Закономерности овладения ребенком слоговой структуры слова.




Слоговая структура слова – (А.К.Маркова) это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре.

Начало овладения слоговой структурой слова – стадия лепета, та его ступень, которая носит название эхолалии. На овладение слоговой структурой слова первоначальное сильное влияние оказывает ударность. Это видно по тому, что первым слогом, который ребенок начинает произносить самостоятельно, является ударный слог; тот, который ребенок лучше всего воспринимает и который имеет особую фонологическую окраску, т.е. он по-другому звучит в восприятии. Второй фактор, влияющий на усвоение - это модель самого слога, поэтому в литературе выделяют несколько ступеней усложнения слоговой структуры слова, которые должен знать логопед.

I ступень – способность произносить открытый слог (согласный – гласный).

В связи с такой способностью ребенок научается произносить первые, самые простые классы слов – это двусложные слова, которые изначально состоят из однотипных слогов (ма – ма). Через некоторое время ребенок научается говорить двусложные слова, состоящие из разных слогов (ма – ша). Далее слоговая модель еще больше усложняется, ребенок научается говорить слова, состоящие из 3-х слогов (ма-ши-на). Способность произносить 1 слог дает возможность произносить 2слож. и 3хслож. модели слов.

II ступень – способность произносить закрытый и прикрытый слоги (ГС, СГС). В речи ребенка появляется новый класс слов – это односложные слова (мак, дуб, шарф, мяч). Так как нет паузы, эти слова произносятся намного труднее, чем 2 и 3 сложные. Зачем нужна пауза, когда мы произносим слова? Она дает возможность перестроить органы артикуляции на следующий слог. Именно поэтому ребенок сначала порционно произносит слова.

III ступень - способность соединять вместе открытый и закрытый слоги, благодаря чему в речи ребенка появляются качественно новые слова (пенал, совок). Это частотные классы, новый класс - соединяются открытый и закр. (прикр.) слоги (СГ+СГС). Как только ребенок овладевает типом переключения с открытого на закрытый слог он готов к новым сложностям ↓

 

IV ступень - новая сложность – стечение согласных (ССГ, ГСС).

V ступень - синтез / объединение закрытого слога и стечения согласных (СГС + СГ; ССГ + СГС) – памятник, чайник, фартук.

VI ступень - самая сложная - наличие в слове нескольких стечений согласных (звезда, клетка, стандарт). Хотя слоги открыты - это самый сложный уровень переключаемости.

К 3-м годам ребенок овладевает всеми ступенями и становится говорящим, хотя звуки речи он произносит неправильно, он овладевает разными артикуляционными слоговыми программами и на них строятся, формируется частотный словарь. Ребенок достаточно сложно овладевает своим речевым аппаратом и мы можем отметить ряд закономерностей, свойственных онтогенезу:

- наличие элизий – ребенок усекает слоговой контур, сокращая количество слогов в слове; в дальнейшем слоговая структура подвергается сжатию – компрессии (молоток ® моток); в слове недостает «строительных» элементов (самих слогов);

- но постепенно, по мере развития механизма слогообразования все «строительные кирпичики» появляются в речи ребенка, но он еще не овладевает линейным программированием; он еще не научился располагать слоги в правильной линейной последовательности, поэтому в речи детей наблюдаются перестановки слогов (чимхистка, чепенье);

Т.о., овладение любой структурой в норме проходит свои стадии развития, прежде чем у ребенка сформируется нормативный механизм. У детей с речевой патологией наблюдаются те же ошибки, что и у нормативно развивающихся детей. Однако, мы считаем данные ошибки патологией потому, что они являются стойкими, т.е. часто повторяющимися, что свидетельствует о том, что такой механизм или совсем не сформирован, или сформирован еще не до конца.

 

16. Интенсивный период овладения словарем

Первые годы жизни — период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопления словаря, овладения грамматическим строем языка. Отставание в ее развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.

На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет
По данным исследований Правдиной О.В развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.
Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов. Правдина О.В (2).
Рост, словаря зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание.
Качественный рост словаря происходит по двум направлениям. а) по содержанию - обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими, б) по форме - постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: