы у себя в школе (в 1991–1996 гг. Ковалева была директором школы «Эврика-Развитие» в г.Томск, первой в стране школы, которая начала серьезно заниматься тьюторской тематикой) обсуждали, чем отличается идеология от культурной идеи. Идеологию нужно искусственно удерживать, продвигать, а культурная идея она сама живет, могут меняться люди, страны, но культурная идея воспроизводится, в этом ее логика. И если принять, что тьюторство это культурная идея, то она должна воспроизводиться в любой ментальности, в любой среде. Мы даже небольшое исследование тогда провели — искали следы тьюторства в России.

— Много нашли?

— Много. Дядьки в Царскосельском лицее. Василий Жуковский. Поэта изначально пригласили, чтобы он историю читал наследнику. Почему его? Много же было известных историков. А важно было на историческом материале поставить у наследника историческое мышление, помочь осознать миссию, понять, что делали твои предки, в чем твой следующий шаг и в чем твоя ответственность.

— Так можно и Аристотеля считать тьютором? Он-то был приглашен к юному Александру Македонскому тоже не для передачи знаний.

— Конечно, но мы тогда по России смотрели. Многие из создателей МФТИ проходили в Кембридже стажировку. Им же нужно было готовить людей с исследовательским мышлением, и они по полгода-году были там на стажировке, а Кембридж это тьюторская система. Наверняка, эти люди многое что в МФТИ принесли из той системы.

Два такта

— Итак, тьюторство — это сопровождение. Сопровождение чего?

— Сопровождение процесса построения индивидуальной образовательной программы.

— И реализации этой программы?

— И реализации. Но понимаете, программы-то готовой нет у ребенка. У него есть какие-то замыслы, идеи, задумки. И есть тьютор, помогающий осмыслять человеку его образовательное движение, создавать эту программу. Для ее реализации, может, тьютор уже и не понадобится.

— А где тьюторство легитимно существует?

— В дистантном обучении есть тьюторы. В клубах «Дебаты» есть тьюторы. В бизнес-тренинговой культуре есть коучи. Коуч это тот же тьютор, только в корпоративной рамке работающий, а не антропологической. Он сопровождает движение человека в какой-то конкретной компании.

— А в работе с семьями?

— И там. Тьютор для меня это методологическая позиция. То, что тьюторство появляется в школах, так это просто стали понимать, что тьюторство ресурсно, а вообще, оно может быть где угодно, чаще там, где происходит становление новой деятельности. Там, где четкие нормы, там уместен процесс обучения, так как обучение это передача норм деятельности. А если деятельность только становится? Норм нет, передавать нечего, и спрашивается, как можно эту новую деятельность осваивать? Везде, где идет становление новой деятельности, тьюторство возникает как необходимость, как педагогическое сопровождение освоения нового. Именно поэтому тьюторство актуально для всех инновационных сфер. Если мы хотим инновационное мышление ставить, то тогда базовой становится тьюторская, а не учительская работа.

— А где еще тьюторство «живет»?

— Например, там, где осваивается новая профессия. Появился продюсерский факультет. Как научить человека продюсерству? Кто это сделает? Не оформлена пока до уровня норм и стандартов продюсерская деятельность. Значит, на факультете нужны не столько преподаватели, сколько тьюторы, которые вместе со студентами будут обсуждать программу их обучения, разбирать разные кейс-стади, анализировать успешные и не очень пробы. Это и есть сопровождение.

— В чем технологическая сущность тьюторства? Как тьютор работает?

— Есть два такта работ. Первый — раскрыть потенциал. Потенциал человека и потенциал мира для человека. Допустим, ребенок интересуется камнями, ему нравится их собирать, рассматривать, но он даже не представляет, что есть целая наука минералогия или геология. Тьютор и расширяет потенциальный коридор для ребенка. Геологический, медицинский, культурологический, какой угодно. Но сам по себе этот потенциал пока не является ресурсом для образовательной программы. Специальные виды работ эту, уже потенциально открытую среду, могут сделать ресурсной. И это второй такт тьюторской работы.

В школе

— Что тьютор делает, работая с человеком в период его школьного детства? Есть ли возрастная специфика в тьюторских технологиях?

— В начальной школе мы работаем с познавательными интересами ребенка. В каждый момент времени ребенку что-то интересно, он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. В подростковой школе все дети общительны и активны. Здесь тьюторское сопровождение идет через проектную и исследовательскую деятельность. А уже в старшей школе сопровождение идет на материале профильного обучения. И везде есть работа на индивидуализацию с выходом на индивидуальную образовательную программу.

— Эта программа фиксируется?

— Есть разные способы фиксации, наиболее распространены портфолио и эссе. Когда заканчивается какой-то цикл тьюторского сопровождения, ребенок пишет эссе, в котором размышляет, что ему удалось, на что он ориентируется дальше, почему именно на это, в чем его следующий шаг.

— На короткие промежутки времени?

— Да, на обозримые. Тьютор вообще работает в ситуации «здесь и сейчас». Он ничего не «навешивает», он работает в той активности, которая есть у ребенка в данный момент, в данной ситуации. Другое дело, что он работает на индивидуализацию, на более глубокое и рефлексивное отношение к себе.

— Нужен ли в традиционной школе тьютор?

— Я сильно сомневаюсь. Педагоги-тьюторы нужны только в особых школах, альтернативных, инновационных, там, где переобустроен образовательный процесс. А в обычной школе тьютор не нужен, он просто избыточен. Для традиционного обучения вполне достаточно учителя.
Другое дело, что современная школа начинает выходить на принципы индивидуализации, особенно в старшем звене, где появляется профильное обучение. Интересно, учителя отдают себе отчет в том, что предпрофильная подготовка, также как и сопровождение профильного обучения, гораздо сложнее и важнее, собственно, самих профилей? Надо так предпрофильную подготовку выстроить, чтобы школьник осмысленно выбрал профиль. А если ребенок хочет два профиля сразу? А если юноша точно знает, что он будет поступать на математическую лингвистику, то куда ему идти, на математический или гуманитарный профиль? А если ученик решил поменять профиль? А если он обгоняет по обучению других детей? Со всеми этими нюансами тьютор и работает.

— Как бы вы родителям пояснили, кто такой школьный тьютор?

— Для родителя это педагог, который будет заниматься сопровождением образовательной программы ребенка.

— Что, например, он может с моим ребенком делать?

— Смотря где. В начальной школе будет работать с его познавательным интересом. Будут вместе строить карту — где про что-то нужное можно узнать и как это сделать. Будут вместе ходить по разным местам и собирать материал — в зоопарках, музеях, Интернет. В подростковой школе вместе будут делать проекты, осваивать несложные исследовательские техники. А в старшей школе речь идет о выборе профиля и дальнейшего образования.

— Можно ли позицию тьютора понять как некую аналогию психоаналитика, но только в образовательном пространстве?

— И да, и нет. Да, в смысле, что всегда есть персональная привязка: нет тьютора вообще, есть мой тьютор, как и мой психоаналитик, и у моего друга тоже есть свой тьютор. Это может быть один человек или разные, не важно, но тьютор всегда «прикреплен» к конкретному человеку. Кстати, известен, такой факт из образовательной истории лауреатов Нобелевской премии: у несколько химиков, лауреатов Нобелевки последних лет, во время обучения в Кембридже был один тьютор.
Но одновременно и нет. Во-первых, психоаналитик работает только с проблемами, а тьютор гораздо шире. Во-вторых, психоаналитик не передает пациенту способы своей работы, поэтому человек к нему привязан надолго: как только возникла проблема, он сразу бежит к психоаналитику. Тьютор действует ровно наоборот: не просто открывает своему подопечному методы и способы работы, но и специально обучает этому. Это как в байке: то ли рыбой голодного накормить, то ли научить его удочку мастерить. То есть ученик получает инструменты того, как по жизни работать со своим интересом, как проектировать, как находить ресурсы для самореализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: