вопрос - оставить на рассмотрение




«модели образования»

История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Кратко перечислим основные.

Модель образования как государственно-ведомственной организации- система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства.

Модель развивающего образования - предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня.

Традиционная модель — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого..

Рационалистическая модель образования — обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. Феноменологическая модель - предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Неинституционная модель образования - ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура. Характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования.

Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура.

Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет — аспирантура.

Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура — аспирантура.

Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов с электроникой.

Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.

Вопрос

«закономерности обучения»

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий, ко вторым - связи между компонентами процесса обучения.

К внешним закономерностям относятся:

- социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

- воспитывающий и развивающий характер последнего;

- обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

- зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

- зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

- отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

- подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;

- задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения - к навыку.

Вопрос

«виды и стили обучения»

Сократовский способ обучения - метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины.

 

Догматическое обучение - вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.

Развивающее обучение - Оcновой является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в "зоне ближайшего развития"(учитель - организатор поискового процесса, а не просто "передатчика").

Объяснительно-иллюстративное обучение - Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов и обеспечить его усвоение для решения практических задач.

Проблемное обучение - способ развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия.

Программированное обучение - обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Модульное обучение - учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью(пример:операционный модуль включает в себя весь перечень заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации).

2. Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

Репродуктивный стиль обучения - передача ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала и проверят уровень его освоения. (учитываются только регламентированные или догматизированные знания).

Творческий стиль обучения - стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности и поддержка педагогом инициатив своих подопечных.

Эмоционально-ценностный стиль - обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя.

Эмоционально-импровизационный стиль - объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками.

Эмоционально-методичный стиль - для учителя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех учащихся.


Рассуждающее-импровизационный стиль - Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности.


Рассуждающе-методичный стиль - учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками.

https://www.schoolnet.kiev.ua/?pedagogika=25

Вопрос

«образовательные технологии»

Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки), но образовательные задачи включены в содержание игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида.

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

https://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogika/Page-47.html

Вопрос

«дедактические теории и концепции»

1.концепции:

Концепция дидактического энциклопедизма - основная цель состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.


Концепция дидактического формализма - характеризуется переоценкой субъективно-процессуальной стороны образования. Слабость данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только ин-струментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.


Концепция дидактического прагматизма - приоритет отдается не чтению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через "погружение" обучающегося в разные виды деятельности.


Концепция функционального материализма - в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представители этого направления видят ряд "ведущих идей", имеющих мировоззренческое значение(идея эволюции в биологии). Слабость данной концепции - при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.

Парадигмальная концепция обучения - учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а "фокусно" (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, "экземпляристски" представлять содержания вместо непрерывного изложения всего учебного материала.


Кибернетическая концепция обучения - обучение есть процесс передачи и переработки информации.

2.теории:

Ассоциативная теория обучения - всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям. Основной метод - упражнение.
Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость - ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения - возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:

предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;

формирование действия по внутренней речи;

переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

Управленческая модель обучения - процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей. Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:

формирование целей;

формирование информационной основы обучения;

прогнозирование;

принятие решения;

организация исполнения;

коммуникация;

контроль и оценка результатов;

коррекция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: