Дополнительное вступительное испытание проходит в виде экзамена по билетам, составленным в рамках программы соответствующего вступительного испытания. В билет включается 2 теоретических вопроса и 1 задание, предполагающее раскрытие определенного количества терминов. При указанной структуре билета расширяются возможности оценивания уровня знаний абитуриентов. Также проводится проверка сформированности определенных умений у абитуриентов, например, умения самостоятельно раскрывать смысл ключевых понятий и применять их в заданном контексте; умения определять существенные признаки ключевых понятий, конкретизировать примерами теоретические положения и др.
Устный ответ абитуриента по билету оценивается членами экзаменационной комиссии на основе специально разработанных критериев.
Критерии оценки теоретического вопроса сформированы в три группы:
1. Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность, последовательность изложения вопроса.
2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий.
3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса.
Каждый из предложенных критериев имеет 4 уровня оценки:
1. Максимальный.
2. Высокий.
3. Удовлетворительный.
4. Неудовлетворительный.
Уровни оценки критериев теоретического вопроса определяются членами экзаменационной комиссии методом экспертной оценки.
Критерий № 1 Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность, последовательность изложения вопроса.
Максимальный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: в полном объеме, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопроса; не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменаторов; логично, последовательно излагает материал, не допуская ошибок.
Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: правильно, по существу и последовательно излагает основное содержание вопроса билета; при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей; ответил на большинство дополнительных вопросов.
Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: содержание вопроса изложил поверхностно, только основные положения без должного обоснования; допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки; нарушает последовательность в изложении материала; испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.
Неудовлетворительный уровень оценки ставится, если абитуриент: не знает основных положений материала по вопросу; при ответе на билет допускает существенные ошибки; не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.
Критерий №2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий.
Максимальный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: при ответе корректно использует термины и понятия в контексте ответа; в ходе раскрытия вопроса представляет различные точки зрения, концепции и теории.
Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: при ответе корректно использует и называет большинство терминов и категорий по вопросу; вопрос раскрывается с использованием отдельных точек зрения.
Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: раскрывает вопрос на бытовом уровне; при ответе применяются отдельные термины и категории или допускается ошибочное применение некоторых терминов.
Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: не использует при ответе научной лексики.
Критерий № 3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса.
Максимальный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит различные аргументы; использует фактический материал; приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит отдельные аргументы; использует фактический материал; не приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: только приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент: не приводит аргументов и примеров в подтверждение теоретических положений; при ответе не используется фактический материал.
Каждый уровень оценки по каждому критерию выражается в баллах в соответствии с таблицей № 1.
Таблица № 1. Критерии и уровни оценивания теоретического вопроса
№ п/п | Критерии оценки теоретических вопросов | Уровень оценки критерия в баллах | |||
Максимальный | Высокий | Удовлетворительный | Неудовлетворительный | ||
1. | Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность и последовательность изложения вопроса | ||||
2. | Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий | ||||
3. | Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса | ||||
ИТОГО: |
Максимальный суммарный балл за раскрытие одного теоретического вопроса – 35 баллов.
Раскрытие термина оценивается по двум критериям:
1. Правильность и полнота раскрытия содержания термина;
2. Умение привести аргументы, назвать признаки термина, проиллюстрировать его примерами.
Каждый из предложенных критериев имеет 3 уровня оценки:
1. Высокий.
2. Удовлетворительный
3. Неудовлетворительный.
Уровни оценки критериев раскрытия терминов определяются членами экзаменационной комиссии. Определенный бал выставляется за каждый термин.
Критерий № 1. Правильность и полнота раскрытия содержания термина
Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент в полном объеме, исчерпывающе и правильно раскрыл смысл понятия.
Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент смысл понятия в явном виде не раскрыл, но объясняет его значение правильно.
Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент не раскрывает содержания термина или раскрывает его не верно.
Критерий № 2 Умение привести аргументы, назвать признаки термина, проиллюстрировать его примерами.
Высокий уровень оценки критерия ставится, если абитуриент, раскрывая содержание понятия, называет признаки, критерии, характерные особенности и.т.п. (если такое возможно в отношении термина), приводит примеры.
Удовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент дает пояснения, показывающие понимание содержания термина, примеры в явном виде не приводит.
Неудовлетворительный уровень оценки критерия ставится, если абитуриент не приводит примеров, не может пояснить содержание термина, привести аргументы.
Каждый уровень оценки по каждому критерию выражается в баллах в соответствии с таблицей № 2.
Таблица № 2. Критерии и уровни оценивания раскрытия термина
№ п/п | Критерии оценки раскрытия термина | Уровень оценки критерия в баллах[3] | ||
Высокий | Удовлетворительный | Неудовлетворительный | ||
4. | Правильность и полнота раскрытия содержания термина | |||
5. | Умение привести аргументы, назвать признаки, проиллюстрировать примерами термин | |||
ИТОГО: |
Максимальный общий балл за раскрытие одного термина – 10 баллов.
При ответе абитуриента раскрытие теоретического вопроса и раскрытие терминов оценивается каждым членом экзаменационной комиссии, согласно предложенным критериям (см. таблицу № 3).
Таблица № 3. Критерии и уровни оценивания ответа абитуриента
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС | |||
Уровни оценивания | Указания к оцениванию | Балл | |
Критерий № 1. Полнота раскрытия содержания вопроса. Логичность, последовательность изложения вопроса. | |||
Максимальный | Абитуриент: в полном объеме, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопроса; не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменаторов; логично, последовательно излагает материал, не допуская ошибок. | ||
Высокий | Абитуриент: правильно, по существу и последовательно излагает основное содержание вопроса; при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей; ответил на большинство дополнительных вопросов. | ||
Удовлетвори- тельный | Абитуриент: содержание вопроса изложил поверхностно, только основные положения без должного обоснования; допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки; нарушает последовательность в изложении материала; испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов. | ||
Неудовлетвори-тельный | Абитуриент: не знает основных положений материала по вопросу; при ответе на билет допускает существенные ошибки; не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать. | ||
Критерий № 2. Использование научной лексики. Знание и правильность применения терминов, понятий, категорий, концепций и теорий | |||
Максимальный | Абитуриент: при ответе корректно использует термины и понятия в контексте ответа; в ходе раскрытия вопроса представляет различные точки зрения, концепции и теории. | ||
Высокий | Абитуриент: при ответе корректно использует и называет большинство терминов и категорий по вопросу; вопрос раскрывается с использованием отдельных точек зрения. | ||
Удовлетвори- тельный | Абитуриент: раскрывает вопрос на бытовом уровне; при ответе применяются отдельные термины и категории или допускается ошибочное применение некоторых терминов. | ||
Неудовлетвори- тельный | Абитуриент не использует при ответе научной лексики. | ||
Критерий № 3. Аргументированность ответа. Использование при ответе примеров из различных сфер жизнедеятельности, иллюстрирующих содержание вопроса | |||
Максимальный | Абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит различные аргументы; использует фактический материал; приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения. | ||
Высокий | Абитуриент: в подтверждение теоретических положений приводит отдельные аргументы; использует фактический материал; не приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения. | ||
Удовлетвори- тельный | Абитуриент: олько приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения. | ||
Неудовлетвори- тельный | Абитуриент: не приводит аргументов и примеров в подтверждение теоретических положений; при ответе не используется фактический материал. | ||
ТЕРМИНЫ | |||
Уровни оценивания | Указания к оцениванию | Балл | |
Критерий № 1. Правильность и полнота раскрытия содержания термина | |||
Высокий | Абитуриент в полном объеме, исчерпывающе и правильно раскрыл смысл понятия. | ||
Удовлетвори- тельный | Абитуриент смысл понятия в явном виде не раскрыл, но объясняет его значение правильно. | ||
Неудовлетвори-тельный | Абитуриент не раскрывает содержания термина или раскрывает его не верно. | ||
Критерий № 2. Умение привести аргументы, назвать признаки обществоведческого термина, проиллюстрировать его примерами | |||
Высокий | Абитуриент, раскрывая содержание понятия, называет признаки, критерии, характерные особенности и.т.п. (если такое возможно в отношении термина), приводит примеры. | ||
Удовлетвори- тельный | Абитуриент дает пояснения, показывающие понимание содержания термина, примеры в явном виде не приводит. | ||
Неудовлетвори-тельный | Абитуриент не приводит примеров, не может пояснить содержание термина, привести аргументы. |
Определение результата оценки ответа абитуриента экзаменатором осуществляется путем сложения баллов, выставленных за ответ на вопрос и баллов за раскрытие обществоведческих терминов.
Методика подсчета итогового балла следующая:
1 шаг - суммирование баллов, выставленные за первый теоретический вопрос по трем критериям (15+10+10=35)
2 шаг - суммирование баллов, выставленные за второй теоретический вопрос по трем критериям (15+10+10=35)
3 шаг – суммирование баллов, выставленных за раскрытие терминов (10 (5+5)+ 10 + 10 = 30)
3 шаг – подсчитывается общая сумма баллов (35+35 +30=100)
При обсуждении между членами экзаменационной комиссии высчитывается средний балл, который объявляется в качестве итоговой оценки абитуриента.
[1] См.: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 11.12.2020) // Российская газета. № 139. 21.06.2012.
[2] Может использоваться при формировании контрольных материалов.
[3] В таблице приведен максимальный балл. Член экзаменационной комиссии по своему усмотрению может его понизить.