Развитие городов, торговли. Строительство дорог




Развитие городов

Развитие городов получило свое дальнейшее развитие в течение XVIII в. Прежде всего, значительно изменилась структура городского населения. Кроме военно-административного персонала в городах проживали купцы, цеховые ремесленники и мещане, к которым относили учителей, врачей, церковнослужителей, музыкантов, а также представителей других профессий. Так, в Мариуполе в 1780 г. цеховые работники составляли 1149 человек, мещане- 13, а в Бахмуте — соответственно 21 и 138. Кроме того, в Бахмуте и Торе отмечены еще и солевары. В первом их насчитывалось 1437, а во втором — 1579 человек. Все это свидетельствует о том, что к концу XVIII в. города нашего Донбасса постепенно превращаются из военно-административных центров в хозяйственно-административные.

Особенно усилился этот процесс после присоединения Крыма к России и исчезновения угрозы татарских набегов. В связи с этим оборонительные функции городов исчезли. Города Бахмут, Тор (с 1784 г. -. Славянск), Мариуполь, превратившиеся в хозяйственные центры края, все больше приобретают вид городских поселений, а Маяк и Райгородок превращаются в обыкновенные сельские поселения.

Население как в городах, так и в селах стало больше уделять внимания обустройству своих жилищ И хозяйственных построек. В городах, кроме общественных зданий, из камня и кирпича стали строить и жилые дома, покрывать их черепицей. Особенно строительство каменных домов получает распространение в приморских районах, бедных на лес, в частности, среди греков. Жители в сельской местности отдавали предпочтение камышу как наиболее распространенному виду строительного материала и хворосту. Построенные из них дома обкладывали с обеих сторон глиной, что способствовало хорошему сохранению тепла зимой и прохлады летом. В преобладающем большинстве дома покрывались соломой. Русское население по возможности предпочитало строить дома из дерева. Разнообразнее и изысканнее стал набор домашней утвари, особенно у горожан. В сельских домах в преобладающем большинстве упоминается стол, скамейки вдоль стен, возле печи лежанки. С конца XVIII в. помещики стали строить свои дома из кирпича, оборудовать их изысканной мебелью, возле домов устраивать сады и содержать садовников. В садах перечисляются разные виды деревьев, кустов, цветники.

Одновременно с основанием новых поселений строились и церкви. В городах упоминается даже по нескольку церквей. Так, в 1780 г. в Бахмуте функционировало 4 церкви, среди которых одна каменная, а три деревянных; в Мариуполе - 2 (каменная и деревянная); в Славянске - 3 (одна каменная и две деревянных). При церквах организовывались приходские школы, в которых дети учились читать, писать, считать, петь церковные песни, получали знания из религии. В конце XVIII в., как и по всей России, в уездных городах появляются двухклассные училища, в которых могли учиться дети всех сословий. В1772 г. в Бахмуте при Покровской церкви была открыта духовная семинария, готовившая церковнослужителей. Некоторые из ее учеников продолжали обучение в других учебных заведениях, в том числе в Харьковском коллегиуме и в Москве. Многие из них по окончании этих учебных заведений возвращались в родные места и работали церковнослужителями, учителями, чиновниками государственных учреждений.

До 1787 г. важное место в духовной и культурной жизни края занимал Святогорский монастырь. В связи с проводимой правительством России секуляризацией церковных и монастырских земель в этом году все имущество монастыря перешло в казну, а монахи были разогнаны. В 1790 г. Екатерина II подарила владения монастыря князю Г. Потемкину. На то время монастырь владел около 25000 десятин земли и почти 1,5 тыс. крепостных.

Строительство дорог

Расположение региона на Приазовской возвышенности во многом определило сеть путей, которые соединяли население Северного Приазовья и Подонцовья с ближними и дальними соседями. Кроме уже известных путей в XVIII в. появляются новые. К ним в первую очередь следует отнести построенную в 1730-х гг. дорогу,.которая соединила Среднее Поднепровье с Подонцовьем. В 1770-х гг., во время строительства Днепровской линии, проходившей по Берде и Конке, была построена дорога, соединившая Поднепровье с Приазовьем. Наряду с прокладкой новых дорог совершенствуются старые. Прежде всего это относится к главнейшей из них, соединявшей Азов с Изюмом. Она проходила через Бахмут и Тор (Славянск). На ней появились в конце века заезжие дворы, почтовые станции, на которых можно было отдохнуть, поменять лошадей. На дороге, проходившей с древних времен вдоль побережья Азовского моря, в середине 1770-х гг. числилось 7 почтовых станций между Таганрогом и Петровской крепостью (ныне город Бердянск). С основанием новых селений в конце XVIII в. строятся дороги, связывавшие их с уездными центрами и между собой.

Дальнейшее разделение труда в процессе освоения Донбасса, улучшение состояния старых и строительство новых дорог способствовало развитию торговли. Наиболее распространенными товарами, которыми наш край обменивался с другими регионами в течении всего XVIII в., были соль и рыба.

1. Развитие Донбасса в системы

За ними в Приазовье приезжали чумаки и Купцы как из и отдаленных регионов Российской империй. Это способствовало втягиванию края в формировавшийся всероссийский рынок. Например, Бахмутская таможня в октябре 1740 году после уплаты пошлины оформила документы на провоз купленной в торговых рядах города рыбы белгородскому купцу Тимофею Аристову. В мае 1741 г. такое право на провоз купленной на Миусе рыбы в город Севск получил обомянский купец Иван Ширяев. Как отмечают современники, азовская рыба была самой дешевой, что и объясняет приезд за ней купцов даже с Прикарпатья и Польши. Рыба, как и соль, покупалась не только в торговых рядах, но и прямо на рыбных заводах.

Важным товаром, приносившим доход местным жителям, был скот — лошади, крупный рогатый скот и овцы. Бахмутские ярмарки в XVIII в. славились продажей крупного рогатого скота.

Развитие торговли

Наиболее распространенной формой торговли были ярмарки, на которые приезжали купцы из разных мест. Составители описания Азовской губернии отмечали, что на местные ярмарки из Константинополя, греческих островов, Крыма, донских станиц, Полтавы, Харькова и других мест поступали парчовые и шелковые ткани, сукна, ситцы, китайки, полотна, серебряные, золотые и алмазные изделия* сафьян, юфть, железо, медная, оловянная, стеклянная и хрустальная посуда и другие товары. Главными товарами местного происхождения были: рогатый скот, лошади, овцы, икра, масло, сало, пенька, кожи. Через Таганрог поступали на местные ярмарки заморские вина, фрукты, маслины, оливковое масло, рис, табак, бумага. В Бахмуте, Торе, Мариуполе в год проводилось по 4 ярмарки, в Маяках — 1. Проводились ярмарки ив ряде сел - в Ямполе, Райгородке и других. Наряду с ярмарочной, постепенно распространялась и постоянная -лавочная - торговля. В городах и некоторых селах устраивались также еженедельные торги. Развитие торговли способствовало формированию купечества. В 1780 г. в Бахмуте числилось 163 купца, в Мариуполе - 144, а в Торе - лишь 15. В основном это были купцы 3-й и 2-й гильдий, капитал которых составлял от 1000 до 10000 руб. Лишь у бахмутского купца Парфена Гаврилова, относившегося к 1-й гильдии, капитал превышал 12000 руб. Гаврилов был самым богатым купцом во всей Новороссии.

Таким образом, в XVIII в. происходит активный процесс заселения Донбасса, связанный прежде всего с ликвидацией турецко-татарской агрессии и присоединением к Российской империи Крыма. Продолжается активное хозяйственное освоение края, развитие городов, торговли. Значительно расширяется инфраструктура региона, в значительной мере за счет строительства дорог и развития торговли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: