Индивидуальное строение уздечки




Постановка звука «р» ребенку поэтапно.

Основным способом общения человека является его речь. Это средство для налаживания социальных контактов, которые помогают развивать познавательную деятельность. Из-за сложности произношения некоторые звуки не сразу поддаются правильному произношению детьми.

Согласно статистике, одним из самых сложных для большинства детей является звук «р». Если после 5 летнего возраста у ребенка возникают сложности с его произношением, необходима помощь специалиста или занятия родителей в домашних условиях для постановки звука в целях корректировки правильной речи. (слайд №1)

Когда нужна коррекция

Коррекция нарушений в произношении звука «р» (неправильное звучание или отсутствие) необходима по достижении ребенку пяти лет. До этого времени логопеды считают нормой неумение правильно произносить или пропускать р, так как это один из сложнейших звуков. (слайд №2)

Для правильной постановки необходимо:

· иметь достаточный словарный запас;

· уметь удерживать произнесенные звуки;

· иметь развитый речевой аппарат. (слайд №3 )

Звук [Р] – язычно-альвеолярный дрожащий твердый согласный звук.

Звук [РЬ] – дрожащий мягкий согласный звук, отличается от [Р] приподнятым положением спинки языка и смещением кончика языка от альвеол вперед к верхним резцам.

Чтобы научиться правильно произносить звук [Р], рот должен быть приоткрыт, зубы не сомкнуты. Кончик языка широкий и напряженный, поднят к альвеолам (бугорки за передними зубами). Края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка приподнята. Сильная струя воздуха проходит через рот и вызывает колебания кончика языка.

Нарушение правильного произношения звуков [Р] и [РЬ] обозначается словом «ротацизм» (от греческой буквы «ро»). Различают 12 основных видов ротацизма: (слайд №4)


1. Пропуск звука. Это просто отсутствие звука в нужном месте: «ека» вместо «река», «кот» вместо «крот» и т. п.

Велярный, ранее известный как картавость. Поток воздуха вызывает вибрацию

2. Увулярный или горловое произношение. Не считается искажением для некоторых языков со специфическим [Р], например, для французского. Звук образуется глубоко в горле при вибрации мягкого язычка, напоминает рокот.

3. Велярный, ранее известный как картавость. Поток воздуха вызывает вибрацию неба из-за неправильного положения корня языка.

4. Боковой. Из-за вибрации боковой части языка образуется некий средний звук между [Р] и [ЛЬ]. Часто встречается при врожденных дефектах полости рта.

5. Интердентальный. При образовании звука язык находится между зубами.

6. Назальный. Звук образуется в глотке при помощи задней части неба.

7. Щечный. В звукообразовании участвуют щеки и боковые части языка.

8. Билабиальный (он же кучерный или губной). Звук образуется вибрацией губ при прохождении через них потока воздуха. Напоминает окрик наездника, чтобы остановить лошадь (тпррру).

9. Проторный (одноударный). Отсутствие вибрации кончика языка при правильной артикуляции, или же язык вибрирует всего один раз. Звук получается коротким, похожим на [д], не получается «рычать».

10. Гортанный. Звук образуется в горле голосовыми связками.

11. Носовой. Воздух идет через нос, получается хриплый гнусавый звук.

12. Фарингальный. В звукообразовании участвует задняя стенка глотки и корень языка. Получается хриплый звук. (слайд №5)

Причины отсутствия правильного «Р»

· стоматологическая проблема — неправильный прикус зубов;

· проблема образования вибраций — неправильное речевое дыхание;

· индивидуальное строение уздечки – не развитая короткая;

· ослабление лицевых мышц — плохое развитие артикуляционного аппарата;

· неправильно восприятие звуков — проблема в речевом слухе. (слайд№6)

Неправильный прикус зубов

Когда верхняя или нижняя челюсти выдвинуты вперед – признак неправильного прикуса. Для исправления прикуса следует посетить стоматологию с обращением к стоматологу-ортодонту. (слайд №7)

Неправильное речевое дыхание

Звук «р» — сонорный. Природа появления – создание вибраций с помощью кончика языка, когда он упирается в бугорки верхнего неба около зубов. Вибрации образуются, как правило на выдохе, но есть несколько упражнений с тренировкой появления звука р на вдохе.

Если у ребенка присутствует нарушение в производстве выдоха-вдоха, или выдох слабый, — вибрации не образуются, вследствие чего звук «р» или неправильно звучит, или вообще не появляется. .(слайд №8)

 

Индивидуальное строение уздечки

Подъязычная короткая уздечка не позволяет произносить звук «р». При правильном выговаривании необходимо умение поднимать язык к небу или зубам вверх. Укороченная уздечка не дает ребенку полностью поднимать язык. Развитой уздечка считается, если при растяжении ее длина составляет 8 мм. (слайд №9)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: