Бедность и « умышленный » город




 

На мировоззрение подпольного человека, на его характер безусловно существенное влияние оказала мировая философия и литература, различные политические процессы общества, за которыми он наблюдает из своего подземелья. Но Достоевский дает нам также понять, что убеждения человека формируются под влиянием его материального неблагополучия и зависят даже от «умышленного» города, в котором он проживает.

«Архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня, - именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Характерного в положительном смысле, своего собственного, в нем разве только вот эти деревянные, гнилые домишки, еще уцелевшие даже на самых блестящих улицах рядом с громаднейшими домами и вдруг поражающие ваш взгляд словно куча дров возле мраморного палаццо…он отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод; все постепенно заимствованно и все по-своему перековеркано…В этих зданиях как по книге, прочтете наплывы всех идей и идеек, правильно или внезапно залетевших к нам из Европы и постепенно нас одолевавших и полонивших… Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете!» («Дневник писателя» 1873 г.) И вот горькое признание Достоевского в конце жизни, в записной тетради 1881 г.: «Народ. Там вс. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте.

Люблю тебя, Петра творенье.

Виноват, не люблю его ».

 

***

Ницше осмелился не только поставить вопрос подпольного человека, но и дать на него ответ. «Великие эпохи нашей жизни, - говорит он, - начинаются тогда, когда мы приобретаем смелость переименовать в добро то, что мы в себе считали злом ». Полнее та же мысль выражается в другом афоризме: «Рискуя оскорбить невинный слух, я устанавливаю следующее положение: эгоизм лежит в основе всякой аристократической души - я имею в виду непоколебимую веру, что существам, как мы, все другие существа по самой природе вещей должны быть подчинены и приносимы в жертву. Аристократ принимает этот факт своего эгоизма как нечто не требующее никаких разъяснений, не видя в нем ни жесткости, ни насилия, ни произвола, скорей, как нечто обусловленное мировыми законами; если бы потребовалось найти для него название, он бы сказал: это сама справедливость». Л.И.Шестов замечает, что поскольку эти слова относятся к самому Ницше, тут есть небольшая неточность. «Свой эгоизм он не принимал как факт, не требующий объяснения. И вообще "эгоизм", очень и очень смущал Ницше - казался ему тривиальным, отвратительным. Так что, ввиду этого, слово "аристократ" следует заменить другим, менее красивым словом "подпольный человек". Он сам был только "подпольным человеком"... К аристократам, счастливым, удачникам, победителям он пристал лишь по посторонним соображениям, которые вполне объясняются следующим его признанием: «Великое преимущество аристократического происхождения в том, что оно дает силы лучше выносить бедность». Ницше казалось, что его бедность будет меньше заметна под аристократическими манерами.

 

Понятие «бедность » вероятно значит для Достоевского нечто иное, чем просто скудный бюджет. Это состояние накладывает отпечаток на моральный облик героев, на их душевные качества и на мировоззрение. «Бедные люди капризны, это уже от природы устроено… Он, бедный человек-то, он взыскателен; он и на свет-то Божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, - дескать, не про него ли там говорят?.. Ведь для людей и в шинели ходишь, да и сапоги, пожалуй, для них же носишь… » (Ф.М. Достоевский «Бедные люди») Не правда ли, вспоминается подпольный герой, который вынужден был запастись новой одеждой, дабы отомстить своему обидчику… А дырявый халат нашего 40-летнего холостяка не лучшим образом сказался и на его мировоззрении, и на его… вирильности (и может быть, эрекции?).

 

«…бедность остается бедностью, несмотря ни на какие манеры. И эгоизм, о котором говорит Ницше, был эгоизм не аристократа, спокойно и уверенно принимающего жертвы, а эгоизм бедняка, нищего, возмущенного и оскорбленного тем, что даже и жертвами его брезгуют. В том и вся громадная заслуга Ницше, что он умел пред лицом всего мира отстоять "эгоизм" бедности, не той бедности, с которой борются общественными реформами, а той, для которой и в благоустроеннейшем государстве будущего не найдется ничего, кроме сострадания, добродетелей и идеалов. Ведь в государстве будущего так же нет места для трагических людей, как и в государствах современных, и так называемая буржуазная мораль там будет лишь настолько изменена, насколько это нужно для "счастья большинства". Для людей же вроде Достоевского и Ницше она будет целиком сохранена, им по-прежнему достанутся в удел прославленные аскетические идеалы и то "прекрасное и высокое", которое так надавило за тридцать лет затылок подпольному человеку. » (Л.И. Шестов)

 

Заключение

Тема данной работы неисчерпаема: каждый понимает и трактует увиденное и прочитанное в «Записках из подполья» в зависимости от личного опыта и …уровня терпимости. Стать зрелым человеком значит перестать быть подростком, то есть тем, кто в независимости от возраста остается нигилистом, индивидуалистом и эгоистом и который все силы души своей направляет на то, чтобы выделиться из толпы и отбросить общепринятые идеалы, отстраниться от навязанной морали… И кажется ему, что он всех умнее и талантливее. Соблазн «зацепиться » за свои способности и интеллект возможно не намного хуже другого греха - считать себя более духовным. «Блаженны нищие духом »? В конечном итоге, подпольный человек не так уж и страшен и влияние его на неокрепшую психику читателей, которые чрезмерно склонны к «погружению» в образ персонажа, можно попытаться нейтрализовать при помощи шутливой формулы: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Однако вернемся к более серьезым сентенциям, чтобы не впадать в чрезмерный примитивизм.

 

Критик Николай Константинович Михайловский (1842-1904) назвал Достоевского «жестоким талантом », это определение долго было популярно. Достоевского и до сих пор так называют. И то верно, что страшное и жуткое рассказывает он о человеке. Всего страшнее его рассказ не тогда, когда он изображает человека в ярости и буйстве, в огненном вихре страстей и искушений, а когда с неподражаемой зоркостью он изображает мертвую зыбь распавшегося духа, опустошение падших людей, когда он показывает страшные образы небытия.

 

И тем не менее, "… любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь" (Из слов, сказанных В.С.Соловьевым на могиле Достоевского 1 февраля 1881 г.)

 

«Хyдoжecтвeннaя нayкa или нayчнoe xyдoжecтвo Дocтoeвcкoгo иccлeдyeт чeлoвeчecкyю пpиpoдy в ee бeздoннocти и бeзгpaничнocти, вcкpывaeт пocлeдниe, пoдпoчвeнныe ee cлoи. Дocтoeвcкий пoдвepгaeт чeлoвeкa дyxoвнoмy экcпepимeнтy, cтaвит eгo в иcключитeльныe ycлoвия, cpывaeт вce внeшниe нaплacтoвaния, oтpывaя чeлoвeкa oт вcex бытoвыx устоев… Bce твopчecтвo Дocтoeвcкoгo ecть виxpeвaя aнтpoпoлoгия. B aнтpoпoлoгии Дocтoeвcкoгo нeт ничeгo cтaтичecкoгo, ничeгo зaстывшeгo, oкaмeнeвшeгo, вce в нeй динaмичнo, вce в движeнии, вce — пoтoк pacкaлeннoй лaвы. Дocтoeвcкий зaвлeкaeт в тeмнyю бeзднy, paзвepзaющyюcя внyтpи чeлoвeкa. Oн вeдeт чepeз тьмy кpoмeшнyю. Ho и в этoй тьмe дoлжeн вoccиять cвeт. Oн xoчeт дoбыть cвeт вo тьмe » (Н.А. Бердяев)

 

«Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость! Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной "ниве"... Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя - и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его… » (Ф.М. Достоевский) И это самое трудное - преодолеть собственную гордыню и усмирить себя. Каждый из нас тащит из прошлого претензии к другим людям и политическим режимам, недовольство жизнью и уныние, а всего-то и дел: измени себя, и тогда изменится мир, который тебя окружает.

 

 

Используемая литература:

 

1. Ф.М. Достоевский «Записки из подполья »

2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди »

3. Ф.М. Достоевский «Дневник писателя » 1873 г., 1877 г.

4. Ф.М. Достоевский Записная тетрадь 1881 года

5. Н. А. БЕРДЯЕВ «ОТКРОВЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО [1] [1] Bпepвыe: Pyccкaя мысль.. 1918. Kн. III — IV. Пeчaтaeтcя пo этoмy издaнию.

6. Н.А. Бердяев «Миросозерцание Достоевского »

7. Г.В.Флоровский статья «Религиозные темы Достоевского "

8. В.С.Соловьев "Три речи в память Достоевского" (1881 - 1883).

9. Л.И. Шестов «Достоевский и Ницше »

10. В. В. Розанов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: