Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
- педагогическое просвещение и информирование родителей;
- вовлечение семей воспитанников в совместные дела и образовательные события дошкольного учреждения;
- поддержка образовательных инициатив семьи в целях разностороннего развития воспитанников.
5. Организация работы
5.1. Педсовет детского сада утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями его работы. План работы родительского комитета согласовывается с заведующей.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- реализация запланированных мероприятий;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различий в системе общечеловеческих и традиционных ценностей, принятых для той или иной культуры, нации или религии).
5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно-образовательного процесса:
- анкетирование семей;
- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей);
- информирование о деятельности группы и детского сада;
- активные формы проведения родительских собраний (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары-практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- устные журналы;
- круглые столы;
- организация Школы ответственного родительства;
- организация выставок и мини-музеев;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
Каждое ДОУ указывает свои формы и методы.
5.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в детском саду атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки;
- ориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных задач детского сада и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, родительские Школы, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами.
Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи в группах и в детском саду возложен на заместителя заведующей по ВМР.
6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития образовательного пространства является (ДОУ указывает свой орган) - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения, родители….
(Указанный орган самоуправления) имеет полномочия не только совещательного, но и реального характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного учреждения, сотрудничества с родителями воспитанников и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сообщества в образовательном процессе детского сада и округа.
6.3. В качестве добровольной общественной организации может выступать Совет родителей – представительный орган родительской общественности.
Совет родителей призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников.
Документация
- планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний – всеобучей (протоколы хранятся в методическом кабинете);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
- конспекты мероприятий;
- документация (указывается документация, принятая в ДОУ) педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, результаты мониторинга, рекомендации стратегического плана (хранятся в методкабинете);
- протоколы заседаний Совета родителей, родительского комитета.
Срок хранения указанной документации – 3 года (определяет ДОУ).