Выбор исходя из, Шести Приоритетов Обобщенных Средств Управления с выбором между Управлением и Самоуправлением




Надо иметь в виду, что понятие самоуправление — это не совсем процесс управления только собой или, когда всё само типа начнёт без вашего никакого участия самоуправляться. И тем более это не вход в процесс некого бездействия и тупого смирения, о чём мы говорили ранее, когда делали выбор, либо нам нападать, либо защищаться, либо ждать относительно нового фактора среды, который вдруг появился.

Лично для себя, Самоуправление — это наличие возможности самостоятельно решить все свои проблемы на основе именно всех пунктов ПФУ, без какой-либо помощи со стороны. То есть, это возможность управлять собой для себя. При этом организация Самоуправление это и возможность так использовать ПФУ, чтобы другие, к примеру, люди, техносфера или что-либо из окружающей среды, самостоятельно делало, то, что вам необходимо без вашего непосредственного участия до состояния полного успеха.

Особенно хочется заметить, что наилучшее управление и организация самоуправления — это управление, которое осуществляется на самых высоких приоритетах обобщенных средств управления.

 

 

Первый, Второй и Третий приоритет управления — это средства ввода и предоставление возможности к наилучшему Управлению и Самоуправлению которые имеют длительный и устойчивый результат.

Четвёртый, Пятый и Шестой приоритет управления — это средства, которые предоставляют возможность для Управления и Самоуправления на более короткие временные периоды с менее устойчивыми результатами, и которые становятся всё хуже при снижении приоритета до шестого пункта.

То есть, именно Первый, Второй и Третий приоритеты меняют вектор целей в единицах суперсистемы и единицы начинают самоуправляться в долгосрочной перспективе.

К примеру, на первом приоритете внедряется, осваивается метод и методология, в результате чего, допустим, мы получили и освоили метод, используя который мы уже сами можем определять, когда и что надо кушать. Имея методы добывать и готовить еду и к тому, же имея методологию через обработку дополнительной информации из окружающей среды усовершенствовать имеющиеся навыки, мы, по сути, никогда не будем голодные. То есть, мы сами сможем всегда справиться без посторонней помощи и решить проблемы питания. Имея навык работы на втором приоритете, мы всегда можем обратиться к сохраненной некой информации, к опыту предков и поступать именно так как они делали. В результате мы так же не останемся голодными. И даже имея только навыки использования третьего приоритета, то есть, имея некую идеологию еды, некие идеологические автоматизмы, которые в нас внедрило обществ, мы так же не останемся голодными, а имеющиеся алгоритмы поведения, к примеру, делай как все, обязательно приведут нас к решению вопроса питания.

Имея всё это, в своём багаже мы можем управлять собой.

Мы можем быть независимыми, творческими людьми, которые могут самостоятельно не только решать свои проблемы, но и развиваться, т. е. двигаться к строю психики Человек, а, следовательно, обрести долгую и счастливую жизнь.

Исходя из выше сказанного, надо всегда стремиться управлять любым процессом, подключая самые высокие приоритеты управления. Но при этом, не забывая, про ресурсы системы и временн ы е ограничения исходя из рассматриваемой сложности проблемы. Так как иногда проще «передвинуть» с одного места на другое место некий предмет на шестом приоритете, чем разрабатывать новый метод автоматического передвижения или искать похожие примеры из прошлого, потратив много временных и человеческих ресурсов на подготовительный этап.

 

Повторим ещё раз.

Управление это — выявление объективных возможностей, целеполагание и достижение избранных целей в практической деятельности.

При этом возможна постановка всего двух задач.
Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно:

  • Это задача организации управления.

Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект — без нашего непосредственного соучастия в процессе — самоуправлялся в приемлемом для нас режиме.

  • Это задача организации объекта для самоуправления.

Различие задачи управления и задачи самоуправления заключается в том, что в задаче управления какие-то этапы полной функции управления и алгоритмику их реализации субъект-управленец берёт на себя. А в задаче самоуправления их же возлагает на систему управления объектом.

Простейший пример. Командир полка разработал инструкции и план занятий, назначил ответственных и дал команду на исполнение. В итоге у него вся его часть в определенное время самоуправляется по его программе и производит занятия по строевой подготовке.

В большинстве своём управленец берёт на себя первые функции ПФУ и тогда он становится концептуально властным. То есть он обретает, концептуальна власть.

 

 

Кроме того, в зависимости от того, какие этапы полной функции включаются, а какие исключаются из конкретного процесса управления, — задачи управления могут переходить в задачи самоуправления. Например, в технике — после того, как люди сделали всё, что необходимо на первом — четвёртом этапах полной функции управления, далее задача управления может быть преобразована в задачу самоуправления технического объекта.

 

Если очень грубо, то, к примеру, есть управление самим собой, а есть управление другими людьми в виде прямого командного управление людьми и к тому же, можно сделать так, что люди некую часть ПФУ будут сами реализовывать в ваших интересах.

 

Наша задача, исходя из имеющегося вектора целей, не только определиться с наилучшим и самым адекватным набором приоритетов управления для нашей цели и для каждой подцели, дабы равномерно были распределены и задействованы между собой варианты самоуправлении и управления исходя из всех шести возможных приоритетов управления. Но и сразу определиться с тем, мы будем управлять только лично собой или будем организовывать управление другими людьми, техникой и вообще окружающей средой и при этом, будет ли нам необходимо организовывать самоуправление всего этого для реализации нашей цели.

 

См. дополнительные пояснения.

Видео:

/7187_Задачи управления и самоуправления примеры/

/7178_6 приоритетов управления в ПФУ/

 

3. Выбор из вариантов схем управления – Программное, Программно-адаптивное, Предиктор-Корректор

 

Программная схема управления.

 

Программная схема управления не реагирует на изменение окружающей среды, с которой взаимодействует система управления. Нет обратных связей, только прямые связи, по которым идут команды.

 

 

Команды идут в соответствии с внутренним таймером, который есть в системе управления. Программный способ управления позволяет достичь цели в тех случаях, когда обстоятельства применения программы соответствуют программе. Примеры такой схемы управления очень много в нашей жизни. Это всё, что сводится к принципу – нажал на кнопку и некий автомат отработал свою программу. Включил простую стиральную машинку, и пока программа не кончится, машинка не остановится. И ей будет по «барабану», рвётся ли бельё или нет, засыпал ли ты порошок или нет.

 

Программно-адаптивный способ управления.

Есть прямые связи, по которым идут управленческие команды. И есть обратные связи, по которым идут информационные потоки о состоянии среды, о состоянии объекта управления, о состоянии системы управления.

 

 

Программно-адаптивная схема реализует программу, не изменяя её, но адаптирует её под конкретику тех обстоятельств, в которых реализуется программа, либо концепция управления. Программно-адаптивная схема характеризуется тем, что она реагирует на свершившиеся изменения.

Предположим, что мы проектируем систему автоматического управления температурным режимом в помещении. Мы можем построить её так, что обогреватели будут включаться в результате регистрации системой падения температуры в помещении ниже заданного значения. Это будет реализацией принципа управления по отклонению.

Но мы можем построить систему такого назначения и иначе. Поскольку температура в помещении обычно падает после того, как снизится среднесуточная температура наружного воздуха, остынут стены помещения и в него попадёт холодный наружный воздух, то мы имеем возможность регистрировать температуру наружного воздуха, вычислять среднесуточную температуру. После чего, не дожидаясь того момента, когда стены остынут, и начнётся снижение температуры в помещении, давать команду на включение обогревателя в каком-то режиме немедленно в случае снижения среднесуточной температуры до заданного порогового значения. Это будет реализацией принципа управления по возмущению.

Кроме того, режим функционирования обогревателя может быть функцией разницы среднесуточной наружной температуры и текущего значения температуры в помещении. В последнем варианте в программно-адаптивной схеме управления будут сочетаться оба принципа управления — по возмущению и по отклонению.

Если нет возможности измерять контрольный параметр непосредственно в процессе управления (то есть в отношении него разорваны внешние и внутренние обратные связи). То в таком случае вместо не поддающегося непосредственному измерению значения контрольного параметра может быть использована его косвенная оценка на основе его производных, интегральных и иным образом информационно с ним связанных параметров, которые измеряются непосредственно. Однако в этом случае программно-адаптивное управление имеет свойство неограниченно накапливать с течением времени ошибку рассогласования по контрольному параметру.

Причина неограниченного накопления ошиб­ки управления по контрольному параметру. Это накопление ошибок измерения и преобразования измеренных величин в процессе косвенной оценки необходимой характеристики.

Примерами такого рода ошибок полна летопись морских катастроф. Когда навигаторы, не видя берега в течение многих недель, из-за плохой погоды, не видя звёзд, вынуждены были определять место корабля по счислению (на основе расчётов). И из-за ошибок в измерении скорости хода, ошибок в оценке влияния ветра и течений, неточности хода корабельных хронометров (часов) и ошибочного показания компасов теряли точные координаты (место) и гибли на камнях, которые по их расчётам должны были находиться за много миль от них. Таков же механизм накопления ошибок инерциальными навигационными системами, употребляемыми в ракетно-космической технике, на подводных лодках и системах оружия, в которых текущие координаты объекта определяются на основе ввода исходных координат, измерения ускорений и их двукратного интегрирования.

 

Схема управление Предиктор-Корректор.

Может оказаться так, что свершившиеся изменения таковы, что качество управления, мощность системы управления, доступные ей ресурсы, не позволяют нам обеспечить то качество управления, которое бы вы хотели.

Что в таких случаях можно сделать?

В таких случаях можно перейти к упреждающему управлению.

 

 

То есть, вы не ждёте того времени, пока что-то начнёт оказывать воздействие на вас и на управляемый процесс, и это воздействие по своей мощи будет таким, что система просто не обладает потенциалом для адекватной реакции на него. Вы делаете некий прогноз и упреждающими действиями начините воздействовать. То есть, если вы можете реагировать упреждающе на изменение среды. Если вы можете реагировать упреждающе на воздействие среды на объект или на процесс управления. То в этом случае вы можете организовать управление таким образом, что воздействие внешней среды не наберёт такую мощь, чтоб система не смогла на него отреагировать с приемлемым для вас качеством управления.

Но для того, чтобы организовать упреждающее управление, вы должны вести прогностику в темпе течения процесса управления, и вы должны корректировать управляющим воздействием управление исходя не только из того, что уже свершилось, но и исходя из прогноза развития ситуации. То есть, в этой схеме управления, которая называется «предиктор-корректор» – предуказатель-поправщик, в переводе на русский язык, задача об устойчивости объекта в смысле предсказуемости решается не только до начала управления и построения системы управления объектом, но и в темпе взаимодействия объекта с внешней средой. Это позволяет повысить качество управления, но требует иной организации процесса управления. Высший вариант реализации схемы «предиктор-корректор» – это интеллектуальная схема управления, в которой искусственный или индивидуальный человеческий или коллективный интеллект решает задачу об устойчивости в смысле предсказуемости, изменения концепции управления в темпе развития ситуации.

 

Если говорить грубо, то суть в том, что при работе программно-адаптивной схемы, всегда присутствуют некие «задержки» по прямым и обратным связям. То есть, поступление информации, принятие решение и последующие ваши действия постоянно запаздывают. И если эти запаздывания увеличиваются выше степени допустимого всей системы, то это приводит уже к конкретным ошибкам в управлении.

К примеру, вам необходимо совершить сложный поворот машины, вы крутите рулевое колесо, но колесная пара поворачивается очень медленно и вы, по сути, не вписываетесь в поворот. В этом случае, зная эту особенность вашего агрегата, вы начинаете в подобной ситуации процесс поворота заранее. То есть, вы крутите руль, до того, как поворот начинает свой изгиб и тогда задержка системы не будет для вас критична. По большому счёту, вы совершаете предикт, вы предсказали событие и внесли заранее корректировку вашего движения до начала наступления события. Или, к примеру, вы узнали, что ваш враг готовит на вас нападение. В этом случае вы заранее развернули соответствующую оборону там, где необходимо. Следовательно, вы совершили управление по схеме предиктор-корректор.

 

Получается так, что если вы в темпе развития ситуации можете прогнозировать её развитие, то значит, вы можете строить управление упреждающе по отношению к возмущению. И в этом случае вы получаете так называемую схему управления – предиктор-корректор.

Это название происходит от метода в вычислительной математике, в котором решение находится через метод последовательных приближений по схеме:

прогноз решения – проверка решения – корректировка прогноза.

И всё это проводится в цикле до желаемого результата.

 

Сейчас в ракурсе рассмотрения схемы предиктор корректор особенно хочется заметить, что если вы ничего не знаете о статистической предопределенности и методов вычисления вероятности, то естественно говорить о какой-либо предсказуемости вообще не может быть и речи.

Именно теория вероятности помогает рассчитать, какой из множества вариантов будущего может реализоваться в большей степени исходя из нашего замысла, а через аппарат математической статистики мы можем как раз анализировать прошлые варианты и на этой основе как раз и выводить будущие предрасположенности для нашего случая.

Вероятностная предопределенность будущего всегда однозначно, но вот содержание этого будущего многовариантно и именно математическая статистика и теория вероятности помогает приблизиться к оптимальному выбору.

 

 

По сути, имеем то, что будущее многовариантно, и всё зависит именно от субъекта управления при его выборе того или иного варианта, который он считает для себя оптимальным.

 

Теперь нам необходимо подробнее разобраться с термином «Замкнутая Система».

При начале любого управления необходимо структурировать информацию, связанную с задачами управления.

Как в самом общем виде структурируется информация?

Первое надо разграничить объект управления и среду.

 

 

Что относится к объекту – это объект, что относится к среде – это среда.

Связывают среду и объект некие процессы взаимодействия. Управление предполагает наличие системы управления. Система управления связана с объектом управления контурами прямых и обратных связей.

 

Прямые связи – это те связи, по которым управляющее воздействие передаётся на объект управления.

Обратные связи – это те связи, через которые система управления получает информацию о состоянии объекта – это классика.

 

Простейший пример замкнутой системы это автомобиль с водителем. Автомобиль — объект управления. Сознание и подсознание водителя — система управления. Обратные связи замкнуты через зрение, слух, осязание и вестибулярный аппарат водителя, а прямые — через его руки и ноги, воздействующие на исполнительные органы.

 

Ниже приведено ещё ряд примеров замкнутой системы.

 

ДОТУ предполагает расширенное понимание прямых и обратных связей.

В Достаточно Общей Теории Управления прямые связи идут не только в объект, но идут и в среду, с которой взаимодействует объект. А обратные связи идут в систему управления не только из объекта управления, но идут и из среды, с которой взаимодействует объект. Тем не менее, и в классике, и в Достаточно Общей Теории Управления система управления, соединённая с объектом контурами прямых и обратных связей, называется замкнутой системой – это термин. Различие классики и Достаточно Общей Теории Управления в том, что прямые и обратные связи в Достаточно Общей Теории Управления трактуются расширенно. Часть прямых связей уходит в среду, часть обратных связей приходит в систему управления из среды.

Чем это вызвано?

Это вызвано тем обстоятельством, что Достаточно Общая Теория Управления предполагает рассмотрение иерархии вложенности процессов управления друг в друга.

 

Кроме того, она предполагает рассмотрение таких ситуаций, когда одним и тем же объектом управления или одной и той же замкнутой системой предполагают управлять или реально управляют разные субъекты. Т. е. если у вас есть замкнутая система, в ней есть система управления, то да, действительно, некоторые обратные связи идут в неё только из объекта управления. Но некоторые обратные связи в систему управления идут также и из среды. И если в среде находится другой субъект. То есть, иная система управления, которая претендует на управление этим же объектом. То обратные связи первой системы управления становятся прямыми связями для второго субъекта, который оказывает воздействие на систему управления первым. Поэтому происходит вот такая инверсия прямых и обратных связей.

В случае конфликтов управления это очень важно, потому что встаёт вопрос о том, чьё управление эффективно. Но то, что с точки зрения одного субъекта является его прямыми связями, с точки зрения другого, в этом случае, является его обратными связями. И наоборот. То, что с точки зрения первого субъекта является его обратными связями, с точки зрения второго субъекта является его прямыми связями. Поэтому, исходя из того, что такие ситуации в жизни встречаются достаточно часто, в ДОТУ принято расширенное толкование термина «прямые и обратные связи». (Вспомните пример с карандашами.)

 

Дальше в классике есть ещё такое понятие как положительные обратные связи и отрицательные обратные связи. В классике они разделяются на положительные и отрицательные на том основании, что если объект был в каком-то устойчивом режиме и отклонился от устойчивого режима функционирования, то по цепям положительных обратных связей проходит информация, которая уводит объект ещё далее от устойчивого режима и уклонение нарастает. А по обратным отрицательным связям проходит информация, которая влечёт за собой возврат объекта к ранее бывшему устойчивому режиму. Но опять же, если мы рассматриваем ситуации, когда объектом могут управлять разные субъекты, и разные субъекты обладают разным иерархическим статусом, то получается так, что, если есть первый субъект и объект управления, они образуют замкнутую систему.

Эта система некоторым образом самоуправляется. А есть второй субъект, который является иерархически высшим по отношению к первому субъекту, и он тоже управляет некоторым образом первым объектом и субъектом. То получается такая ситуация, что если первый субъект ведёт управление процессом приемлемым образом для второго субъекта, то второму субъекту нет надобности, вмешиваться в управление. Если субъект первый выводит объект из пределов допустимого управления, то второй субъект должен на это как-то реагировать. И, соответственно, отрицательные обратные связи – они принимают информацию, которая сдерживает процесс уклонения объекта управления от режима, предписанного иерархически высшим субъектом управления. Но если же отклонение носит характер, который признаётся иерархически высшим субъектом управления полезным, то по цепям обратных связей идёт информация, которая способствует уклонению объекта управления от первоначального режима и далее. Т. е. в первом случае иерархически высший субъект оказывает сдерживающее, подавляющее воздействие на процесс уклонения от первоначального режима. А во втором случае он оказывает поощряющее, поддерживающее воздействие. Поэтому отрицательные обратные связи в Достаточно Общей Теории Управления разделяются на два класса.

То, что в классике называется отрицательными обратными связями, называется сдерживающими обратными связями, подавляющими обратными связями. А положительные обратные связи называются поощряющими обратными связями, поддерживающими обратными связями.

 

К примеру, если некоторые процессы описывать как задачи самоуправления, то хотим мы того или нет, в них присутствуют положительные обратные связи, которые уводят систему от исходного положения под воздействием начального возмущения. Ярким представителем такого рода процессов, которые включают в себя положительные обратные связи, являются любые конфликты.

Допустим, было исходное положение системы с некоторым количеством объектов. Тогда воздействие одного объекта на другой воспринимается как агрессия.

Что происходит дальше?

Дальше естественно идёт «ответка». «Ответка» тоже воспринимается как акт агрессии. Ну, а дальше пошло то, что называется эскалация войны. То есть, наращивание усилий. Ну, вот если описывать это дело в терминах Теории Управления, то в системе в этом случае работают именно положительные обратные связи.

Но если далее предположить, что есть некий субъект, которому выгоден этот конфликт (любая война). То для него это уже будут отрицательные обратные связи, на основе которых он сможет осуществлять именно управляемое расширение конфликта.

 

Хочется ещё раз заострить внимание на том, что существует понятийная разница с классическим описанием замкнутой системы современной науке и описанием её в ДОТУ. Разница в том, что в классике не учитывается иерархия управления, по сути, нет понятия ВВИ, Эгрегоров и вообще любого «левого» управления. К примеру, как управления от ФРС США экономикой России. Вследствие чего, по большому счёту, у России отсутствует собственная независимая денежная система как токовая, благодаря чему все последние десятилетия мировой капитал решает свои проблемы за счёт тружеников и ресурсов России.

 

Теперь мы можем вернуться к тому что, наилучшее управление возможно исключительно в режиме предиктор корректор, следовательно, этому режиму мы и уделим основное внимание.

 

Процесс управления любым объектом предполагает, что уже известны основные законы существования управляемого объекта в окружающей среде. Поэтому его реакция на воздействие окружающей среды и управляющее воздействие предсказуема. А сам объект принадлежит к категории устойчивых объектов. То есть, сколь угодно малые изменения воздействия окружающей среды и управляющего воздействия не приводят к непредсказуемому состоянию объекта.

Тогда может быть построена система управления объектом, которая в соответствии с вектором целей управления на основе информации о состоянии объекта и окружающей его среды формирует управляющий сигнал, т. е. закодированную информацию о том, каким должно быть управляющее воздействие, чтобы поведение объекта отвечало цели управления.

Управляющий сигнал через прямые связи подаётся на исполнительные органы, которые обеспечивают управляющее воздействие на объект.

По цепи обратных связей в систему управления поступает информация о состоянии окружающей среды объекта, исполнительных органов и т. п. в процессе управления.

Объект управления, система управления, соединённые воедино прямыми и обратными связями, образуют замкнутую систему контуров управления.

 

Одной из характеристик замкнутой системы является быстродействие, которое для разных систем оценивается по-разному. Но одна из главных оценок это время, в течение которого система управления в состоянии привести параметры объекта управления к необходимым параметрам. То есть время, измеряемое от момента, когда поступила команда перевести объект в новый режим существования, это время, когда началось возмущающее воздействие окружающей среды или время, выводящее объект из балансировочного режима и т. п.

Качество управления может оцениваться по-разному и определяется, исходя из цели управления, поэтому в зависимости от цели управления одни и те же характеристики замкнутой системы могут оцениваться как удовлетворительные и как неудовлетворительные, но в большинстве случаев, чем выше быстродействие, тем выше качество управления системами сходного назначения.

 

Быстродействие зависит от обобщённых динамических характеристик объекта и от системы управления.

В силу того, что замкнутой системе управления необходимо время на реакцию на возмущение, управляющее воздействие всегда отличается от величины возмущающего воздействия, что налагает некий предел на максимально возможное качество управления при управлении, реагирующем на уже свершившееся изменение параметров состояния объекта.

Если же, однако, имеется необходимость повысить этот предел качества, то переходят к схеме управления предиктор-корректор.

В ней, зная состояние окружающей объект среды, постоянно оценивается величина возмущающего воздействия, моделируется в ускоренном времени, по сравнению с реальным поведение объекта, формируется управляющий сигнал, и управляющее воздействие начинает компенсировать воздействие возмущения на объект раньше, чем в случае управления по текущим параметрам. В процессе управления по схеме предиктор-корректор текущие параметры объекта сравниваются с соответствующими прогнозируемыми параметрами, и на этой основе корректируется и прогноз, и управляющее воздействие.

 

Разницу между управлением, реагирующим на изменение параметров режима объекта, и управлением по схеме предиктор-корректор хорошо иллюстрирует управление небольшим катером при ветре и волнении рулевым-новичком и опытным рулевым.

Задача рулевого — удерживать катер на курсе. Когда волна ударяет в борт, рулевой-новичок некоторое время не реагирует, и катер успевает свалиться с курса и набрать некоторую «инерцию» вращательного движения к тому моменту, когда рулевой переложит руль для компенсации воздействия волны. Рулевой-новичок после возвращения корабля на заданный курс не успевает обычно переложить руль немного на другой борт, чтобы компенсировать «инерцию» вращения корабля при возвращении на курс, и корабль уклоняется от курса в противоположную сторону.

Опытный рулевой, завидев волну, загодя перекладывает руль катера, чтобы катер рыскнул ей навстречу, и тогда волна сама возвратит катер на курс. Опытный рулевой также загодя переложит руль на удержание «инерции» вращения корабля при возвращении его на курс и выходе из циркуляции.

Поскольку органы управления корабля обладают ограниченной эффективностью, то в тяжёлых погодных условиях рулевой-новичок, реагируя на свершившееся изменение курса корабля, потеряет управление; а опытный рулевой, загодя реагируя на подсознательно ожидаемое изменение, удержит корабль на курсе.

Так же и политика, являясь искусством реализации возможного, предполагает политическую активность не столько как реакцию на свершившиеся события, сколько умение реагировать, предвосхищая события. Но и здесь надо знать меру, чтобы политика не была реакцией на собственные фантазии и ночные страхи.

 

Схема предиктор-корректор предполагает владение методами прогнозирования будущего.

Человеческое подсознание, связанное с Эгрегорами и с Всевышним, способно отображать (моделировать) процессы в окружающем его мире в темпе более высоком, чем они протекают в реальности, т. е. более-менее способно к прогнозу. В своём индивидуальном поведении человек управляется в большинстве своём по схеме предиктор-корректор.

Человек — существо общественное, и все человеческие общества всегда управлялись по схеме предиктор-корректор. Другое дело, кем и как осуществлялось управление, какие были цели…

Вначале управление осуществлялось бесструктурным способом, но в ходе общественного развития необходимость повышения качества управления привела к образованию соответствующих общественных структур, которые хранили тайны прогноза, будущего (часть первобытного герметизма) и в силу этого пользовались у остальных членов общества определённым авторитетом.

 

Необходимо так же понимать, что, предсказание формируется на основе сложившегося у человека мировоззрения и миропонимания. И если они не адекватны окружающей среде, к примеру, довлеет – «Я-центризм», калейдоскоп и всё это на предельных различениях в виде материи, времени, пространства, энергия. То естественно, ни о каком благоприятном прогнозе, а, следовательно, и полноценной работе схемы предиктор корректор, не может, иди и речи.

 

Для образного понимания вопроса о предсказании приведём следующее повествование:

 

«Знахарь начал рассказ с того, что древние индейцы считали пост делом очень почётным. Они постились (голодали) иногда шесть, семь дней, пока тело и дух их не делались светлыми, что приготовляло их к снам. Стремлением древних духовидцев было увидеть во сне солнце, так как они думали, что этот сон делал их способным видеть всё на земле. И они обыкновенно преуспевали в этом путём долгого поста и долгих размышлений о предмете своих желаний. Посты и сны практиковались с раннего возраста. Всё, что юноша видит и испытывает во время поста и снов, считается им за истину и становится руководящим началом в его последующей жизни. За советом в делах он обращается к этим откровениям. Если посты были для него благоприятны, и народ уверует в его способность прозревать будущее, то для него открыт путь к высшим почестям. Пророк, продолжал рассказчик, испытывает свою силу сначала втайне, в присутствии одного лишь лица, свидетельство которого необходимо в случае удачи. Начав развиваться на этом поприще, он отмечает образы своих снов и откровений знаками на древесной коре или другом материале, хотя бы для этого ему потребовалась целая зима. И таким образом сохраняет память о своих главнейших откровениях, Если его предсказания сбываются, свидетель заявляет об этом, а памятные знаки служат дальнейшим доказательством его пророческой силы и искусства. Время увеличивает его силу. Наконец его таблички представляются в совет стариков, которые совещаются об этом предмете, так как весь народ верит в эти откровения. Старики решают дело и объявляют, что человек одарён пророческим даром — вдохновлён мудростью и способен быть духовным водителем своего народа. Таков был, по словам рассказчика, древний обычай, и знаменитые воины-предводители достигали власти этим путём"».

Желающие могут считать этот рассказ свидетельством "невежества дикарей". Но здесь стоит обратить внимание, что повествование ведёт человек, который воспринял его с позиций "здравого смысла" "цивилизованного" христианина, поэтому следует отметить следующие факты:

 

  • душа индейца-язычника, живущего в бесклассовом обществе, более полноценная, чем «калейдоскоп» закомплексованного христианина. Поэтому отображение и моделирование у индейца точнее, чем у "цивилизованного" скептика;
  • посты и уединённое размышление позволяют снять с души человека информационные потоки житейской суеты и мельтешения, часть физиологии, чем высвобождается обычно занятая часть ресурсов нервной системы, что также повышает качество отображения и моделирования;
  • за пророчествами следует факт их проверки советом старейшин — критерий индивидуальной практики;
  • весь ритуал подвергся проверке и отточен в течение жизни многих поколений — критерий общественной практики;

 

По сути, все обряды и ритуалы, в современности, представляющиеся "дикими" и неуместными, в период их зарождения и становления отвечали насущным потребностям породившего их общества, в них всегда есть рациональное зерно, но в пределах миропонимания для того времени.

 

Но даже, исходя из нынешних реалий, указанная процедура отбора пророков — работоспособна.

У разных племён этот отбор был организован в разных формах, но он был у всех. Колдуном, шаманом, пророком мог стать далеко не каждый, а только тот, кто мог доказать обществу свою способность к этому виду общественно-полезной деятельности, вполне удовлетворявшей тогда потребности современников.

Именно так и произошло выделение в обществе системы управления в виде «шаманско-старейшинской» структуры, устойчиво существовавшей при смене поколений.

В состав таких структур входили те, кто долго жил, много помнил, был опытен и мудр, — они являлись своего рода общественной памятью и могли сформировать решение возникшей проблемы на основе прошлого опыта жизни общества. Кроме них, в структуры входили те, кто обладал способностью пророчить будущее вне зависимости от рассуждений на основе своего и чужого личного опыта прошлого.

Эти структуры оценивали состояние природы и общества; на основании опыта прошлого и «шаманских» прогнозов будущего соотносили с ними цели общественной деятельности; формировали то, что мы сейчас называем концепцией развития общества.

 

Формирование концепции развития общества — исходная часть единой функции управления обществом, определяющая все последующие фазы процесса управления, — её несёт концептуальная власть. Реализацию концепции развития в первобытнообщинном обществе обеспечивала та же самая «шаманско-старейшинская» структура.

В силу того, что общество было ещё бесклассовым, структура служила интересам всего общества и была открыта, в зависимости от заслуг перед обществом, представителям всех семей и кланов.

В ходе общественного развития и начавшегося классового расслоения «шаманско-старейшинская» структура разделилась ещё раз, породив жреческие структуры (в том числе и тайные) и государственный аппарат.

Жречество отгородилось от общества тем, что понимало для себя религию общества совсем не так, как объясняло её же обществу.

Жречество СТАЛО ХРАНИТЕЛЕМ ФАКТОЛОГИИ ЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: