Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке




 

Июнь
1 неделя «Свойства воды» - Вода не имеет цвета. Дети кладут краску в стаканы с водой и тщательно перемешивают, чтобы они полностью растворились. Также показать детям чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, показать, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. - Есть ли у воды вкус? Перед началом опыта спросить: «Какого вкуса вода?». После этого дать детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положить немного сахара, в другой соли, размешать и дать попробовать детям. Спросить: «Какой вкус приобрела вода теперь?». Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено. - Чем пахнет вода? Перед началом опыта спросить: «Чем пахнет вода». Дать детям три стакана из предыдущего опыта (чистую, с солью, с сахаром). Предложить понюхать. Затем капнуть в один из них (дети не должны это видеть) раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Объяснить, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например, яблоком в компоте, мясом в бульоне. - Испарение воды. Вскипятить воду, налить кипяток в прозрачный стакан, накрыть его крышкой, затем показать, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз. Спросить: «Зачем накрывают пищу крышкой?». Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?
2 неделя «Свойства воздуха» - Мы дышим воздухом. Воздух нам необходим для дыхания. Это значит, что мы его вдыхаем и выдыхаем. Взять стакан с водой и соломинку для коктейля, пусть ребенок выдохнет воздух. В стакане появятся пузырьки воздуха. - Почему парашют снижается плавно? Сделать маленький парашют. Показать, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно. - Чем пахнет воздух? Взять лимон, или апельсин, или одеколон и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Объяснить, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. - Можно ли лежать на воздушных шариках? Предложить ребенку встать на воздушный шарик, сесть, лечь. Ничего не получается. Как сделать так, чтобы на воздушном шарике можно было бы лежать? Возьмем большой полиэтиленовый пакет, лучше плотный. Надуть столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот пакет, и завязать мешок узлом. Теперь на этот импровизированный матрац положить перевернутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на всех шариках. - Можно ли поймать воздух? Предложить детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.
3 неделя «Свойства песка» - Песчаный конус. Выпускать песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросить, можно ли в песках проложить постоянную дорогу. - Свойства насеянного песка. Разровнять площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Сверху положить карандаш или палочку. Далее аккуратно поместить на поверхность песка тяжелый предмет (ключ, монета). Обратить внимание детей на глубину следа. После этого насыпать непросеянный песок на эту поверхность и проделать те же действия с карандашом и монетой. Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже. Это связанно с тем, что насеянный песок заметно плотнее. - Своды и тоннели. Склеить из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставить в нее карандаш. Затем осторожно засыпать песком, так чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытащить карандаш - трубочка осталась не смятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя песка целыми и невредимыми. - Свойства мокрого песка. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезнет, мокрые грани слипаются и держат друг друга. На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой.
4 неделя «Опыты с тенью» - Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положить на солнце мяч. Пусть дети внимательно осмотрят освященную солнцем сторону, затем – противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть дети сделают вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца. - Солнечные часы. Вырезать из плотного картона круг. В центре круга проделать отверстие и вставить в него карандаш. Положить «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень. Пусть дети фломастером прочертят линии по тени карандаша. Вечером рассмотреть, что у нас получилось. Опыты с растениями - Что любят растения? Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое – своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе – своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье – только поливают. Наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением. Делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растения. - Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся расти? - Что будет, если огород не пропалывать?» Систематически пропалывая огород, дети оставляют небольшую часть с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние становятся тонкими, хилыми, отстают в росте.
Июль
1 неделя «Почему на тропинках не растут растения» Обратить внимание детей на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, за пределами тропинки намного мягче земля. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если смогут, то их все равно затопчут. Потребность растений в воде. Показать детям важность воды для жизни и роста растения. Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы вазе. Чем отличаются? Почему это произошло?
2 неделя Свойства песка «Рисование узоров и дорожек из песка» Предложить детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком. Показать, как можно рисовать узоры на земле. Дети сами должны сделать вывод, что мокрый песок не высыпается из бутылки, а сухим очень легко рисовать. Температура предметов на солнце и в тени. Обсудить с детьми, как узнать, какие предметы теплее. Те, что находятся в тени или на ярком солнце (дотронуться ладонями до этих предметов), учить детей устанавливать взаимосвязи между температурой предметов и солнечным светом.
3 неделя «Знакомство с глиной» Сформировать у детей представление о глине, помочь детям выявить свойства сырой глины - мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнется, под воздействием усилий рук легко меняет форму; обогащать сенсорный опыт детей.
4 неделя «Состояние почвы в зависимости от температуры» Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. Предложить детям полить землю водой, как будто прошел дождик. Что можно сказать о земле? (она потемнела, стала мокрой) Попросить детей нажать кончиками пальцев на поверхность. На что обратили внимание? (она стала липкой, скатывается в комочки). От холодной воды почва стала холодной, как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Август
1 неделя - «Выявление свойств земли» Цель: формировать представления об изменения состояния почвы пол воздействием воды. - «Сравнить землю и песок под лупой» Цель: сенсорным путем определить свойства материалов. Закреплять умение делать словесные выводы. - «Сравнивание свойств земли и глины» Цель: та же. - «От чего трепещутся шторы?» Цель: познакомить воспитанников с понятием сквозняк, и как его определить.
2 неделя - «Определение свойств магнита» Цель: познакомить детей с магнитом и некоторыми простейшими свойствами. Учить оформлять выводы словесно. - «Воздух, как его обнаружить?» Цель: показать, что воздух, есть вокруг нас. Показать способы его обнаружения. - «Обнаружение воздуха» Цель: показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, в губке, в земле. - «Свойства воздуха» Цель: закрепить ранее полученные знания, показать значение воздуха в жизни человека.
3 неделя - «Во что легче воткнуть палочку в песок или в глину?» Цель: закреплять умение предсказывать исход опыта. Делать умозаключения. - «Во что легче воткнуть палочку в мокрый или в сухой песок?». Цель: та же. - «Из какого песка: из влажного или сухого легче делать куличи?» Цель: та же. - «Из какого материала из глины или песка изделия получаются прочнее?» Цель: та же. - «Рассматривание земли под лупой» Цель: учить, экспериментально определять свойства материалов.
4 неделя - «Испарение воды» Цель: учить делать предположения, проверять их на практике. Делать умозаключения. - «Опыт с водой (букет в подкрашенной воде)» Цель: учить устанавливать связь между живой и неживой природой. Показать, как пьют воду растения. - «Необходимость света для роста растения» Цель: расширить знания детей о значении света для растений. Продолжать учить делать выводы. - «Необходимость влаги для роста растений» Цель: уточнить представления детей о значении воды для роста растений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: