Исследование аспектов конфигурации перцептивных образов




В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Теория категоризации Дж. Брунера. Представлено в образе восприятия, значение предмета смотрим на часы и знаем что это часы (и все, только это значение). Свойство образа восприятия возникает в результате процесса категоризации, это процесс отнесения единичных воспринимаемых предметов по их признакам к более общему классу предметов, который называется категорией и имеет название. Человек воспринимает следующий набор признаков, например предмет круглый, шероховатый, оранжевого цвета – это признаки. И в результате процесса категоризации человек скажет, что он видит апельсин.Состоит этот процесс из четырех стадий, которые идут друг за другом последовательно:

1)Первичная категоризация – на этой стадии выделяются признаки воспринимаемых предметов, основание которых будет осуществляться их последующая категоризация.

2)Поиск признаков – особенности формы предмета, его величины, расположение в пространстве, особенности поверхности, цвета. Является ли он движущимся или неподвижным. Если мы обобщим все особенности, то можно сказать, что на это й стадии выявляются признаки предметов либо сенсорных качеств либо особенностей их конфигурации. Как происходит выделение этих признаков – признаки воспринимаемых предметов должны быть выделены, иначе никакая последующая категоризация предмета невозможна. Эта стадия и следующая за ней, они присутствуют в процессе не всегда. Если признаки полностью соответствуют какой то имеющейся у человека категории, то категоризация происходит мгновенно, минуя вторую и третью стадии. И наоборот стадии поиска признаков и проверка появляется, если выделенные признаки не позволяют однозначно отнести к какой-то стадии предмет. По дополнительно найденным признакам происходит дополнительная или окончательная категоризация. Если категоризация не окончательная, а предварительная, то появляется стадия подтверждающая проверка.

3)Подтверждающая проверка – на этой стадии поиск признаков продолжается, но он становится более узким и более направленным, чтобы найти такие признаки, которые подтвердят сделанную на предыдущей стадии предварительную категоризацию.

4)Окончательное подтверждение – на этой стадии процесс категоризации завершается и перцептивный образ получает окончательное определенное значение. Теперь уже все признаки, которые не соответствуют или ставят под сомнение эту категоризацию, игнорируются.

Приведем результаты одного из исследований: испытуемым предъявлялись слайды с изображением определенных ситуаций и были расфокусированны и испытуемый не мог понять, что там изображено. На слайде изображена корова и мужчина, и испытуемый ….

Важнейшая характеристика процесса категоризации, состоит в том, что этот процесс категоризации является избирательно направленный. С точки зрения Брунера это связано с основной функцией восприятия, а это значит снабжать нас информацией. Из всего потока информации человек должен уметь выбирать только ту, которая ему необходима или в которой он заинтересован. Избирательная направленность процесса восприятия, обеспечивается перцептивной готовностью, т.е. буквально степенью готовности различных категорий для восприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: