КУРСОВАЯ РАБОТА. Актуальность работы




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:


«ПЕСКОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Выполнил: ст-т 3-го курса Соколов Н.А.

 

Руководитель: Степанова Анастасия Сергеевна

 

 

ВЫБОРГ

2019г.

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………… 3стр

Актуальность………………………………………………………..4 стр

Глава I (пескография как средство развития)…………………………………………………………………. ………..6 стр

Глава II …………………………………………………………………12стр.

Заключение…………………………………………………………17 стр

Список литературы и

используемых ресурсов……………………………………..19 стр

Приложение…………………………………………………………20стр

 

 

ВВЕДЕНИЕ


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

 

Ребенок живет в мире всевозможных ограничений, которые называются воспитанием. Но для воспитания и развития творческой личности, личности, способной искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, ценить свое мнение - ребенку необходимо иметь пространство, в котором он может быть просто собой, может фантазировать и мечтать.

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Таким пространством может стать рисование песком.

Рисование песком - прекрасное занятие для детей и взрослых. Работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения, помогает развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.

Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова.

 

 

Актуальность работы:

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.

А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с взрослым или сверстниками.
Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.
Находясь в постоянном поиске оптимальных, увлекательных, развивающих приемов и средств в организации как образовательной, так и
непосредственно образовательной деятельности.
Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно ФГОС ДО) к непосредственно организованной деятельности, совершенно поменял деятельность всех педагогов ДОУ.

Игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому, взрослые, могут использовать песочницу, проводя различного рода образовательную деятельность. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Именно по этому:

«Пескография - это средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»,
- создание условий в ДОО для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника через использование метода песочной терапии,

-стимуляция самостоятельности детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком,
- создание условий для развития творческого потенциала,

- осуществление коммуникативного взаимодействия детей между собой в творческой деятельности,

- развитие мелкой моторики и активизации речевых навыков,

- развитие пространственного мышления и воображения воспитанников;

-обучение техническим приемам и способам изображения с использованием песка,
-формирование сенсорных способностей,

- знакомство детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду),
-развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета,
-развивать познавательной активности детей: память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.,
-развитие мелкой моторики,
-развитие навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний.,
- умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.,
- интерес к рисованию песком на стекле,
-воспитание аккуратности, самостоятельности,
-воспитание художественно-эстетический вкуса,
-формирование коммуникативных навыков.

 

Глава I.

 

Пескография или sand art – это самостоятельный вид искусства, который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее. Как и любой вид искусства, пескография имеет характерные особенности и стили. Носителем и продуцентом любого искусства является человек. Если художники пишут картины, музыканты исполняют пьесы, фотографы запечатлевают моменты жизни, хореографы ставят танцы, то художники - пескографы – рисуют песком на специальном стекле. У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Sand Аrt (песочная анимация) родилось не так давно. Родоначальница этого искусства канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Sand Art, родившись на Западе, быстро завоевало сердца многих художников по всему миру. В Россию это искусство пришло всего несколько лет назад. «Sand art» - дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Пескография – это уникальная возможность приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком, а также для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Песок - это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребёнку для рисования, игры. Ребёнок не боится его с удовольствием действует с ним. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных возможностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Рука – это своего рода внешний мозг!» Кант. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н.М.Аксарина, А.С.Галанов, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Павлова, и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память. Если вовремя не позаботиться о том, чтобы ребенок начал правильно захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности. Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях с использованием техники пескографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Занятия по развитию и коррекции мелкой моторики позволяет интегрировать различные образовательные области. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Проект составлен в соответствии с современными нормативно – правовыми документами: - ФЗ «Об образовании в Российской федерации»№ 237 от 29.12.2012. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) - Санитарно эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.

 

Новизна работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.
Деятельность по реализации педагогической практики осуществлялась на основе следующих принципов в работе с детьми:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный подход Воображаемого в Реальное, и наоборот.

Игры с песком на прямую способствую развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Игра с песком – упражнения. Упражнения с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Цель упражнений по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение.

Творческая деятельность на песке – увлекательное, результативное, неповторимое занятие. Песок – бесценный дар природы, в каждой песчинке лучик солнца, дуновение ветерка, капелька росы. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре «в куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души. Любому ребенку игра в песок доставляет огромное удовольствие. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно начинают пересыпать, просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают моторику и координацию движений пальцев рук, которые напрямую влияют на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение. Рисование песком позволяет ребенку фантазировать, воображать, развивать творческие способности. Оно также очень полезно гиперактивным детям: те быстрее успокаиваются, учатся лучше понимать и слышать себя, друзей, родителей. Существует ряд увлекательных, интересных игр, позволяющих детям почувствовать пространство песочницы и качества песка.

Это такие игры как: «Чувствительные ладошки», «Песочный дождь», «Дороги-дорожки», «Вправо-влево», «Кто быстрее», «Следы», «Загадка», «Секретики», «Угадай- ка», «Страна», «Сапер», «Бусы для мамы» и др.

Из отдельных предметов дети выкладывают в песочнице узоры, сюжетные композиции. Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но и ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Давайте отложим на время все наши проблемы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищённо, где ему все близко и понятно. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

Условия работы с детьми

1 Согласие и желание ребёнка.

2 Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход проведению занятий.

3 У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Когда все эти условия выполнены можно приступать к работе в песочнице.

Как гласит китайская мудрость: «скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

Целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, ребенок насыщается разными эмоциями: волнением, радостью, восторгом, удивлением. Свои занятия я начинаю со знакомством с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. «. – Здравствуй, мы пришли с тобой поиграть. Здесь живет песочный лев. (игрушка львенок). Давай поздороваемся с ним. Он сторожит песок…. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок какой – теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой.». Параллельно делается самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и проигрываем её при помощи фигурок в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм. При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений

 

 

ГЛАВА II

 

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л. С. Выгодский

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• психических процессов у детей;

• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя.

Воспитанники включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также релаксации. Релаксация в заключительной части физкультурных занятий позволяет регулировать степень психического возбуждения воспитанников, ослабить психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Песок мы используем и на занятиях. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети рисуют на песке геометрические фигуры, цифры, исследуют свойства песка.

Часто практикуются игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.

Дети придумывают удивительные сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

Развитие речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Образы, созданные из песка, мимолётны и неповторимы. Зато некоторые наиболее удачные работы можно фотографировать и создать фотогалерею. Сюжет из сказки «Колобок», раскидистое дерево, наряженная новогодняя ёлка с подарками, город, транспорт, персонажи из мультфильмов, животные, люди, вымышленные персонажи, абстракция, пейзажи… Возможно, пока это ещё не шедевры, но ведь все когда-то начинали с азов.

Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», создают различные изображения. Это помогает развитию у детей эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

 

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Детям нравится экспериментировать с написанием букв и слов. Дети очень гордятся тем, что могут написать печатными буквами своё имя под нарисованной ими картинкой, для такого случая в группе есть заготовки – карточки с именами детей. Дети обучаются путем копирования и подражания. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений. Невозможно сдержать творческие порывы ребёнка, который решил научиться писать. И стол-планшет с песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели. Рисуя песком, ребёнок становится более усидчивым, внимательным.

Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.

 

На втором этапе работа также ведётся по 3-м направлениям.
Работа с детьми.
Работа начинается ознакомления детей с песком и его свойствами, которая проводится в форме игр-экспериментов с песком и демонстрации презентации «Песок вокруг нас». Так же дети были ознакомлены с правилами безопасной работы с песком.

Все содержание изобразительной деятельности кружка состоит из 3-х этапов.
знакомство с песком, подготовка рук, развитие психоэмоциональной сферы ребенка, развитие воображения, развитие кругозора, предметное рисование по песку;
сюжетное рисование по теме, подготовка к коллективной работе,

рисование насыпанием песка;
сюжетное рисование по замыслу, «раскрашивание» картин с помощью цветного песка и других сыпучих веществ.
На начальном этапе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, психоэмоциональной сферы детей. Дети могут создавать простейшие изображения, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою песка (домик, кубик, мяч и т.д.) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок. Если ребенок что – то захочет добавить или изменить в рисунке, ему достаточно провести ладошкой по песку и вновь начать творить.
Затем дети могут создавать картины, используя технику насыпания песка. Темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д.)
Работа по обучению рисованию песком проходит под тихую музыку, что также способствуют развитию психоэмоциональной сферы и развитию самостоятельного творчества ребенка.
Для развития эмоциональной сферы, мелкой моторики, воображения, творческих способностей можно провести пальчиковые игры: "Гроза" "Цветочки" "Колокольчик" и т.д по лексическим темам;
психогимнастика: упражнения: "Исследование лица", "Сидящий - стоящий", "Общение в паре", "Зеркало", Упражнение "Мое настроение", "Как ты себя чувствуешь?". Игры: "Вот он какой", "Тень", "Запретный номер";
игры на развитие ассоциативности мышления: "Что на что похоже ", «Сюрреалистическая игра ", "Волшебные кляксы ", Словоассоциации";
игры на развитие воображения: «Волшебные секреты», «У бабушки в гостях», «Что это может быть?» (зрительно), «Как можно использовать этот предмет?», "Что не дорисовано?", "Чего на свете не бывает?".
Существует два основных вида рисования и основные приемы:

– Виды: рисование темным по светлому и рисование светлым по темному.

Приемы: приемы, схожие с классическим рисованием, и приемы песочного рисования (приемы вычищения, создания линий, сжатие точки, создание круглой формы высыпанием, рисование кулачком и др.). Обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.

Взаимодействуя с песком, предложите детям следующие упражнения:

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, как змейка и т.д.);

– проводить разноплановые движения ладонью (ребром);

– пройтись ладонями по проложенной трассе, оставляя на ней свои отпечатки рук;

создавать следы отпечатками ладоней, кулачков, ноготков, подушечек пальцев;

 

– создавать пальцами, ребрами ладоней, кулачков, рисовать всевозможные узоры и формы (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки);

– использовать дополнительные предметы для изображения предметов и явлений (звездопад – резиновый колючий мяч, трасса, автобус, дом и т.д. – кирпичики, тонкие детали – кистью и т.д.);

– разравнивать песок ладонями;

– перетирать его, «солить», сыпать струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т.д.;

– рисовать обеими руками сразу.

Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка

Работа с педагогами.
Для повышения уровня педагогической компетентности в вопросах рисования песком для педагогов нужно провести семинар-практикум «Рисуем песком, помогаем детям раскрывать свои потенциальные возможности». С этой же целью проводим открытое занятие «Путешествие с золотой рыбкой»

 

Заключение.
В заключении! что кроме минут восхищения, игры с песком способствуют:
развитию ручной умелости и зрительно-двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму;
развитию всех сторон речи;
стабилизируют эмоциональное состояние детей;
развитию произвольного внимания и памяти.
Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыки общения и эмпатии).
5 причин, чтобы научиться рисовать песком самому и обучить этому ребенка:
1. Простота.
2. Красота.
3. Пластичность.
4. Популярность.
5. Борьба со стрессом.
Для организации песочной терапии мне понадобились следующие материалы:
- световой ящик для песка;
- песок (обычный и кварцевый);
- вода;
- коллекция миниатюрных фигурок.
Внедряемость
Представленный педагогический опыт может быть с успехом реализован в любом дошкольном образовательном учреждении, при наличии только того необходимого минимума, требуемого при реализации метода пескографии и большой заинтересованности педагогов во всестороннем развитии детей.
Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• психических процессов у детей;

• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя.

 

Делаем вывод: песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Я скажу просто: рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.

Песок простейший и вместе с тем очень действенный материал для того чтобы понять свои эмоции, раскрыть новые чувства, проявить себя творчески и найти для себя максимально гармоничное внутреннее состояние в нашем непростом мире!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] – М.: ИНТ, 2010 -94с.:ил. Редактор русского издания И. А. Качанова.

2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

3. Сапожникова О. Б, Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014-64с.

4. Толстикова О. В., Савельева О. В. Разработка основной общеобразовательной программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.

5. Федосеева М. А «Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Волгоград: Учитель 2014-122с.

6. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-po-ispolzovaniyu-tehniki-risovanija-peskom.html

7. https://odetsad5.ru/blog/view/45415

8. https://bskdou22.ru/sites/default/files.pdf

9. https://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-pesochnaja-terapija-programa-korekcionogo-razvitija-igraem-s-peskom.htm

 

 

При



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: