XI Налоговая система РФ
Налоговая система РФ. Характеристика налогов разных уровней: федеральных, региональных, местных.
Нал. систему гос-ва образует совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке.
Налогообложение в РФ регулируется законодательными актами, принимаемыми государственной думой РФ.
Нал.система включает в себя след.элементы:
1.Систему налоговых органов;
2.Принципы налоговой политики;
3.Систему налогового законодательства;
4.Порядок распределения налогов по бюджетным и внебюджетным фондам;
5.Формы и методы налогового контроля.
Основные налоги, образующие нал.систему РФ:
1.Федеральные (общероссийские), принимаемые центральной законодательной властью РФ и обязательные к исполнению по всей территории РФ: НДС; акцизы на отдельные товары; налог на доходы банков; налог на доходы от страх.деят-ти; биржевой налог; налог на операции с цен.бум.; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование прир.рес-ми; подох.налог (налог на прибыль) с предприятий; подох.налог с физ.лиц; налоги, идущие для образования дорожных фондов; налог на пользователей автодорогами; налог с владельцев автотран-х средств; гос.пошлина; налог на наследуемое и даримое имущество.
2.Региональные (относящиеся к субъектам Федерации – автономные республики и т.п.): налог на имущество предприятий; плата за воду, забираемую промышл-ми предпр-ми из водохозяй-х систем; сбор на нужды образоват. учреждений.
3.Местные, принимаемые местными законодательными органами и обязательные к исполнению в данном городе или районе: налог на имущество физ.лиц; земельный налог; регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деят-тью; налог на строительство производственных объектов в курортной зоне; целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройства территории; налог на рекламу. Налог – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Классификация налогов:
По способу взимания:
1.Прямыевыплачиваются за счет доходов или с имущества (включаются в издержки); 2.Косвенные не включаются в издержки плательщика, а входят в цену товара, покрываются потребителем (НДС, акцизы);
По субъекту налогоплательщика:
1.С физических лиц;
2.С предприятий и организаций;
3.Смешанные (и с физ. лиц, и с предприятий);
По органам, которые устанавливают и конкретизируют налоги:
1.Федеральные;
2.Региональные;
3.Местные;
По порядку введения налога:
1.Общеобязательные (взимаются на всей территории РФ);
2.Факультативные (вводятся только по решению органов гос.власти).
По уровню бюджета:
1.Закрепительный (поступает целиком в конкретный бюджет или не бюджетный фонд); 2.Регулирующие (одновременно в различные бюджеты, согласно законодательства);
По целевой направленности введения налога:
1.Абстрактные (общие) для формирования бюджета в целом;
2.Целевые – для финансирования конкретных направлений;
По объекту обложения:
1.Налоги на имущество;
2.Ресурсные налоги;
3.Налоги на прибыль (доход);
4.Налоги на действия.
Налоговая система РФ принципы ее построения, основные функции.
Нал. систему гос-ва образует совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке.
Налогообложение в РФ регулируется законодательными актами, принимаемыми государственной думой РФ.
Нал.система включает в себя след.элементы:
1.Систему налоговых органов;
2.Принципы налоговой политики;
3.Систему налогового законодательства;
4.Порядок распределения налогов по бюджетным и внебюджетным фондам;
5.Формы и методы налогового контроля.
Основные налоги, образующие нал.систему РФ:
1.Федеральные (общероссийские), принимаемые центральной законодательной властью РФ и обязательные к исполнению по всей территории РФ.
2.Региональные, относящиеся к субъектам РФ: налог на имущество предприятий; плата за воду, забираемую промышл-ми предпр-ми из водохозяй-х систем и т.д.
3.Местные, принимаемые местными законодательными органами и обязательные к исполнению в данном городе или районе.
Налог – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Принципы:
Экономические: – принцип справедливости (кажд.обязан принимать участие в финансировании расходов гос-ва соразмерно своим доходам); – пр. соразмерности (сбалансированность интересов налогопл-в и гос.бюджета); – пр. учета интересов налогопл-в; – пр.экономичности (сумма сборов по отдельному налогу должна превышать затраты на его обслуживание).
Юридические (принципы налогового права): – пр. равного налогового бремени (предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков п/д налоговым законом); – пр. приоритета налогового закона над неналоговым законом (в случае несоответсвия норм прим-ся положения именно налогового законод-ва); – пр. отрицания обратной силы налоговых законов (вновь принятый закон не распространяется на отношения возникшие до его принятия); – пр.наличия в законе всех элементов налога (отсутствие хотя бы одного эл-та позволяет не уплачивать налог).
Организационные положения, на котор.базируется построение налоговой системы и осущ-ся взаимодействие ее структур.элементов: – пр. исчерпывающего перечня региональных и местных налогов (запрещение установление рег.и мест. налогов и сборов не предусмотренных НК РФ); – пр. стабильности (налоговая система должна оставатся стабильной в теч.длит.периода); – пр.единства налоговой системы (недопустимы налоги огранич-е свободное перемещение товаров, препятствующие реализации гражданам своих конститут-х прав);
Функции:
Фискальная функция – предполагает мобилизацию денеж.ср-в в бюджеты всех уровней; Социальная – нацелена на перераспределение доходов м/у раз.категориями населения; Регулирующая –предполагает воздействие налогов на экономический рост, для этой функции выд-ют 3 составляющие:
- стимулирующая – проявляющаяся ч/з систему льгот и освобождений;
- дестимулирующая – ограничение развития опр-ой деят-ю ч/з повышение ставок налогов и т.д.;
- воспроизводственная – аккумулирующая ср-ва на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная – обеспечивает контроль за деят-ю субъектов экономики.