Тема: Основные теоретические ориентации в западной социальной психологии: история и современное состояние




Вопросы для обсуждения

1) Характеристика необихевиористкой ориентации в СП (Механизмы социального научения Н. Миллера и Дж. Долларда. Подход А. Бандуры к пониманию подражания и агрессивности. Основные положения теории взаимодействия исходов Д. Тибо и Т. Келли).

2) Особенности психоаналитической ориентации в СП.

3) Становление когнитивисткой ориентации в СП (Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

4) Специфика интеракционисткой ориентации в СП (Концепция Дж. Мида. Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма).

5) Опыт построения общей теории Р.Харре.

Литература

Андреева Г.М, Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-воМГУ, 1978. Гл. II–V.

Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л,А. Петровской. М,: Изд-во МГУ, 1984.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.

 

 

Семинар № 2

 

Тема: Интерактивная сторона общения. Психологическое воздействие.

Основные понятия: интеракция, конфликт, психологическоевоздействие, подражание, заражение, внушение, убеждение, манипуляция, транзактный анализ.

Основные вопросы занятия

1. Общение как организация взаимодействия.

2. Виды и стратегии межличностных взаимодействий (на примере конфликта).

3. Виды межличностных взаимодействий и их характеристика в рамках транзактного анализа Э. Берна.

4. Механизмы психологического воздействия: убеждение, внушение, заражение.

5. Тактики влияния и манипулирования в общении.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: - опрос студентов по основным вопросам занятия;

- рассмотрение краткого опорного конспекта по теме занятия (представляет преподаватель);

- психологическая игра «Дилемма заключенного»;

- групповое обсуждение стратегий взаимодействия, выбираемых участниками игры;

- проверка усвоения знаний с помощью контрольных вопросов;

- диагностика ролевых позиций в межличностном взаимодействии по Берну с помощью методики «Три Я» (на занятии).

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности эмоциональных проявлений на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

2. Какие понятия характеризуют пространство межличностного взаимодействия?

3. Какая из трех стратегий воздействия (императивная, манипулятивная, диалогическая) будет наиболее эффективной в таких экстремальных ситуациях, как: а) утечка газа на предприятии по производству топлива; б) срочный заказ в дизайнерской фирме; в) получение секретных данных о расположении войск противника; г) усмирение изрядно выпившего знакомого?

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004. Гл. 6.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Теории диадического взаимодействия // Социальная психология. Хрестоматия. М., 2003. С. 126-136.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2004. Гл. 13.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. (Любое издание.)

5. Битянова М.Р. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2008. Раздел 2, п. 2.4.

6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003. С. 270-278.

7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб, 2003. Раздел 3.

Дополнительная:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. – М., 1996.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. Гл. 15.

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

6. Психология: Учебник / В.М. Алахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв. ред. А.А. Крылов. – М., 2004. Гл. 21,24.

7. Социальная психология: Психология общения. Часть 1:Учебно-методическое пособие. / Сост. А.В. Андриенко. – Армавир, 1997.Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. – М., 1999.

8. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2002. Гл. 18.

9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 1999.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполнение социально-психологического тезауруса (см. выше – основные понятия).

2. Темы рефератов по проблемам межличностного взаимодействия:

1. Взаимодействие с точки зрения символического интеракционизма.

2. Взаимодействие с точки зрения транзактного анализа.

3. Влияние людей друг на друга: теория и практика.

4. Манипуляции в общении.

5. Просоциальное поведение: почему люди помогают друг другу.

6. Проблема агрессии в социальной психологии.

7. Теории межличностного взаимодействия как обмена.

 

 

Семинар № 3

 

Тема: Стереотипизация в социальном познании. Каузальная атрибуция.

Основные понятия: социальная категоризация, социальный стереотип, предубеждение, атрибуция каузальная, фундаментальная ошибка атрибуции.

Основные вопросы занятия

1. Категоризация мира и процесс возникновения социальных стереотипов.

2. Свойства и виды социальных стереотипов.

3. Каузальная атрибуция: как мы объясняем причинность.

4. Ошибки атрибуции.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- устный опрос студентов по основным вопросам занятия;

- рассмотрение примеров из собственного жизненного опыта;

- составление таблицы;

- диагностика преобладающего типа атрибуции (личностная, объектная, ситуативная) – на занятии.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы // Социальная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С.152-175.

2. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Социальная психология. Хрестоматия. – М., 2003. С.146-152.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,2004. Гл. 7.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004. Гл. 12.

5. Битянова М.Р. Социальная психология: Учеб. пособие. – СПб., 2008. Раздел 2, п. 2.3.

6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб, 2003. Раздел 6.

Дополнительная:

1. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. С. 276-289.

2. Бодалев А.А. Познание человека человеком как научная проблема // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. С. 236-249.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. Гл. 3.

4. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1998. С. 322-338.

5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М., 2003. С. 246-270.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: