Исходит из общехристианских концепций, созданных Августином и систематизирует их.
У Аквинского, в отличие от Августина, есть право, которое делится на человеческое и божественное. Дополняется это право естественным и вое-установленном. При этом в Аквинский вводи иерархию права.
Фома совмещает античную концепцией с христианской традицией, используя античную как способ.
Божественное – выше чем человеческое. Естественное – выше, чем воле-установленное. Таким образом на верхушке иерархии будет право Божественное-естественное – это право является тем, что принадлежит Богу, является неотъемлемым от него. Это вечное и неделимое право. Право само по себе
Вторым правом будет Божественное-воле-установленное – библия. Это и есть тот закон, который Бог создает для людей своей Волей в виде своих откровений. Библейский закон является высшим.
Третьим идет Человеческое-естественно – не что иное, как естественное, но понимается по-другому. Оно есть отражение вечного, божественного-естественного закона. Он находится в согласии с Божественным-естественным, которое отражается в человеческом разуме. Человек, который даже не является христианином, может следовать за этим правом.
Четвертым идет Человеческое-воле-установленное – установленный человеком закон
Эти права образуют иерархию, которая распределяет компетенцию. В компетенции церкви, как духовной власти, находятся второе и третье право. У государства есть только Человеческое-воле-установленное.
Таким образом, государство подчиняется церкви, а сама концепция создает структуру.
Тема 8. Этатистские идеи эпохи возрождения. Этатизм. Учение Никола Макиавелли и Жана Бодена.
Этатизм – идея абсолютной роли государства в общественной и частной жизни. Утверждение приоритета государства над обществом и личностью.
Учение Макиавелли (15 в.)
Государство – это система подчинения единой и единичной воле, сдерживающая внутренние и внешние угрозы.
Целью государства – это утверждение и сохранение власти, как единой и единичной в пределе воли, сдерживающий разрушительный эгоизм большинства (борьба за власть).
Сама схема борьбы за власть – это политика (чистая). Это та сфера, которая не зависит от общества (этики), от церкви (морали).
Цель политика – сделать так, чтобы общество, которая является властью, было его собственной властью. Т.е. сохранение общества – благо общее.
Подоплека – с т.з. Макиавелли нет государства, которому бы что-то не противостояло. Соответственно, когда появляется власть, то появляются конкуренты, которых необходимо устранить.
Учение Ж.Бодена
Возникает понятие суверенитета.
Суверенитет – в понимании ИППУ, это свойство государственной власти. Является совокупностью 3х составляющих
1. Абсолютность – действительность власти во всех сферах общественных и частной жизни. Этатизм.
2. Постоянство власти
a. Неизменное действие власти – константная, постоянная власть, вне зависимости от указов.
b. Непрерывность действия власти – действует постоянно. Власть существует в бытии монарха. При этом она наследуется сыном.
3. Неделимость (единственность) – она не передается каким-то лицам. Именно он делает несовместимой теорию суверенитета с теорией разделения властей.
5 признаков:
1. Законодательная власть
2. Исполнительная власть
3. Высшая судебная власть
4. Международно-политическая власть (решение вопросов войны и мира)
5. Полномочие помилования – проявление высшей судебной власти. Король может вопреки решению высшего суда может помиловать осужденного и ему никто не может помешать. В этом заключена власть в ее высшем свойстве. По факту, все остальные власти есть не что иное, как фикция. Монарх есть тот, кто казнит и милует.
Тема 8. Естественно-правовые учение 17 века.
Учение Гуго Гроция
Создал понятие естественного права в том виде, в котором оно существует до сих пор.
Атрибуты
1. Сущность права – Это главное свойство права, которое говорит о том, что право есть именно право, а не что-то другое, вне зависимости от его каких-то свойств.
2. Естественное право предшествует любому другому праву – человеку уже принадлежит естественное право.
3. Это право, которое является разумной природой человека. У новорожденного ребенка и у глубокого старика уже/все же есть естественное право
4. Справедливость – тождество естественного права и справедливости.
Классификация права по Гроцию
Естественное – не делится на части, т.к. оно есть сущность
Воле-установленное
Божественное
Общее для всех народов
Предназначенное для отдельного народа
Человеческое
Государственную – законы воле-установленное-человеческое – в более узком смысле (семейное право)
Право воле-установленное человеческое в более широком (международное право)
Международное право – воле-установленное право, которое характеризует международные отношение, основным вопросом является установление войны и мира.
Речь идет о праве войны. Война может идти по праву. Если человек убивает на войне, то он не может быть судим по естественному и божественному праву. Цель войны – восстановить нарушенное каким-либо действие международное право