Знаковая природа слова. Значение слова




 

Естественный человеческий язык – естественно возникшая знаковая система. Суть процесса означивания (семиозиса) ученые в настоящее время объясняют следующим образом. Объекты окружающего мира (объективная действительность) воспринимаются и осмысляются индивидом в соответствии с его знаниями, мнениями, представлениями о мире. Результат взаимодействия индивида с познаваемым объектом фиксируется в сознании индивида в виде некоего психического образования (ментального образа). Содержание этого образа имеет объективно-субъективную природу. Объективность образа обусловлена тем, что в ментальном образе отображаются объективные свойства явления действительности. Субъективность образа объясняется спецификой психофизиологической и когнитивной организации каждого индивида и наличием разных мотивов познавательной деятельности. Процесс психического отображения реальности (распредмечивание, идеализация) психологи называют репрезентацией реальности в сознании индивида. Философы называют этот процесс отражением.

Идеальные психические образования (образы) для включения их в мыслительный процесс индивида и для сообщения содержания индивидуальных образов другим индивидам подвергаются означиванию, им придается некая материальная форма (опредмечивание). В случае языкового означивания мыслительный образ ассоциируется с неким акустическим образом, способным материализоваться в некотором звучании. Так появляется языковой знак.

В жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом постоянно осуществляется процесс знакообразования – распредмечивание (идеализация) действительности, приводящее к образованию ее психических коррелятов, и дальнейшее опредмечивание последних в различных материальных заместителях (знаках) [Пищальникова, Сонин 2009: 145].

Изучение значения слова – это изучение состава мыслительного образа (концепта) ассоциированного с экспонентом слова. В состав значения слова входит некоторая совокупность признаков концепта, названного данным словом. Слово представляет концепт не полностью. В значении слова передаются несколько основных концептуальных признаков, релевантных для сообщения.

Акустический образ ассоциируется с неким фрагментом соответствующего концепта. Фрагмент концепта, ассоциированный в сознании индивида (и в коллективном сознании носителей данного языка) с неким элементом акустического кода, составляет языковое понятие – сигнификат (интенсионал) данного знака.

Соломон Давидович Кацнельсон определяет лексическое значение как минимум знаний, достаточный для опознания отображаемого объекта [Кацнельсон 1965]. Согласно Александру Романовичу Лурии, значение – это объективно сложившаяся в процессе истории устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей [Лурия 1979]. Эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых предметов, но она обязательно сохраняет неизменное ядро – определенный набор связей.

Значение слова, согласно Александру Ивановичу Смирницкому, есть отображение предмета, явления, отношения в сознании, входящее в структуру слова в качестве внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения и для сообщения его другим людям, но и для самого его возникновения, формирования, существования и развития [Смирницкий 1956].

Весь концепт во всем богатстве своего содержания может быть выражен только совокупностью средств языка, каждое из которых раскрывает лишь его часть. Слово является средством доступа к концептуальному знанию. Получив через слово этот доступ, мы можем подключить к мыслительной деятельности и другие концептуальные признаки, данным словом непосредственно не названные [Попова, Стернин 2007: 241]. Слово, как и любая номинация – это ключ «открывающий» для человека концепт как единицу мыслительной деятельности. Языковой знак можно уподобить выключателю, он «включает» концепт в нашем сознании, активизируя его в целом и «запуская» в процесс мышления [там же].

Согласно Кацнельсону, лексические значения повседневного языка соответствуют не научно упорядоченным понятиям, а элементарным понятиям, добытым повседневным мышлением, поэтому нельзя отождествлять лексические значения с научными понятиями. Однако лексические значения, как и понятия, это своего рода умственные «концентраты», сгустки человеческих знаний об определенных фрагментах и сторонах окружающей нас действительности. Значения слов, как и понятия покоятся на специфической форме отражения действительности – обобщении и абстракции, т.е. отражении того общего, постоянного и устойчивого, что скрыто в многообразии и бесконечной переменчивости явлений [Кацнельсон 1972, 1986]. Все слова, как единицы языковой системы, выражают нечто общее.

Значение – тот минимум признаков понятия, который необходим для того, чтобы языковой знак приобрел социальную значимость [Новиков, 1982]. Значение в слове есть тот минимум признаков понятия, который делает слово понятным и позволяет ему функционировать в речи [Солнцев 1977].

Название реалии дается тогда, когда она осмыслена человеком, понята, выделена, сопоставлена с другими реалиями, одним словом, когда сформировано понятие о данной реалии, когда сложился мыслительный образ. Обобщающая функция слова делает его орудием абстракции, «клеточкой мышления» [Лурия 1979].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: