История и особенности иконографического типа «Евангелисты»




Слово «евангелие» происходит от греческого euaggelion – добрая весть[2]. Именно так называл Христос свое учение. Этим же словом стали называть и те четыре книги Священного Писания, в которых изложены события земного пути Христа, его смерть на кресте и Воскресение и которые были составлены его ближайшими учениками-апостолами - очевидцами этих событий.
Авторы Евангелий - четыре евангелиста Марк, Матфей, Лука и Иоанн - издревле широко почитались. Их выделяли среди других апостолов, посвящали каждому храмы, часто изображали. Они имели и свою особую иконографию, как общую для всех четырех, так и отдельную. Естественно, что чаще всего их изображали за созданием Евангелий. Такие изображения можно встретить и в монументальных стенных росписях, и в иконе, и особенно часто в книжной миниатюре. Ведь при переписывании новозаветных текстов всегда стремились предварить каждое из Евангелий листом с изображением его автора.

 

Первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея - его Евангелие начинает новозаветные тексты. И это не случайно, поскольку оно считается древнейшим. Левий Матфей был сборщиком податей, в городе Капернауме. Услышав проповедь Христа, он пошел за ним и стал одним из его двенадцати ближайших учеников. После Вознесения Христа и Сошествия Святого Духа Матфей проповедовал в Палестине, где и написал обращенное к ее жителям Евангелие на арамейском (древнееврейском) языке, дошедшее до нас в более позднем греческом переводе. Кончина Матфея была мученической: его закололи в одном из эфиопских городов.
Марк, апостол из числа семидесяти, был уроженцем Иерусалима. Считается, что Евангелие свое Марк написал во многом со слов Петра. Самое краткое из четырех, оно было написано на греческом языке и адресовано и христианам, и язычникам. Марку довелось некоторое время сопровождать в путешествиях и апостола Павла, который, по преданию, был его родственником. Затем Марк проповедовал на побережье Адриатики и в Александрии, первым епископом которой он стал. Там он принял свою мученическую кончину.

Особую иконографию имел и автор позднего Евангелия - Иоанн Богослов. В юности он был рыбаком на Генисаретском озере, а затем ушел в пустыню к Иоанну Предтече, который и указал ему на Христа как на Мессию. Юный Иоанн был одним из самых любимых учеников Христа, который брал его с собой на гору Фавор и сделал одним из свидетелей своего Преображения (он всегда изображается на иконах этого сюжета). Во время Тайной вечери Иоанн "возлежал на груди" Христа (это тоже можно видеть в иконописи), а перед Распятием (на таких иконах Иоанн также всегда присутствует) учитель поручил его заботам свою мать. Богородица до самого своего Успения жила в доме Иоанна в Иерусалиме, а затем тот отправился проповедовать христианство в малоазийский город Эфес. Из Эфеса он был сослан на остров Патмос, где ему было божественное откровение о конце мира (Апокалипсис). Со слов Иоанна оно было записано его юным учеником Прохором и также вошло в состав Нового Завета. Свое Евангелие, заметно отличающееся по описываемым событиям от Евангелий Матфея, Марка и Луки и существенно их дополняющее, Иоанн написал позднее, по возвращении в Эфес, где и умер, будучи 113-летним старцем.

С пребыванием на Патмосе связан и самый распространенный тип изображения Иоанна - сидящего на фоне пещеры, в которой он жил, и диктующего Прохору текст Откровения. Такие сюжеты использовались в книжной миниатюре, причем Премудрость рядом с Иоанном не показывали. Ее заменял божественный луч, к которому Иоанн обращал свой взор.
Часто этот тип изображения использовался в иконах Иоанна Богослова, нередко сопровождавшихся клеймами со сценами его жития. Интерес к Иоанну Богослову на рубеже XV - XVI веков на Руси был связан с ожидавшимся концом мира, о котором и поведал в своем Откровении апостол. В те же годы начинают создавать иконы, иллюстрирующие Апокалипсис.

Известны и традиционные фронтальные изображения Иоанна в иконе, как поясные, так и ростовые. Нередко его изображали вместе с его символом - орлом. Но, пожалуй, самая оригинальная его иконография, получившая широкое распространение с XVII века, - "в молчании". На таких, обычно небольших, иконах Иоанна писали погрудно или по пояс, приложившим пальцы к устам (жест, означающий молчание). Этот тип изображения связан с тем, что перед бывшим ему Откровением Иоанн проводил время в безмолвии.

Миниатюры с евангелистами очень похожи по своей композиции. Каждый из них (кроме Иоанна, имевшего особую иконографию) предстает сидящим за столиком с необходимыми письменными приборами. Уже в византийской традиции стремились разнообразить эти изображения - как бы во времени представить процесс написания книги. Так, нередко на первой миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст, на другой Марк чинит перо, а на третьей Лука пишет, держа книгу на коленях. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV - начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа.
Традиция изображения символов евангелистов - ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) - основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов.

Нередко евангелистов на миниатюрах (реже - в стенописях и иконах) изображали вместе с юной девой, подобной ангелу, но бескрылой и с нимбом особой звездчатой формы. Она либо водит рукой евангелиста, либо диктует ему или же ласково прикасается щекой к его щеке. Это - персонификация Божественной Премудрости - Софии, вдохновляющей авторов Евангелий. Традиция этого изображения очень древняя, ее истоки коренятся еще в дохристианских временах. В русское искусство образ девы Софии, вдохновляющей евангелиста, пришел во второй половине XIV века благодаря творчеству приезжих балканских мастеров.

В системе храмовых росписей изображения евангелистов за работой по созданию Евангелий помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах - четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса - подкупольный столб. Таким образом, место это было выбрано не случайно. Евангелисты представали как столпы христианской веры. Выше них, в куполе, изображался сам Христос, о котором они поведали миру. Эта система была в сложившемся виде позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Приблизительно к середине XIV века в русском искусстве сложилась традиция помешать изображения четырех евангелистов на царских вратах иконостаса, а уже в следующем столетии такой вариант оформления врат становится превалирующим, вытесняя древнюю традицию изображения на них отцов церкви.

Наряду с общим для всех евангелистов типом изображения некоторые имели свои особые иконографии. Автор третьего Евангелия - апостол Лука - иногда предстает не за созданием Евангелия, а пишущим икону Богоматери. Эта иконография отразила древнее предание о Луке как авторе первого иконописного образа Богородицы, который она сама благословила.
Лука, апостол из семидесяти, был уроженцем Антиохии. Сын богатых родителей-язычников, он получил хорошее образование и стал врачом. Крещение Лука принял от апостола Павла, стал его спутником, и написанное им Евангелие было во многом вдохновлено его учителем. Помимо Евангелия Лукой была написана еще одна книга из состава Нового Завета - Деяния апостолов. Он писал на греческом языке и в своих сочинениях обращался прежде всего к язычникам. По-видимому, именно с этим связан тот факт, что апостолу Луке часто посвящали храмы в только что просвещенных светом Христовой Веры землях.

Предание о том, что Лука был и иконописцем, восходит к VI веку. Согласно преданию, написанная Лукой икона Богоматери с младенцем в V веке была прислана из Иерусалима в Константинополь, где была поставлена в монастыре Одегон. Это и была одна из самых чтимых в восточнохристианском мире богородичных икон - Богоматерь Одигитрия. Позднее Луке стали приписывать еще целый ряд чудотворных икон Богоматери (в том числе Владимирскую). Изображения Луки-иконописца появились в византийской традиции сравнительно поздно - только в XIV веке. Позднее они стали известны и на Руси. Такие изображения встречаются как в миниатюрах Евангелий, так и в иконописи.

Символы евангелистов
Символы евангелистов - изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам и как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессии посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн. Каждый крылат и держит Евангелие. Как самостоятельное представление евангелистов, звери изображались в манускриптах и в скульптуре романских церквей. В эпоху готики они чаще всего обрамляют образ Бога. В эпоху Ренессанса они лишь атрибуты, четырех человеческих фигур. Другими атрибутами евангелистов являются свиток и книга; они могут изображаться за написанием своих Евангелий, в то время как голубь Св. Духа вдохновляя парит над ними. В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных. Также существует изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел). Но оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев - Марку и т.д. Русской церковью также принято объяснение св. Григория Двоеслова, который объесняет символику евангелистов следущим образом: спаситель принявший плоть (человек), принесший себя в жертву (телец), расторгнувший узы смерти (лев) и вознесенный на небо (орел). В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства - мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек). Также воплощение Бога, как материализовавшегося духа, подчиняется законам четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Каждый из евангелистов, соответственно, представляет один из этих элементов, которые способствовали проявлению бога.
Матфей – воздух – Водолей (изображаемый как голова человека с крыльями)
Марк – огонь – Лев
Лука – земля – Телец
Иоанн – вода – Скорпион

Матфей именно тот из евангелистов, кто подчеркивает земное происхождение Христа, уникальную способность человека помнить и связывать множество мыслей в единое целое.

Имя Марк происходит от лат. Mars — бог войны,он олицетворяет силу бога, его способность выводить душу человека из заблуждений и смятения. Лев означает трансформацию необузданной воли человека в истинные превращения добродетели: мужество, силу и любовь.

Его латинское имя Луки - Lucius напоминает о падшем архангеле Люцифере, изгнанном из рая. Земля — его сила, а его знак Телец — земной аспект мужской энергии.

Еврейское имя lohanan означает «Божия милость».Знак Скорпиона связан с принципом земной любви и возрождения.

Символы четырех евангелистов изображаются с крыльями — указанием на то, что в них нашли выражение космические силы. Лишь позднее их стали изображать отдельно, то есть евангелиста и рядом с ним его животное.

Сходный символ этих четырех основных сил имеется в египетской мифологии, это сфинкс, который имеет голову человека, тело льва, хвост быка и крылья орла. В эпоху раннего христианства евангелистов часто изображали в виде существ с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии.

Изображение четырех евангелистов на престоле.

Святой престол православного храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога-Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной. Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь). Престол знаменует собою также Христа Вседержителя. В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя. Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек. Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в храме небесном. В храме небесном были: телец - символ жертвенного животного; лев символ - царской власти и силы; человек-символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие; орел-символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы усвоены в Церкви и четырем евангелистам: Матфею-человек, Маркулев, Луке-телец, Иоанну-орел.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: