Глава 9. Технологическое проектирование терминалов, стоянок, азс.




Рис. 8.5. Типовой проект дорожной станции на 3 рабочих поста. 1. Схема генплана: 1-главный корпус; 2-очистные сооружения; 3-заправочные островки; 4-резервуары для топлива и масла; 5-стоянка автомобилей: 6-кафетерий. 11. Компановочный план главного корпуса: 1-пост мойки легковых автомобилей; 2-пост мойки автобусов; 3, 4-посты крепежно-смазочных и регулировочных работ; 5,6-производственные, бытовые и складские помещения; 7-клиентская.

Терминалы подразделяются на пассажирские и грузовые. К пассажирским терминалам можно отнести автостанции и автовокзалы, а к грузовым терминалам - грузовые станции и узловые терминалы.

Автостанции представляют собой линейные сооружения на автобусных маршрутах, оборудованные для приема и отправления автобусов, посадки и высадки пассажиров, их обслуживания и размещения, а также обслуживания персонала автобусного транспорта. Автостанции сооружаются на промежуточных остановочных пунктах междугородних автобусных маршрутов, а также на конечных остановках междугородных, пригородных или межрайонных маршрутов в небольших городах и населенных пунктах. Вместимость автостанции составляет до 100 пассажиров.

Автостанции строятся на участках, примыкающих к автомобильной дороге. Рядом с автостанцией должны быть остановочные пункты городского пассажирского транспорта и стоянки для таксомоторов. В состав автостанции входят: пассажирский зал с билетными кассами; буфет или кафе; помещение для пассажиров с детьми; санузел; служебные помещения (Рис. 9.1). Выход из пассажирского зала должен быть непосредственно на перрон.

Рис. 9.1. Генплан автостанции. 1-стоянка такси; 2-крытый перрон; 3-здание автостанции; 4,5,6-хозяйственный двор и сооружения; 7-газон; 8-автобусы на постах посадки-высадки; 9-разделительный островок и асфальтобетонное покрытие ответвления дороги.

Автовокзалы, в отличие от автостанций, обладают большей вместимостью, выполняют дополнительные функции и имеют иное планировочное решение. Автовокзалы строятся, как правило, в средних и крупных городах на конечных пунктах междугородных и пригородных автобусных маршрутов.

Основными функциями автовокзалов в соответствии с "Положением об автобусном вокзале (пассажирской автостанции)" являются: бытовое обслуживание пассажиров в период их пребывания на автовокзале; диспетчерское руководство движением автобусов; организация быта и отдыха автобусных бригад; оказание сервисных услуг пассажирам и водителям автобусов; содержание зданий, сооружений, помещений и территории в чистоте и порядке.

Автовокзалы должны быть изолированы от городского движения автомобилей и пешеходов. Выезд и въезд автобусов на территорию вокзала не должен создавать помех движению городского транспорта и пешеходов. Пути движения автобусов по территории вокзала не должны пересекаться (Рис. 9. 2).

Рис. 9. 2. 1. Генплан автовокзала. 1-здание автовокзала; 2-внутренняя транспортная площадь с перроном; 3-стоянка автобусов; 4-зстакада для осмотра автобусов: 5-стоянка такси; 6-стоянка легковых автомобилей.

Рис. 9.2.2. Планировка 1-го этажа здания автовокзала. 1-операционный зал; 2-пассажирский зал; 3,4-кассы; 5-дежурный по вокзалу; 6-подсобное помещение; 7-старший кассир; 8-начальник автовокзала; 9-диспетчерская; 10,11,12,13-помещения для водителей и контролеров; 14-узел связи; 15-подсобное помещение; 16-помещение для пассажиров с детьми; 17-уборные; 18,20,21-помещения медпункта; 22-эл. щитовая; 23,24,27,39-помещения кафе; 25,26-венткамеры и водомерный узел.

При проектировании и строительстве автовокзалов и автостанций используются типовые проекты. Типовой проект для привязки в конкретном городе выбирается исходя из фактических и перспективных объемов отправления пассажиров из данного пункта за сутки и интенсивности движения автобусов.

Обычно в проектах пассажирское здание автовокзала отделяет привокзальную территорию от внутренней транспортной территории. При планировке помещений здания автовокзала необходимо предусмотреть, чтобы пассажирский зал размещался на первом этаже. К пассажирскому залу должны примыкать комнаты для пассажиров с детьми, буфет (кафе), почта, кассы, камера хранения багажа, медпункт, санузел, служебные помещения.

В двухэтажных зданиях автовокзалов (вместимостью более 300 пассажиров) на втором этаже размещают кабинеты руководства, ресторан (бар), спальные комнаты для пассажиров и водителей, парикмахерская, торговые киоски, служебные помещения.

Площади помещений здания автовокзала (автостанции) определяются по удельной нормируемой площади на одного человека с учетом количества пассажиров или персонала, находящихся в данном помещении (Табл. 9. 1).

Таблица 9. 1.

Наименование помещения 11орматив Автостанция Автовокзал
Пассажирский зал м2/1 пасс. 1,56 1,49
Помещение для пасс, с детьми м2/1 пасс, с ребенком 4,8 4,8
Кассы м2/1 кассовую ячейку 6,1 6,1
Камера хранения багажа м2/100 пасс, сут.отпр. 2,0 2,0
Буфет (кафе) м2/1 посадочн. место 1,5 2,0
Медпункт м2 - 18-26
Спальные комнаты м2/1 койку - 6,0
Санузлы: м2/ 1000 пасс, сут.отпр.    
для мужчин   1,3 1,3
для женщин   1,7 1,7
Диспетчерская м2 12-15 18-24
  м2/1 диктора - 6,0
Помещение для водителей м2/1 водителя 3,0 3,0 8,0 20-25
Операторская м2 8,0  
Помещения инкассации м3    
Узел связи м2 . 10-15
Кабинет начальника м2    
Технические помещения: насосная, венткамеры, бойлерная и т.д. м2 расчет по габаритам оборудования расчет по габаритам оборудования

При проектировании автовокзалов и автостанций особое значение придается расположению и оборудованию перрона, который состоит из тротуара, приподнятого над уровнем проезжей части на 25-30 см. и навеса, защищающего пассажиров от дождя и солнца. Иногда для удобства пассажиров кромка перрона у постов посадки (высадки) делается уступообразной или гребенчатой. Выбор конфигурации кромки перрона (прямолинейная, гребенчатая, уступообразная) зависит от количества постов посадки и высадки, размеров территории, ширины проезда и т.д.

Грузовые станции создаются вблизи крупных грузообразующих или грузополучающих промышленных или сельскохозяйственных центров. Они организуют перевозку 1рузов в междугороднем сообщении, обеспечивают сбор и развоз мелких отправок и их кратковременное хранение на своих складах, осуществляют группировку мелкопартионных грузов и формирование сборных автопоездов и контейнеров по направлениям и пунктам назначения. Грузовые станции принимают заявки и заказы от грузоотправителей и грузополучателей, оформляют необходимые документы, составляют графики движения автопоездов, информируют грузополучателя об отправке груза, контролируют своевременную доставку и сохранность груза.

Рис. 9. 3. Генплан грузовой станции на 1,5 тыс.т. отправлений в сутки. 1-административно-бытовой корпус; автомобильные весы; 3-производственно-складской корпус; 4-контейнерная площадка с козловым краном; 5,6-площадки перецепки полуприцепов; 7,8,12-стоянка автопоездов; 9-площадка хранения крупногабаритных грузов.

В зависимости от объемов перерабатываемых и отправляемых грузов, грузовая станция может иметь: складские помещения для хранения и перера-

ботки грузов; контейнерную площадку; автомобильные весы; помещение для отдыха водителей; спальные комнаты для водителей; буфет (кафе); санузел; торговые киоски и т. д. На рис. 9.3. представлена схема генплана типового проекта грузовой автостанции на 1,5 тыс. тонн отправлений в сутки.

Контейнерные площадки можно рассматривать как грузовые станции, специализирующиеся на контейнерных перевозках. Контейнерные площадки создаются при железнодорожных станциях, водных и воздушных портах, осуществляющих контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки, особенно крупнотоннажные, являются сегодня во всем мире наиболее динамично развивающимся видом перевозок на всех видах транспорта.

Размер территории, количество и параметры погрузочно-разгрузочных механизмов, площади служебных и бытовых помещений контейнерной площадки определяются исходя из объемов перевозок, средней продолжительности хранения и типоразмеров контейнеров.

Узловые терминалы это крупные грузовые станции, создаваемые в развитых промышленных центрах на пересечении транспортных потоков различных видов транспорта (транспортных узлах). Обычно узловые терминалы создаются в городах, где пересекаются транспортные потоки различных направлений и имеются крупные железнодорожные станции, водные и воздушные порты.

Узловые терминалы обеспечивают взаимодействие между всеми видами транспорта. Они выполняют работу по подвозу, хранению, переработке и отправке грузов, в том числе и контейнеров, с использованием различных видов транспорта. На узловых терминалах может осуществляться техническое обслуживание и мелкий ремонт автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также бытовое и сервисное обслуживание водителей.

Размеры территории, площади производственных, складских и административно-бытовых помещений, количество и состав машин и механизмов узлового терминала определяется по объему хранения, переработки и перевозки грузов.

Автостоянки.

В зависимости от назначения автостоянки подразделяются на стоянки производственного и непроизводственного назначения, а также для постоянного или временного хранения. К автостоянкам производственного назначения относятся гаражи-стоянки автотранспортных предприятий, используемые для стоянки и хранения подвижного состава предприятия. Автостоянки непроизводственного назначения это, как правило, гаражи и стоянки для постоянного или временного хранения автомобилей, принадлежащих населению.

Одной из серьезных городских проблем, вызванных широкой автомобилизацией городского населения является нехватка в городах места для стоянки и хранения автомобилей, принадлежащих гражданам.

По оценкам специалистов количество автомобилей, приходящихся на 1000 жителей в нашей стране за последующие 10-15 лет может увеличиться в 2-3 раза и достичь уровня 150-180 автомобилей на 1000 жителей. Средняя площадь занимаемая одним автомобилем с учетом проезда и маневрирования перед стоянкой (гаражом) составляет 25-50 м2. Как показывают расчеты, площадь, занимаемая частными автомобилями на городских стоянках и местах хранения соизмерима с площадью, занимаемой дорожной сетью города. Для больших городов эта площадь исчисляется многими квадратными километрами. На этой территории могли бы быть размещены зеленые зоны, детские площадки, жилые дома и т.д.

Для стран с высоким уровнем автомобилизации проблема создания мест для стоянки автомобилей, особенно в центральных частях городов является одной из самых трудных проблем транспортного обслуживания и градостроительства. Решение этой проблемы требует больших затрат и комплексного подхода, который включает развитие и реконструкцию дорожной сети, развитие городского общественного транспорта, строительство многоэтажных гаражей-стоянок в плотнонаселенных жилых районах, создание многоярусных

Рис. 9. 5. Стоянка год городской улицей.

1-въездная рампа; 2-выездная рампа; 3-проездная часть; 4-тротуар; 5-озеленсние; 6-помещение.

Во многих культурно-исторических центрах крупных европейских городов для строительства стоянок и гаражей используют подземные территории, в том числе и под существующими зданиями и сооружениями (Рис. 9. 6.).

Рис.9.6. Подземный гараж под старинным зданием (г. Париж).

При проектировании и строительстве автостоянок необходимо придерживаться строительных норм и правил (СНиП 21-02-99) и ОНТП.

Автостоянки закрытого типа могут состоять из подземных и надземных этажей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или нижних надземных этажах, за исключением зданий, предусмотренных в СНиПах. Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные - не более 5 подземных этажей.

Автостоянки, пристроенные или встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений этого здания противопожарными стенами и перекрытиями, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом,

При необходимости, в составе закрытой автостоянки (за исключением автостоянок, встроенных в жилые здания) могут быть предусмотрены помещения для ТО и ТР, диагностики, регулировочных работ, мойки и т.д. в отдельном здании, помещении или группе помещений. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.

Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.

В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства). Продольный уклон закрытых прямолинейных рамп не должен превышать 18 %, криволинейных - не более 13%. Количество рами для въезда и выезда определяется в зависимости от количества автомобиле-мест на стоянке:

до 100 автомобилей - одна однопутная рампа;

стоянок для кратковременной парковки автомобилей рядом с культурными, торговыми или спортивными центрами.

В некоторых крупных городах западных стран многоярусные стоянки-гаражи в жилых районах предусматриваются при строительстве новых жилых или административных зданий в подземной части или нижних этажах домов. Так например, в двух уникальных шестидесятиэтажных жилых домах "Марина-сити" в г. Чикаго нижние 18 этажей используются для стоянки автомобилей.

Стоянки-гаражи в жилых районах, как правило, имеют свою постоянную клиентуру. Здесь автомобиле-места зачастую арендуются на длительный период для стоянки и хранения автомобилей. В отличие от них, использование автомобиле-мест на стоянках, создаваемых в центральной части города вблизи культурных, торговых и спортивных центров для краткосрочной парковки автомобилей носит случайный характер.

Стоянки для краткосрочной парковки автомобилей могут быть рассмотрены как системы массового обслуживания, в которых вероятность прибытия на стоянку к автомобилей за время t{ Pк(t) } описывается законом Пуассона:

где: l- плотность потока требований.

В отличие от ранее рассмотренных примеров систем массового обслуживания (АТП и СТОА), стоянки автомобилей рассматриваются как системы с потерями, т.е. в случае отсутствия свободного места, прибывший на стоянку автомобиль покидает систему в поисках другого места для паркования. Вероятность потери требования (вероятность, что все посты заняты) Р п будет:

Ориентировочное количество автомобиле - мест на стоянках у отдельных зданий и сооружений массового посещения рекомендуемое по нормам градостроительства приведены в таблице 9. 2.

Таблица 9. 2. Рекомендуемое количество автомобиле - мест на стоянках у общественных зданий и сооружений массового посещения.

Здания и сооружения массового посещения Единица измерения Число автомобиле-мест
70авто на 150 авто на
1000жителей 1000 жителей
Административно-хозяйственные, общественные. на 100 рабочих мест 3-5 10-20
научные, проектные.      
Высшие учебные заведения на 100 преподавателей 3-5 10-20
Рестораны и крупные кафе на 100 мест в залах 3-5 10-15
Торговые центры, универмаги, крупные магазины на 100м2 торг. шющ. 2-4 8-12
Рынки на 50 торговых мест 7-10 20-25
Театры, цирки, кинотеатры, концертные залы,      
выставки, музеи. на 100 мест 3-5 15-20
Парки культуры и отдыха на 100 посетителей 1-3 5-7
Крупные гостиницы высших разрядов на 100 мест 3-5 10-20
Прочие гостиницы на 100 мест 2-4 6-8
Больницы, диспансеры, родильные дома на 100 коек 1-2 5-10
Поликлиники на 500 посеш, в смену 2-4 6-8
Стадионы, крупные спортзалы и комплексы на 100 мест 3-5 ч 15-20
Вокзалы железнодорожного, водного, воздушного и на 100 пассажиров    
автомобильного транспорта. в час пик 3-5 15-20

Изыскание свободной площади для возведения здания стоянки в историческом центре застроенного города крайне тяжело или практически невозможно. Поэтому во многих крупных городах стоянки автомобилей в их центральной части создаются под скверами (Рис. 9. 4.) или улицами (Рис. 9. 5.).

Рис. 9.4. Подземная 3-х ярусная стоянка под городским сквером.

до 1000-одна двухпутная или две однопутные рампы;

свыше 1000 - две двухпутные рампы.

Расстояние от автомобиля на стоянке до ближайшего эвакуационного

выхода должно быть:

при подземном хранении не более 20 метров;

при надземном - не более 25 метров.

Минимальные размеры мест хранения для легковых автомобилей следует принимать: длина места хранения -5 метров, ширина -2,3м.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта, при проектировании и массовом строительстве гаражей и стоянок в крупных городах, особенно в их центральных и исторических частях, при дефиците земельных участков следует предусматривать: повышение этажности сооружений, в том числе и за счет подземной части; увеличение вместимости сооружений за счет применения помещений манежного типа и полурамповых, скатных и скатно-винтовых систем въезда-выезда; использование территорий под скверами и улицами, прилегающими к объектам массового посещения; унификация объемно-планировочных и конструктивных решений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: