Парадигматические и синтагматические отношения




 

Ученые выделяют два типа системного изучения языка, которые соответствуют двум типам отношений между элементами (и единицами) языка:

- парадигматическим («вертикальным», ассоциативным)

- и синтагматическим («горизонтальным», комбинаторным).

Согласно теории Ф. де Соссюра, в каждом данном состоянии языка (синхронном состоянии) все «покоится» на отношениях. Языковая система, по Соссюру, строится на двух типах отношений, соответствующих разным формам умственной деятельности человека: членению целого на части и группировке элементов языка на основе их ассоциативного сходства. Соссюр назвал два типа отношений синтагматическими и ассоциативными отношениями. Ассоциативные отношения стали называться парадигматическими (Л.Ельмслев). Соссюр считал, что описать механизм языка можно только установив названные типы отношений.

Соссюр отмечал, что ассоциативные (парадигматические) отношения не линейны и не одновременны в потоке речи или тексте. Они представляют собой соотношения между элементами языка, объединяемыми в сознании или памяти говорящего некими ассоциациями. Ассоциации возникают с силу общности либо формы элементов, либо содержания, либо на основе сходства и формы и содержания одновременно.

На основе формальной или семантической общности единицы одного уровня объединяются в группы (классы, парадигмы и т.д.). Члены выделенных группировок, кроме общих признаков имеют различающие их признаки (дифференциальные признаки). Другими словами, парадигматические отношения характеризуют строение групп, классов, парадигм, в которые входят единицы, имеющие некоторые общие свойства и в то же время противопоставленные друг другу либо по форме, либо по содержанию. Парадигматика – это группировка единиц одного уровня в классы на основе оппозиций единиц друг другу по их дифференциальным признакам. Объединения слов в грамматические классы (части речи), в тематические группы, синонимические ряды и т.д. дают пример различных проявлений парадигматических отношений.

Элементы каждой парадигмы способны занимать в речевой цепи определенное место (позицию). Так, в позиции Х в конструкции Он Х певец может появиться только член парадигмы прилагательных, но не член парадигмы наречий:

- Он хороший певец, но не

* Он хорошо певец.

В любой позиции выступает один какой-нибудь представитель парадигмы (класса, множества) единиц. Парадигматические отношения представляют собой отношения in absentia. Присутствие одного из членов парадигматического ряда в линейной цепочке (в словоформе, сочетании и т.д.) исключает наличие другого члена этой парадигмы в данном участке цепи. Члены одной парадигмы взаимоисключают друг друга: одновременное присутствие двух членов одной парадигмы в одной и той же позиции недопустимо. С другой стороны члены парадигмы способны к взаимозамене: вместо одного члена парадигмы в определенной позиции может появиться другой член этой парадигмы.

Итак, парадигматические отношения проявляются в том, что члены парадигмы взаимоисключают друг друга в одном и том же участке речевой цепи, но они взаимозаменимы:

этот красивый дом

высокий

жилой

(прилагательное)

Подстановка на одни и те же места в речевой цепи в чем-то сходных языковых элементов используется как прием установления парадигматических отношений. Элементы, замещающие друг друга в одной и той же позиции, считаются членами одной парадигмы.

Элементы языка образуют:

сверхпарадигмы

парадигмы

подпарадигмы

малые парадигмы.

Второй вид отношений между системными единицами – синтагматические (линейные) отношения. Это отношения, возникающие между последовательно расположенными в языковой цепочке элементами, при непосредственном сочетании друг с другом элементов одного класса в реальном потоке речи или в тексте. Они реализуются в речевой цепи, в тексте преимущественно между последовательно расположенными единицами. Этим видом отношений определяется комбинаторика более крупных единиц из более мелких. Это отношения in presentia.

Синтагматические отношения характеризуют связи следующих друг за другом единиц. Языковой элемент может противопоставляться либо предшествующему элементу, либо следующему за ним, либо и тому и другому одновременно: Мы поедем навестить друзей.

Отношение парадигматики и синтагматики удобно схематизировать в виде двух осей, пересекающихся под прямым углом: вертикальная ось – парадигматика, горизонтальная ось – синтагматика.

 

Синтагматика

П я ид-у в кино

а:::

р ты ид-ешь в театр

а:::

д он ид-ет домой

и:::

г. мы ид-ем к знакомым и т. п.

Л.Ельмслев рассматривал противопоставление парадигматики и синтагматики как противопоставление системы языка и ее реализации (процесса, текста). Парадигматика, согласно Ельмслеву, характеризует язык, а синтагматика – речь. Парадигматические отношения определяются Ельмслевым как подчиняющиеся логической дизъюнкции (по принципу «или-или»), а синтагматические отношения подчиняются логической конъюнкции (по принципу «и-и»).

Разработка процедур синтагматического анализа идет по двум разным линиям.

Первый путь связан с учетом валентности языковых единиц – способности языковых единиц вступать в связи с другими элементами, способности языковых единиц открывать места для заполнения определенными языковыми элементами. Так, корневая морфема открывает места для заполнения префиксальной и суффиксальной морфемой: пере-дел-а- ть.

Второй путь изучения синтагматических отношений – дистрибутивный анализ. Этот метод анализа основан на изучении окружения отдельных единиц в тексте. Изучается порядок следования элементов, последовательность расположения единиц, устанавливаются позиции, закрепленные за компонентами линейной цепи. Единицы, способные занимать одну и ту же позицию в анализируемой последовательности и взаимозаменяться, считаются входящими в один парадигматический ряд:

 

The Adj man old wise

noble

Комбинируясь друг с другом, языковые единицы дают единицы более высокого уровня. Синтагматическое объединение дает новое интегративное целое, свойства которого не сводимы к свойствам его составных частей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: