Билет_36.Философская проблематика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».




В романе переплетаются 3 пласта: реальный, метафизический (фантастический) и исторический. В произведении нет границы между реальностью и фантастикой. Она стерта, или, лучше сказать, разрушена вторжением в реальный мир персонажей мистико-фантастических: Воланда и его свиты, Понтия Пилата, Иешуа и его посланца, а также гостей на балу у Сатаны.

Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философского смысла. Стираются в романе и временные границы, которые, оказываются литературными границами (роман Мастера). В романе присутствуют как бы два романа. Главы этих романов тесно связаны между собой. События происходят в них в разное время: в «ершалаимских» главах Понтий Пилат спорит с Иешуа, в «московских» главах Сатана проверяет жизненные ценности москвичей.

Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх.

И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены прежде всего самими людьми.

Интересен и важен момент пришествия Воланда на землю. Сам по себе являющийся Властелином Тьмы и, соответственно, носителем зла, он, вступая в контакт с представителями человеческого рода, оказывается Судией, восстанавливающим истину и наказывающим во имя ее. При помощи этого приема Булгаков раскрывает темную сторону человеческой природы, по сравнению с которой сам Сатана становится пророком истины. С его помощью Булгаков в притчевой форме переосмысливает глобальные проблемы и переоценивает догматические ценности.

Булгаков переосмысливает библейский сюжет не только на примере Пилата, у него другой Христос, не Богочеловек, а всего лишь Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ лишен чудесного, в отличие от Воланда, который является в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосудия, прокладывающим дорогу к познанию Истины.

Искания Мастера - это искания всякого писателя, равно как и любого творческого человека. Он проходит испытания главным в его жизни - романом и любовью, - не выдерживает, кажется, далее второго, потому что не выдерживает первого, сжигая рукопись. Ho для Булгакова важно, что «рукописи не горят» и вечная любовь существует.

«Каждый получает то, что выстрадал», - так можно трактовать финал романа. «Прощенный в ночь на воскресенье... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат» уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» отпустил «на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите Небесный, но его собственный и Маргариты рай - полное спокойствие.

Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. Ho для самого Булгакова «рукописи» по-прежнему «не горят». Эта главная для писателя истина проверена временем на примере его произведений.

Свобода – несвобода. Понтий Пилат – не свободен, он человек тоталитарного государства. Иешуа обладает внутренней свободой, именно она дает ему силу. Понтий – трусость, она губит человека. Но ему дано прощение – он смог взять вину на себя. Б показывает, что вину надо искупать не кровью, а раскаянием. Только совесть и покяние может очистить и воскресить.

Нравственно-философский смысл романа состоит в категорическом неприятии любой формы жизни, которая подавляет в человеке духовное начало и сводит человека на уровень биологического существа. Это «страшный суд» над административной системой и ее создателями. Роман о Мастере и роман о Понтии Пилате

Любовь

Всепрощение

Жизнь-смерть (что есть лунная дорога)

Что есть покой

Пласты романа

Билет_37. Стихи М. Волошина о революции.

Об авторе

Коктебель – богемная культура. Денег не было в семье, решили построить на восточном берегу Крыма дом.

Пешком обходит Европу. Пропитывается романской культурой.

Учится в художественной студии Парижа, чтобы писать критические статье о живописи.

После 1905 года попадает в Россию уже знатоком романской культуры.

Ранние – «парижские стих-ия», гимн европейской культуре, соборам, городам

1910-ые г. – пишет сложные, эзотерические стихи. «Путями Каина » - исследует пути мировой культуры, как выявление духа. После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903—1913 годах его матерью. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»…

А Крым – это «кровавая территория», «ад» - бесконечно менялась власть и предыдущая расстреливала, массово. Лютовала большевичка по кличке «землячка».

Волошин – свидетель и участник: защищал гонимых от гонителей.

Скорее, на стороне культуры, не красных. Очевидно, что революция на глаза у него – это этап мировой драмы, поэтому пишет о революции, как о духовном испытании, что это «кара и гнев Божий», не в праве человек судить события, может только поклонится Богу и сказать: «ты прав, что так судил».

Лирический герой – представляет жертвой, зерном на Господней мельнице.

Стихотворение «Северо-Восток» - белые и красные.

В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

М. Волошин назвал Булгакова «первым, кто запечатлел душу русской усобицы».

Россия в воззрениях Маяковского была избранной страной, что само по себе было традиционной идеей русского общественного сознания. Но если для Д. Мережковского эта избранность России воплощалась в утопии Третьего Завета, Завета Духа, если для М. Волошина России было предназначено совершить жертвенный подвиг, взять на себя все революционные испытания и тем самым спасти Европу, то концепция Маяковского утверждала избранничество России как родины земного рая и коммунистического учения.

Интеллектуальный и творческий этот процесс постижения смысла инсайта запечатлён в публицистике М. Волошина 1918 - 1920 гг. (наиболе полно в статье «Россия распятая»), в поэтической книге «Путями Каина», в поэме «Россия», в стихотворениях двух книг - «Неопалимая Купина» и «Паралипоменон», при жизни поэта распространявшихся лишь в списках.

Стилистически этот период творчества Волошина, как никакой другой, передан собственной строфой поэтического «подмастерья»:

Нет грани меж прозой и стихом: Речение, В котором все слова Притёрты, пригнаны и сплавлены <…>, Становится лирической строфой.

М. Волошин, приведя примеры популярности своих стихов в обоих станах (среди них характеристика: «Вот самые лучшие, несмотря на контрреволюционную форму, стихи о русской революции»), отмечал: «Я горжусь <…>: когда вся Россия не могла столковаться ни в чём, найти такие слова, которые одинаково затрагивали и белых и красных, и именно в определении сущности русской революции».

Поздние годы – спокойные размышления над судьбой России. «Серафим Саровский», «Владимирская Богоматерь».

Верен мысли о русской революции, как о «попущенной катастрофе» и «Божьей воле», «Божьем испытании».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: