Плохое развитие артикуляционного аппарата




Губы, мяг­кое нёбо, язык и нижняя челюсть – это органы в аппарате артикуляции. Ослабление в развитии движения речевых мышц лица у ребенка (парез) можно определить при помощи упражнений. (слайд №10)

Проблемы в речевом слухе

Фонематическое восприятие или развитие речевого слуха начинает работать к 4 годам. О нарушениях восприятия звуков показывает процесс замены ребенком звуков, например рука-лука или пропуск «р» — рука-ука.

(слайд №11)

 

 

Приступая к постановке звука [Р], избегайте распространенной ошибки родителей: не заставляйте ребенка правильно произносить звук сразу в словах и предложениях. Автоматизацией звука [Р] в речи следует заниматься отдельно, после того, как ребенок освоил его автономное воспроизведение. Даже научившись правильно «рычать», ребенок не сможет использовать только что освоенный звук в беглой речи первое время. Для этого необходимо выработать мышечную память, которая позволит правильно артикулировать звук без сознательных усилий, автоматически. Мышечная память вырабатывается, когда выполняется постановка звука [Р] поэтапно, многократным повторением правильной артикуляции, которую сначала нужно поставить и только потом закреплять.

ВАЖНО! Начните занятия с автономной постановки звука. Автоматизация звука [Р] в стихах и скороговорках, в речи станет возможной только тогда, когда ребенок научится правильно его произносить отдельно от слов и предложений.

Лучше и легче всего научить ребенка выговаривать [Р] от другого звука, который уже ему дается. Рассмотрим логопедические упражнения на звук [Р] со звуками [Д], [Ж] и [С].

От звука [Д]

Попросите ребенка звонко и без остановки произносить звук [Д]. Кончик языка при этом должен быть сильно прижат к альвеолам: [ДДДД]. От силы нажатия на кончике языка возникнет вибрация, и вы услышите что-то вроде [ДДДРР]. Этот звук закрепляем и начинаем отрабатывать слоги с гласными: дро, дру, дра, дры. После чего переходим на слова: дрова, друг, дракон, дрына и т. д. Меняем [Д] на [Т]: тро, тру, тра, тры, тротуар, трусишка, трава и т. д. Если все получается хорошо, пробуем отключать вспомогательный звук.

(слайд №12)

От звука [Ж]

Если с [Ж] у ребенка нет никаких проблем, можно попробовать перевести этот звук в [Р] при помощи незамысловатого упражнения. Попросите ребенка тщательно и долго произносить [Ж], при этом отодвигая язык глубже в рот. Как только язык будет отодвинут достаточно глубоко, вы услышите короткий звук [Р]. Повторяйте это упражнение для закрепления звука. Когда звук будет закреплен, переходите к произношению слогов, а затем – слов.

(слайд №13)

От звука [С]

Это очень необычный способ извлечения звука [Р], который производится на вдохе, а не на выдохе, как другие упражнения и вся наша речь в целом. Очень важно, чтобы ребенок умел свободно и правильно проговаривать [С], иначе в упражнении не будет смысла. Попросите ребенка произносить долгий звук [ССС], затем сделать вдох ртом, прижав язык к альвеолам. В результате получится короткий [Р], который можно повторить на выдохе. Это и есть искомый звук, с которым можно работать по уже знакомой схеме (слоги, слова и т. д.). (слайд №14)

Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)

Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.

Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.

1. Ребенок повторяет последний слог, с гласным звуком на конце:

На полу стоит ведро – ро-ро-ро.

Летом сильная жара – ра-ра-ра.

Вот работают бобры – ры-ры-ры.

Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.

2.Повторение слога, где гласный звук расположен перед звуком «р»:

Мы за мир – ир-ир-ир.

Я подметаю двор – ор-ор-ор.

Мы покормим кур – ур-ур-ур. (слайд №15)

Мимическая гимнастика

Для разработки мышц лица, которые участвуют в постановке «р» используется мимическая гимнастика.

Она способствует:

· подготовке лицевых мышц для работы;

· развитию четкой дикции;

· развитию движений органов артикуляции;

· тренировке мускулатуры языка, неба и губ.

Гимнастику проводить перед зеркалом, применяя элементы игры:

· открыть широко глаза – испугаться;

· брови поднять в верх – удивиться;

· нахмурить лоб – сердиться;

· высунуть язык и подышать, как щенок;

· имитация вылизывания, как кошка;

· быстро моргать;

· подмигивать глазами поочередно;

· надувать и поджимать губы;

· надуть щеки и втягивать. (слайды №№16,17)

Дыхательная гимнастика

Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;

Рекомендации при проведении гимнастики:

· до 7 лет обязательно присутствие взрослых для безопасности;

· состояние ребенка – спокойное, не игривое;

· упражнения выполнять в спокойном темпе;

· контролировать самочувствие ребенка;

· не делать резких выдохов.

Комплекс упражнений для занятий с повторением каждого 3-4 раза:

· Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.

· Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.

· Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.

· Лежать на спине, вытянуть ноги, глаза закрыть (тело должно быть расслабленным). Положить ладони на живот. Выдохнуть медленно воздух, втянуть одновременно живот к позвоночнику. Вдох и живот поднимать с ладоням и раздувать в шар.

· На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.

· Зажечь свечу – дать ребенку потушить.

Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.

(слайды №18,19,20)

Список литературы:

1. Комарова Л.А. Комплект пособий по закреплению произношения звуков (10 альбомов).

2. Азова Е.А., Чернова О.О. «Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Издательство: Сфера,2012.

3. Дидактический материал для логопедов Авторы/составители:

Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Издательство: ГНОМ и Д, 2017.

4. Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р, РЬ.

«М:Аркти, 2004.

5. Жихарева–Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р. Гуманитарный издательский центр Владос. М., 2009.

6. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно «Р – РЬ». Логопедический альбом. ООО Издательство «Росмен – пресс». М., 2002

7. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках

8. Нищева Н.В. «Картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков», Издательство: Детство-пресс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: