III. Критерии и уровни оценивания ответов при проведении дополнительного вступительного испытания в устной форме




Дополнительное вступительное испытание проходит в виде экзамена по билетам, составленным в рамках программы соответствующего вступительного испытания. В билет включается 2 теоретических вопроса и 1 задание, предполагающее раскрытие определенного количества терминов. При указанной структуре билета расширяются возможности оценивания уровня знаний абитуриентов. Также проводится проверка сформированности определенных умений у абитуриентов, например, умения самостоятельно раскрывать смысл ключевых понятий и применять их в заданном контексте; умения определять существенные признаки ключевых понятий, конкретизировать примерами теоретические положения и др.

Устный ответ абитуриента по билету оценивается членами экзаменационной комиссии на основе специально разработанных критериев.

Критерии оценки теоретического вопроса сформированы в три группы:

1. Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность, последовательность изложения вопроса.

2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий.

3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса.

Каждый из предложенных критериев имеет 4 уровня оценки:

1. Максимальный.

2. Высокий.

3. Удовлетворительный.

4. Неудовлетворительный.

Уровни оценки критериев теоретического вопроса определяются членами экзаменационной комиссии методом экспертной оценки.

Критерий № 1 Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность, последовательность изложения вопроса.

Максимальный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: в полном объеме, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопроса; не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменаторов; логично, последовательно излагает материал, не допуская ошибок.

Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: правильно, по существу и последовательно излагает основное содержание вопроса билета; при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей; ответил на большинство дополнительных вопросов.

Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: содержание вопроса изложил поверхностно, только основные положения без должного обоснования; допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки; нарушает последовательность в изложении материала; испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

Неудовлетворительный уровень оценки ставится, если абитуриент: не знает основных положений материала по вопросу; при ответе на билет допускает существенные ошибки; не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.

Критерий №2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий.

Максимальный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: при ответе корректно использует термины и понятия в контексте ответа; в ходе раскрытия вопроса представляет различные точки зрения, концепции и теории.

Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: при ответе корректно использует и называет большинство терминов и категорий по вопросу; вопрос раскрывается с использованием отдельных точек зрения.

Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: раскрывает вопрос на бытовом уровне; при ответе применяются отдельные термины и категории или допускается ошибочное применение некоторых терминов.

Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: не использует при ответе научной лексики.

Критерий № 3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса.

Максимальный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит различные аргументы; использует фактический материал; приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит отдельные аргументы; использует фактический материал; не приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: только приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: не приводит аргументов и примеров в подтверждение теоретических положений; при ответе не используется фактический материал.

Каждый уровень оценки по каждому критерию выражается в баллах в соответствии с таблицей № 1.

Таблица № 1. Критерии и уровни оценивания теоретического вопроса

№ п/п Критерии оценки теоретических вопросов Уровень оценки критерия в баллах
Максимальный Высокий Удовлетворительный Неудовлетворительный
1. Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность и последовательность изложения вопроса        
2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий        
3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса        
ИТОГО:        

Максимальный суммарный балл за раскрытие одного теоретического вопроса – 35 баллов.

Раскрытие термина оценивается по двум критериям:

1. Правильность и полнота раскрытия содержания термина;

2. Умение привести аргументы, назвать признаки термина, проиллюстрировать его примерами.

Каждый из предложенных критериев имеет 3 уровня оценки:

1. Высокий.

2. Удовлетворительный

3. Неудовлетворительный.

Уровни оценки критериев раскрытия терминов определяются членами экзаменационной комиссии. Определенный бал выставляется за каждый термин.

Критерий № 1. Правильность и полнота раскрытия содержания термина

Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент в полном объеме, исчерпывающе и правильно раскрыл смысл понятия.

Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент смысл понятия в явном виде не раскрыл, но объясняет его значение правильно.

Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент не раскрывает содержания термина или раскрывает его не верно.

Критерий № 2 Умение привести аргументы, назвать признаки термина, проиллюстрировать его примерами.

Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент, раскрывая содержание понятия, называет признаки, критерии, характерные особенности и.т.п. (если такое возможно в отношении термина), приводит примеры.

Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент дает пояснения, показывающие понимание содержания термина, примеры в явном виде не приводит.

Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент не приводит примеров, не может пояснить содержание термина, привести аргументы.

Каждый уровень оценки по каждому критерию выражается в баллах в соответствии с таблицей № 2.

Таблица № 2. Критерии и уровни оценивания раскрытия термина

№ п/п Критерии оценки раскрытия термина Уровень оценки критерия в баллах[3]
Высокий Удовлетворительный Неудовлетворительный
4. Правильность и полнота раскрытия содержания термина      
5. Умение привести аргументы, назвать признаки, проиллюстрировать примерами термин      
ИТОГО:      

Максимальный общий балл за раскрытие одного термина – 10 баллов.

При ответе абитуриента раскрытие теоретического вопроса и раскрытие терминов оценивается каждым членом экзаменационной комиссии, согласно предложенным критериям (см. таблицу № 3).

 

Таблица № 3. Критерии и уровни оценивания ответа абитуриента

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Уровни оценивания Указания к оцениванию Балл  
Критерий № 1. Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность, последовательность изложения вопроса.
Максимальный Абитуриент: в полном объеме, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопроса; не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменаторов; логично, последовательно излагает материал, не допуская ошибок.  
Высокий Абитуриент: правильно, по существу и последовательно излагает основное содержание вопроса; при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей; ответил на большинство дополнительных вопросов.  
Удовлетвори- тельный Абитуриент: содержание вопроса изложил поверхностно, только основные положения без должного обоснования; допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки; нарушает последовательность в изложении материала; испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.  
Неудовлетвори-тельный Абитуриент: не знает основных положений материала по вопросу; при ответе на билет допускает существенные ошибки; не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.  
Критерий № 2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий
Максимальный Абитуриент: при ответе корректно использует термины и понятия в контексте ответа; в ходе раскрытия вопроса представляет различные точки зрения, концепции и теории.  
Высокий Абитуриент: при ответе корректно использует и называет большинство терминов и категорий по вопросу; вопрос раскрывается с использованием отдельных точек зрения.  
Удовлетвори- тельный Абитуриент: раскрывает вопрос на бытовом уровне; при ответе применяются отдельные термины и категории или допускается ошибочное применение некоторых терминов.  
Неудовлетвори- тельный Абитуриент не использует при ответе научной лексики.  
Критерий № 3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса
Максимальный Абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит различные аргументы; использует фактический материал; приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.  
Высокий Абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит отдельные аргументы; использует фактический материал; не приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.  
Удовлетвори- тельный Абитуриент: олько приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.  
Неудовлетвори- тельный Абитуриент: не приводит аргументов и примеров в подтверждение теоретических положений; при ответе не используется фактический материал.  
ТЕРМИНЫ
Уровни оценивания Указания к оцениванию Балл
Критерий № 1. Правильность и полнота раскрытия содержания термина  
Высокий Абитуриент в полном объеме, исчерпывающе и правильно раскрыл смысл понятия.  
Удовлетвори- тельный Абитуриент смысл понятия в явном виде не раскрыл, но объясняет его значение правильно.  
Неудовлетвори-тельный Абитуриент не раскрывает содержания термина или раскрывает его не верно.  
Критерий № 2. Умение привести аргументы, назвать признаки обществоведческого термина, проиллюстрировать его примерами
Высокий Абитуриент, раскрывая содержание понятия, называет признаки, критерии, характерные особенности и.т.п. (если такое возможно в отношении термина), приводит примеры.  
Удовлетвори- тельный Абитуриент дает пояснения, показывающие понимание содержания термина, примеры в явном виде не приводит.  
Неудовлетвори-тельный Абитуриент не приводит примеров, не может пояснить содержание термина, привести аргументы.  

Определение результата оценки ответа абитуриента экзаменатором осуществляется путем сложения баллов, выставленных за ответ на вопрос и баллов за раскрытие обществоведческих терминов.

Методика подсчета итогового балла следующая:

1 шаг - суммирование баллов, выставленные за первый теоретический вопрос по трем критериям (15+10+10=35)

2 шаг - суммирование баллов, выставленные за второй теоретический вопрос по трем критериям (15+10+10=35)

3 шаг – суммирование баллов, выставленных за раскрытие терминов (10 (5+5)+ 10 + 10 = 30)

3 шаг – подсчитывается общая сумма баллов (35+35 +30=100)

 

При обсуждении между членами экзаменационной комиссии высчитывается средний балл, который объявляется в качестве итоговой оценки абитуриента.

 


[1] См.: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 11.12.2020) // Российская газета. № 139. 21.06.2012.

[2] Может использоваться при формировании контрольных материалов.

[3] В таблице приведен максимальный балл. Член экзаменационной комиссии по своему усмотрению может его понизить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: