Тема 7. Учение Фомы Аквинского (13в)




Исходит из общехристианских концепций, созданных Августином и систематизирует их.

У Аквинского, в отличие от Августина, есть право, которое делится на человеческое и божественное. Дополняется это право естественным и вое-установленном. При этом в Аквинский вводи иерархию права.

Фома совмещает античную концепцией с христианской традицией, используя античную как способ.

Божественное – выше чем человеческое. Естественное – выше, чем воле-установленное. Таким образом на верхушке иерархии будет право Божественное-естественное – это право является тем, что принадлежит Богу, является неотъемлемым от него. Это вечное и неделимое право. Право само по себе

Вторым правом будет Божественное-воле-установленное – библия. Это и есть тот закон, который Бог создает для людей своей Волей в виде своих откровений. Библейский закон является высшим.

Третьим идет Человеческое-естественно – не что иное, как естественное, но понимается по-другому. Оно есть отражение вечного, божественного-естественного закона. Он находится в согласии с Божественным-естественным, которое отражается в человеческом разуме. Человек, который даже не является христианином, может следовать за этим правом.

Четвертым идет Человеческое-воле-установленное – установленный человеком закон

Эти права образуют иерархию, которая распределяет компетенцию. В компетенции церкви, как духовной власти, находятся второе и третье право. У государства есть только Человеческое-воле-установленное.

Таким образом, государство подчиняется церкви, а сама концепция создает структуру.

Тема 8. Этатистские идеи эпохи возрождения. Этатизм. Учение Никола Макиавелли и Жана Бодена.

Этатизм – идея абсолютной роли государства в общественной и частной жизни. Утверждение приоритета государства над обществом и личностью.

Учение Макиавелли (15 в.)

Государство – это система подчинения единой и единичной воле, сдерживающая внутренние и внешние угрозы.

Целью государства – это утверждение и сохранение власти, как единой и единичной в пределе воли, сдерживающий разрушительный эгоизм большинства (борьба за власть).

Сама схема борьбы за власть – это политика (чистая). Это та сфера, которая не зависит от общества (этики), от церкви (морали).

Цель политика – сделать так, чтобы общество, которая является властью, было его собственной властью. Т.е. сохранение общества – благо общее.

Подоплека – с т.з. Макиавелли нет государства, которому бы что-то не противостояло. Соответственно, когда появляется власть, то появляются конкуренты, которых необходимо устранить.

Учение Ж.Бодена

Возникает понятие суверенитета.

Суверенитет – в понимании ИППУ, это свойство государственной власти. Является совокупностью 3х составляющих

1. Абсолютность – действительность власти во всех сферах общественных и частной жизни. Этатизм.

2. Постоянство власти

a. Неизменное действие власти – константная, постоянная власть, вне зависимости от указов.

b. Непрерывность действия власти – действует постоянно. Власть существует в бытии монарха. При этом она наследуется сыном.

3. Неделимость (единственность) – она не передается каким-то лицам. Именно он делает несовместимой теорию суверенитета с теорией разделения властей.

5 признаков:

1. Законодательная власть

2. Исполнительная власть

3. Высшая судебная власть

4. Международно-политическая власть (решение вопросов войны и мира)

5. Полномочие помилования – проявление высшей судебной власти. Король может вопреки решению высшего суда может помиловать осужденного и ему никто не может помешать. В этом заключена власть в ее высшем свойстве. По факту, все остальные власти есть не что иное, как фикция. Монарх есть тот, кто казнит и милует.

Тема 8. Естественно-правовые учение 17 века.

Учение Гуго Гроция

Создал понятие естественного права в том виде, в котором оно существует до сих пор.

Атрибуты

1. Сущность права – Это главное свойство права, которое говорит о том, что право есть именно право, а не что-то другое, вне зависимости от его каких-то свойств.

2. Естественное право предшествует любому другому праву – человеку уже принадлежит естественное право.

3. Это право, которое является разумной природой человека. У новорожденного ребенка и у глубокого старика уже/все же есть естественное право

4. Справедливость – тождество естественного права и справедливости.

Классификация права по Гроцию

Естественное – не делится на части, т.к. оно есть сущность

Воле-установленное

Божественное

Общее для всех народов

Предназначенное для отдельного народа

Человеческое

Государственную – законы воле-установленное-человеческое – в более узком смысле (семейное право)

Право воле-установленное человеческое в более широком (международное право)

Международное право – воле-установленное право, которое характеризует международные отношение, основным вопросом является установление войны и мира.

Речь идет о праве войны. Война может идти по праву. Если человек убивает на войне, то он не может быть судим по естественному и божественному праву. Цель войны – восстановить нарушенное каким-либо действие международное право



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: